Педагогика свободы Л.Н. Толстого
Свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа.
Н. Бердяев
Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) – великий мировой писатель, мыслитель, идеолог свободного воспитания в России.
Л.Н. Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей.
«Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса, и опыт будет в состоянии положить твердые основания для науки образования».
Классификационные параметры
Уровень и характер применения: модульно-локальный.
Философская основа: природосообразная.
Методологический подход: гуманистический, индивидуальный.
Ведущие факторы развития: биогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.
Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СЭН.
Характер содержания: гуманитарный, адаптивный.
Вид социально-педагогической деятельности: развивающая, автономизации, социализации, поддержки.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + взаимообучение.
Преобладающий метод: свободный выбор.
Организационная форма: классно-урочная.
Преобладающие средства: вербальные + наглядные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: свободного воспитания.
Направление модернизации: гуманизация и демократизация отношений.
Категория объектов: массовая.
Цели школы
¶ Гармония развития.
¶ Достижение гармонии красоты, доброты и правды.
¶ Свободный ребенок.
¶ Свободное и увлекательное для ребенка учение.
Концептуальные позиции
v Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем.
v Принцип природосообразности: предоставить действовать в деле воспитания не человеку, а природе; внешне невозможно устранить то, что растет изнутри.
v Природой в ребенке заложено влечение к познанию, к образованию, к творчеству, но проявлять это может только в атмосфере свободы.
v Принцип свободы в обучении: свобода от всяческого принуждения.
v Истинное образование не в том, чему ребенка учат, а в том, что он понял.
v Свобода от чуждого мышления и стереотипов.
v Ребенок есть образец невинности, безгрешности, добра и правды.
v Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями.
v Вера в ребенка; в самом маленьком человека присутствует все качества, необходимые для его развития. «Человек может найти сам себя, если ему не ставить препятствия».
v Ребенок - прообраз добра, истины, красоты, он более естественен и совершенен, чем взрослый, он душой различает доброе и злое, высокое и низкое.
Максималистские позиции:
v Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, неплодотворно, незаконно, невозможно; «Лучше не иметь никакой системы воспитания и совершенно не воспитывать ребенка, чем делать то, что насильственно должно его определять и только испортить».
v 0,999 воспитания сводится к примеру.
v Воспитание портит, а не исправляет людей.
v Чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.
v Непротивление злу насилием.
В последний период жизни Л.Н. Толстой перешел к другой крайности – педагогическому морализму с религиозным оттенком.
Особенности содержания:
Л.Н. Толстой довел свою концепцию до уровня методики, написав ряд учебных пособий для начальной школы.
Методика обучения чтению включает разнообразные приемы: чтение с учителем – техническое – с пониманием – драматическое – панорамное.
Учебники Л.Н. Толстого «Русские книги для чтения», «Арифметика», «Азбука» содержат огромное количество жизненных ситуаций, знакомят ребенка с разными сторонами окружающего мира, отвечают на вопросы, что надо делать и чего не надо делать, чтобы хорошо прожить свою жизнь. В «Азбуке» дети соприкасаются со словом «душа» и родственными ему и затем переходят к другим понятиям духовного мира.
Процесс овладения письменной культурой есть проблема онтологическая.
Развитие устной речи посредством работы с динамическими текстами.
Самое важное для школы: сама жизнь, то, как она проживается, как осознает ее и себя в ней маленький человек.
Соединение обучения и воспитания в единое целое, в предмет. Рассказы, притчи, пословицы и поговорки, собранные в «Азбуках», - это не нравоучение, а мораль, естественно вытекающая из содержания, которое естественно связывается с жизнью. Когда ребенок переживает жизненную ситуацию, заложенную в тексте, чтение для него становится способом духовного самораскрытия.
О методах и методике
Чтобы дети научились читать и полюбили чтение, нужно, чтобы читаное было понятно и занимательно.
Индуктивный путь познания: от опыта ребенка к новому знанию. Сообщать определения и правила следует только тогда, когда ученик имеет столько знаний, что сам в состоянии проверить общий вывод.
Основу действий учителя в свободной педагогике составляет опосредованное воздействие на ученика.
Основной метод обучения заключается в живом, не скованном и не искаженном разного рода схемами, моделями, системами, общении двух людей - учителя и ученика.
Организация образовательного пространства класса: поляризация по типам работы, свободные переходы, индивидуальный ритм занятия, дидактические материалы.
Свободное сочинительство при обучении письменной речи.
Образовательные события в начальной школе: выездная школа, проектная и творческая работа.
Для достижения прочувствования, а не просто понимания изучаемого используются музыка, живопись, интегрированные уроки.
Учителям:
– Чтобы воспитание было нравственным, надо самому учителю жить нравственной жизнью.
– Хорошим учителем нравственности может быть и дурной человек, только при одном условии – он должен делать усилия добра.
– Избегайте двух крайностей: не говорите о том, чего ученик не может понять, и о том, что он уже хорошо знает.
– Давайте ученику как можно больше сведений по всем отраслям знаний, но как можно меньше сообщайте ему общих правил, выводов, определений, и всякой терминологии.
Пробно-поисковый характер деятельности учителя, в которой ищется продуктивная «метода» (Л.Н. Толстой) для каждого ребенка.
Главный критерий оценивания: не усвоенные предметные знания, а охота к учебе.
Этика ненасилия
– Учение о том, что человек никогда не может и не должен совершать насилия ради того, что он считает добром, справедливо уже по одному тому, что то, что считается добром и злом, не одно и то же для всех людей. То, что один человек считает злом, есть зло сомнительное (другие считают его добром), насилие же, которое он совершает во имя уничтожения этого зла, - побои, увечья, лишение свободы, смерть - уже наверное зло.
– Заставить людей силой делать то, что мне кажется хорошим, - это самое лучшее средство внушить им отвращение к тому, что мне кажется хорошим.
– Всякий человек знает, что ВСЯКОЕ НАСИЛИЕ - ЗЛО.
– Государство основано на насилии. Люди оправдывают насильническую власть, потому что боятся, что без такой власти злые люди будут обижать добрых и насиловать слабых. Государство не защищает слабых, но всячески покровительствует злым и насильствующим.
– Насилие производит только подобие справедливости, но удаляет людей от возможности жить справедливо и без насилия.
– Только непротивление злу насилием приводит человечество к замене насилия ЗАКОНОМ ЛЮБВИ. Отказаться от насилия не значит, что нужно отказаться и от охраны жизни и трудов своих и других людей, а значит только, что охранять все это надо так, чтобы охрана эта не была противна разуму и любви…
– Только тогда человек понимает свою жизнь и свою душу, когда он в каждом видит себя и свою душу;
– Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: поступай так же, как я.
Бог Толстого
Учение Толстого - это бесконечная вера в Нравственно-Высшие ценности: Любовь, Свободу, Добро, Истину, Красоту, которые и есть БОГ. Познать Бога можно только в себе.
Совесть - голос души, это голос единого духовного существа, которое живет в людях. Этим голосом говорит Вечное Божественное. Душа, соединяясь с Богом, становится Богом. Бога нельзя понять умом, он постигается ДУШОЙ. Каждый узнает Бога, когда познает свою ДУШУ.
Любовь соединяет людей и с Богом, и с другими существами. Пребывающий в Любви пребывает в Боге. Тот, кто говорит, что любит Бога, но не любит ближнего, тот обманывает людей. Без любви к себе не было бы жизни. Дело только в том, что любить в себе: свою душу или свое тело. Есть обязанности к ближнему, но есть и обязанности к самому себе, к тому ДУХУ, который живет в человеке. Обязанность эта в том, чтобы не осквернять, не уничтожать, не заглушать это ДУХ и не переставать растить его.
Все наши беды от того, что мы забываем про то, что живет в нас, и продаем свою душу за чечевичную похлебку телесных радостей.
Для бессмертной души нужно такое же и дело бессмертное, как она сама. И дело это - БЕСКОНЕЧНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕБЯ И МИРА.
Толстой утверждает, что Царство Божие придет только тогда, когда церковная вера с чудесами, таинствами и обрядами заменится верой разумной, без чудес, таинств и обрядов. Вера эта еще в зародыше.
Предтечи, разновидности, последователи
& Декларация прав ребенка К.Н. Вентцеля. В России теоретиком и пропагандистом свободного воспитания выступал последователь Л.Н. Толстого К. Вентцель.
К.Н. Вентцель выделял два подхода к воспитаниюна основе уровня взаимодействий воспитателя и воспитанника.
При первом подходе под воспитанием понимается целенаправленное формирование ребенка сообразно тому образу человека, который находится в голове воспитателя. Этот подход характеризует авторитарную традиционную педагогику.
При втором подходе под воспитанием понимается деятельное содействие тому, чтобы тот смутный образ индивидуальной человеческой личности, который дремлет в ребенке, во всей его психической и физической организации принял путем самопроизвольного органического роста и развития ясные, резко выпуклые и отчетливые формы.
К.Н. Вентцель отходит от традиционного понимания культуры как фундамента развития и образования личности и рассматривает культуру как ценный и необходимый материал для развития и образования.
В декларации прав ребенка, впервые в России написанной К.Н. Вентцелем, отмечалось, что «ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения».
При этом если Л.Н. Толстой ориентировал в большей степени на «свободный выбор», то К.Н. Вентцель – на «свободу творчества» учащихся, абсолютизируя данный уровень свободы человека.
& В настоящее время в ряде школ России (Ясная Поляна – В.Б. Ремизов, Томск – Л.М. Долгова и др.) делаются попытки восстановить отечественную технологию свободного воспитания, основанную на идеях Л.Н. Толстого.
& «Толстовский класс» в Томской школе «Эврика – развитие» (Л.М. Долгова): свободное образовательное пространство из мира науки и мира собственного житейского опыта детей. Дети свободны выбирать, участвовать в различной деятельности, игре. Учитель перестраивает занятия по ходу действия.
Если строго по-музейному подходить к педагогическому наследию Толстого, он оставил после себя немного: две азбуки, четыре книги для чтения, арифметика, а также педагогические статьи, дневники, учебники, философский психологический трактат «О жизни», трактат «Что такое искусство?», письма. Но при условии, что организация и настрой школьной жизни соответствуют выбранной идеологии, учебник – это лишь материал для работы. Когда принципы толстовской педагогики близки всем учителям, работающим в эксперименте, это возможно.
Томские педагоги позволяют себе додумывать, интерпретировать, ощутив дух, разрабатывать свои курсы, которых не было у Толстого, но которые органично входят в это понятие – «школа Толстого». В школе Томска выстраивают уже старшую школу, которой у самого Толстого не было, но которая должна все-таки быть толстовской.
& Тульская «Школа Толстого». Педагоги обновляют тексты учебных пособий Толстого, включая в них современные понятия, пробуждая интерес к Человеку, Миру, Вселенной.
& «Школа освобождающего образования» (П. Фрейре).
1. Субъекты: учащиеся, учитель.
Объект: весь окружающий мир.
2. Роль педагога: педагог организует и реконструирует в проблемной форме реальность, которая воспринимается и анализируется учащимися. Содержание обучения разрабатывается с учетом интересов учащихся.
3. Цели образования отражают чаяния учащихся.
4. Знание подвергается сомнению, оно должно стимулировать диалог, критический подход и творческую активность. Учение – это творчество.
5. Диалог, освобождение, культурное воздействие (стиль педагогической деятельности).
6. Изменение реальности в соответствии с потребностями детей.
7. Наличие проблемы стимулирует поиск ее решения.
Рекомендуемая литература:
1. Антология гуманной педагогики. Л.Н. Толстой. – М., 1997.
2. Толстой Л.Н. Беседы с детьми по нравственным вопросам.
3. Толстой Л.Н. Азбука. – Тула:
4. Толстой Л.Н. Арифметика
5. Толстой Л.Н. Исповедь
6. Толстой Л.Н. Круг чтения
7. Толстой Л.Н. Путь жизни
8. Толстой Л.Н. Русские книги для чтения
9. Толстой Л.Н. Чаша жизни
10. Хаустова Ю. Толстой вечен, постижение его только начинается // Народное образование. – 2000. – № 8.