Типы препятствий на входе в рынок

1.Экономия на масштабе и охвате в научных исследованиях – Boeing (космос и оборонные контракты)

2.Экономия на масштабе и охвате в производстве - General Electric
(лампочки)

3.Экономия на масштабе и охвате в материально-техническом обеспечении распределения - Anheuser Busch (пиво)

4.Заблокированность в каналах распределения - General Motors (дилерская сеть по продаже автомобилей)

5.Рекламные расходы - Procter & Gamble (стиральные порошки)

6.Собственные патенты - Polaroid (мгновенная фотография),

собственные технологические процессы - Bausch & Lomb (контактные линзы)

7.Собственность на сырье - Exxon (нефтепромыслы)

8.Преимущества месторасположения - McDonald's (экспресс-питание)

9.Правительственное регулирование - недропользование, коммунальные услуги

10.Опыт в управлении - Merck (фармация)

11.Переключаемые на заказчика издержки - General Dynamics (атомные подводные лодки)

12.Франшиза торговой марки - IBM (компьютеры)

Билет 7

Оценка конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке.

Для рос.нефтегаз.компаний необхд-ть диверсификации потребителей предопределена исторически сложивш-ся ориентацией экспорта энергорес-в на рынок Европы. В рамках усиления интергации ЕС возникают политич.риски по огрничению объемов импорта энергонос-й из России. С точки зр.поставок нефти сит-я для рос.ТЭКа не столь критична, но для разв-я «Газпрома» вопросы сбыта становятся все более актуальными.

Рос.нефтегаз.компаниям в осуществл-и их рын.стратегии присущи в основном «рыночно-имущие мотивы» (связаны с позициониров-м компании на рынке) в силу большей экспортн.ориентации. При растущ.темпах глобализации и ухудш-и геологич.усл-й добычи у себя в стране, на выбор начинают оказывать вл-е и «ресурсно-ищущие мотивы» в инвестиц.деят-ти за рубежом.

Для рос.ВИНК важн.роль в их инвестиц.устремлениях на зап.рынки играют специфич.странов.мотивы, заключ-ся в доступе к зарубеж.сбытовым сетям и реализации товарапо более высок.ценам, чем в России. Важнейш.мотивациями для инвестиций за рубеж также явл-ся наличие в иностр.законод-ве положений, гарантирующих стабильность условий инвестирования и безусловн.исполнимость принятых законов.

После подъема мир.цен с 1999 г. у рос.ВИНК в рез.резкого увелич-я выручки от нефтедобычи открылись возм-ти для расширения зарубеж.активов. Дальнейший рост, обеспечиваемый нов.приобретениями активов за рубежом, для рос.комп-й стал более привлекательным, чем вложение средств в расшир-е и модерниз-ю собств.объектов.Приобретая активы за границей, рос.ВИНК стремились обойти ограничения в экспорте нефти и нефтепрод-в, получить большую долю на рынке, минимизировать налоги в нефтян.сфере, устранить посреднеческ.структуры, действующие от имени правительств стран-получателей или нац.нефт.компаний, а также обеспечить надежн.транзит своему экспорту нефти.

Риски междунар.бизнеса

Однако страт-я географич.диверсификации не обеспечила ожидаемых конкурент.преим-в рос.ВИНК. Оказалось проблематичным получ-е доп.прибылей от перерб-ки рос.нефти на приобрет-х заруб-х заводах, снабжение этих предпр-й сырьем, поставл-м из удален.районов добычи, а условия сохран-я кокурент.позиций требовали существен.сниж-я издержек. К тому же, предложен-е рос.ВИНК объекты были обременены долгами, требовали серьезн.модернизации и знач.кап.влож-й.(напр, НПЗ, приобр-е ЛУКОЙЛом в Болгарии и Румынии)

Приобр-е добывающ.и разведочных активов осуществлялось по-другому- с меньшими затратами и без долговых обременений (наибольш.успехов достиг ЛУКОЙЛ- приобрела солидн.портфель зарубеж.апстрим-проектов).

Позитивн.аспекты (по направлениям) при анализе прием-в межд.диверсиф-и добычи для рос.ВИНК:

1.Рыночн.эффект для отеч.комп-й- выр-ся в сниж-и завис-ти от конъюнктуры внутр.рынка и транспортн.ограничений в виде экспортн.квот, в возм-ти повыш-я конкурентосп-ти за счет использ-я опыта зарубеж.деят-ти и нов.технологий через реализацию совмест.проектов

2.Потрфельн.эффект- комп-и повышают фин.устойчивость через минимизацию рисков (политич., эколонич., налогов.режимы, уров.суммарн.затрат). Следствием созд-я и примен-я взвешенюрисков.политики явл.оптимизация стр-ры активов за счет возмож-тей межд.рынка по срав-ю с ограниченным предложением проектов внутри России

3.Экономика и финансы- диверсиф-я позволит снизить ст-ть привлекаемого капитала для реализ-и проектов на внутр.рынке и облегчит доступ к более дешев.заемн.средствам в др.регионах благодаря присутст-ю в них.

4.Политич.эффект- закл-ся в возмож-ти создания инструмента реализации геополитич.и внешнеэкономич.задач России через отечеств.нефтегаз.компании. Разр-ка зарубеж.активов позволит РФ сформировать свой стратегич.нефтян.резерв внутри страны путем консервации части своих месторожд-й.

Специфика разв-я рос.комп-й предполагает тщательн.подход и обоснование выбора приоритетн.региона для диверсиф-и своей деят-ти, продиктованное набором таких параметров, как наличие необходим.для разв-я актива опыта деят-ти, требуемый размер инвестиций, политич.риски и т.д. Стратегия междун.диверсиф-и активов комп-и опред-т необх-ть вхождения в тот или ин.регион и целесообр-ть приобретения актива еще на этапе функциониров-я (ГРР, добыча у/в, повыш-е нефтеотдачи, разр-ка «низкорентабельных» месторожд-й). Усл-я реализ-и актива в регионе могут знач-но отлич-ся др.от друга, но в то же время быть приемлемыми для целей стратегии компании. Ведущ.рос.комп-и с точки зр.опред-я стратег.направ-й их деят-ти

Наши рекомендации