Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)

& Модель «Справедливого Сообщества» Л. Кольберга

& Школа «Эрмитаж» (Бельгия)

& Школа Sudbury Valley School

Педагогика свободы Л.Н. Толстого

& Декларация прав ребенка К.Н. Вентцеля

& Отечественная технология свободного воспитания, основанная на идеях Л.Н. Толстого

& «Толстовский класс» (Л.М. Долгова)

& Тульская «Школа Толстого»

& «Школа освобождающего образования» (П. Фрейре)

Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

& «Центр вальдорфской педагогики»

& Московская свободная вальдорфская школа (В.Н. Загвоздкин, А.А. Пинский)

& Школа свободного воспитания З.М. Агишевой

& Семейные школы

Технология саморазвития (М. Монтессори)

& Методика Е.Н. Потаповой

& Московская начальная Монтессори-школа

& Различные варианты Монтессори-педагогики

11.5. Технология «Дальтон-план»

Технология свободного труда (С. Френе)

& Практические рекомендации С. Френе для малокомплектной сельской, начальной школы

& Ассоциация педагогов Френе

Школа-парк (М.А. Балабан)

& Открытые студии в Древней Греции

& «Парк открытых студий» О. Леонтьевой

Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

Рекомендуемая литература

1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994.

2. Корнетов Г. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.

3. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003.

4. Леонтьева О. Тайная дидактика свободного образования // Первое сентября. – 25.03.2003. – № 25.

Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)

Самое важное для школы – то, какими людьми она дает возможность вырасти своим ученикам, а не то, каким конкретным навыкам и умениям она их обучает.

А. Нейлл

Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) - student2.ru Нейлл Александр Сазерленд(1883-1973) – английский психолог и педагог. Теоретически разработал и практически доказал возможность совершенно новой педагогики – педагогики свободы, которая кардинально противостоит традиционной системе образования.

Занимаясь психоанализом, А. Нейлл пришел к важнейшим педагогическим выводам: «Фрейд показал, что всякий невроз основан на сексуальном подавлении. Я сказал себе – я сделаю школу, в которой сексуального подавления не будет. Фрейд показал, что бессознательное бесконечно более важно и более могущественно, чем сознание. Я сказал себе – в моей школе не будет цензуры, наказаний, морализаторства, мы позволим каждому ребенку жить в соответствии с его глубинными импульсами».

В 1921 году А. Нейлл создал школу, в которой дети получили возможность развиваться свободно – без страха и принуждения. Она представляла собой равноправное сообщество взрослых и детей, в котором дети решают самостоятельно, посещать ли им уроки или играть столько, сколько хочется им, детям, а не столько, сколько позволяют старшие.

Свобода, любовь и счастье – вот основные категории педагогического лексикона Нейлла.

«Функция ребенка – жить своей собственной жизнью, а не той, которую его озабоченные родители устанавливают для него, и не жизнью, соответствующей целям педагога, который думает, что знает, что хорошо для данного ребенка».

Классификационные параметры.

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: антропософская, психоаналитическая.

Методологический подход: природосообразный, демократическая свобода.

Ведущие факторы развития: биогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

Ориентация на личностные сферы и структуры: СДП.

Характер содержания: воспитательный, светский, общеобра­зовательный, гуманистический.

Вид социально-педагогической деятельности: развивающая, автономизации, социализации, поддержки.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: самоуправление.

Преобладающие методы: игровые + творческие.

Организационные формы: альтернативные.

Преобладающие средства: практические + наглядные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: свободное воспитание.

Направление модернизации: альтернативное, природосообразное.

Категория объектов: все категории.

Акцент целей

¶ Содействие развитию личности, ее природного потенциала.

¶ Воспитание свободного и здорового ребенка.

¶ Счастье детей в школьном детстве.

¶ Обеспечение свободы развития ребенка.

¶ Развитие индивидуальности ребенка.

¶ Обеспечение для учеников здорового физического и социального климата.

¶ Снятие страхов у ребенка: перед учителем, перед родителями, перед кем бы то ни было.

¶ Любовь к детям со стороны всех субъектов педагогического процесса; любовь между детьми и любовь детей к своим педагогам и родителям.

Концептуальные позиции

Основная гипотеза: «Если ребенка оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться».

v Принцип абсолютной свободы учащихся: самоуправление для учеников и персонала, свобода ходить на уроки или держаться от них подальше, свобода играть целыми днями, неделями или даже годами, если необходимо, свобода от навязывания какой-либо идеологии – религиозной, моральной или политической, свобода от формирования характера, свобода оценивать ситуацию и влиять на нее своими действиями; «свободный и счастливый ребенок естественным образом, без всяких специальных внешних усилий приобретает необходимое образование, хорошие манеры и нравственные принципы».

v Безусловная вера в добрые начала, заложенные в каждом ребенке. Человек по своей природе позитивен.

v Любовь к ребенку и его приятие, терпимость. «Счастье и благополучие детей зависят от степени любви и поддержки, которые они от нас получают. Мы должны быть на стороне ребенка. Быть на стороне ребенка – значит давать ему свою любовь, но не собственническую и не сентиментальную, а просто вести себя по отношению к ребенку так, чтобы он чувствовал, что вы любите и одобряете его».

v Глубокое знание и понимание физических потребностей детей (если бы не требования общества, Нейлл снял бы все сексуальные запреты).

v Отказ от одновозрастности в образовании.

v Отсутствие давления на волю ребенка, запрет традиционных форм дисциплинирования и авторитаризма; отказ от любых дисциплинарных нравоучений и религиозных наставлений, наказаний.

v Отказ от обязательных учебных занятий.

v Гармоничное сочетание умственного воспитания с воспитанием чувств.

v Игра как обязательное условие осуществления всех видов деятельности в школе, как потребность детского организма. «Можно утверждать – и не без основания, – что пороки цивилизации обязаны своим существованием тому факту, что ни одному ребенку никогда еще не удалось вдоволь наиграться».

v Наличие самоуправления в школе (общее собрание и школьное правительство).

v Целенаправленное формирование гуманистических общечеловеческих ценностей вне рамок традиционной религии.

v Позиция жизнеутверждения. «Жизнеутверждение означает радость, игры, любовь, интересную работу, хобби, смех, музыку, танцы, сочувствие к другим и веру в человека. Жизнеотрицание означает долг, послушание, выгоду и власть».

v Приоритетные ценности: мужество, счастье, сострадание.

Особенности организации

Школа Саммерхилл расположена в старой английской усадьбе. Кроме основного здания есть много новых маленьких корпусов, где располагаются лаборатории, мастерские. В спальных корпусах живут ребята и рядом с ними – воспитатели, причем у ребят постарше отдельные комнаты, а спальни малышей совместные (по два-три человека). Учебный год разбит на три семестра по 12 недель каждый, между семестрами месячные каникулы, которые дети проводят в семьях.

Дети разделены на три возрастные группы: младшие – от 5 до 7 лет, средние – от 8 до 10 и старшие – от 11 до 15. У нас учатся довольно много детей из других стран. В данный момент, в 1968 году, среди наших учеников два скандинава и 44 американца. Дети размещаются в школе по своим возрастным группам, в каждой есть домоправительница. Спальни детей среднего возраста находятся в каменном здании, старшие спят в летних домиках. Только один или двое старших учеников имеют отдельные комнаты. Комнаты как мальчиков, так и девочек рассчитаны на два-три-четыре человека. Никто не проверяет комнаты и никто за детьми не прибирает. Их оставляют в покое. Никто не говорит им, что надевать: они носят, что хотят.

В начале учебного года дети сами выбирают, какие предметы они собираются посещать. Пользуются спросом театр, плавание, теннис, гончарное дело, резьба по дереву, чеканка и многие другие. Некий общий обязательный курс отсутствует.

Если ребенок не хочет, он может не ходить и на выбранные им самим занятия, при этом никто не будет его укорять и читать наставления. Можно гулять в парке, играть, кататься на велосипеде; можно делать все что угодно, нельзя только мешать другим, разрушать своей свободой свободу другого человека.

Очень большая роль в Саммерхилл принадлежит игре. Играют и дети, и взрослые. Дух игры – это и дух юмора, это – дух антиавторитарности, который позволяет детям выражать свою нежность к учителю, называя его «дурацким дураком» или «глупым ослом». «Юмор – один из бесценных даров, чаще всего отсутствующих в воспитании детей. Наилучшие учителя – те, которые смеются вместе с детьми, наихудшие – смеются над ними».

Самоуправление. Все вопросы, связанные с общественной жизнью школы, включая наказание за нарушение установленных правил, решаются голосованием на общих собраниях школы в субботу вечером (еженедельно).

Решение общего сбора – закон для всех, начиная с самого младшего ученика и кончая директором. В Саммерхилл общий сбор не является ни для кого обязательным, правилами оговорено лишь, что его может посетить каждый гражданин школы (а всего их около ста человек – детей от 5 до 18 лет и взрослых). Большинством голосов выбираются председатель и секретарь, в задачу которых входит не только ведение собрания, но и соблюдение законности. Между общими сборами школьные проблемы решают специально выбранные органы и ответственные (комитет по спорту, театральный комитет, комитет по подготовке вечера и т.д., дежурные по различным объектам).

«В Саммерхилл все имеют одинаковые права. Никто не имеет права играть на моем большом пианино, равно как и я не могу взять велосипед ребенка без разрешения хозяина. На общем сборе голос шестилетнего ребенка столь же весом, как и мой».

Школьная демократия создает свои законы и контролирует их выполнение.

«Предоставить детям свободу – это вовсе не то же самое, что быть идиотом», – отмечал Нейлл. Управление с опорой на самоуправление требует гораздо большей тонкости и гибкости, большего чутья и таланта, больше умения и затрат времени. Он часто подчеркивает, что свобода отличается от вседозволенности, но на границе дозволенного, там, где свобода одного человека сталкивается со свободой другого, в свободной школе действуют не начальственные запреты, а демократические законы. Самоуправление – неотъемлемая часть воспитания свободой, «не может быть свободы, если только дети не чувствуют, что они вполне свободны управлять своей собственной общественной жизнью… Образование должно бы готовить детей к общественной жизни и одновременно делать их личностями».

Особенности методики

Нейлл по своей основной специальности – психоаналитик. Его школа призвана реализовать психоаналитическую утопию – школу, где бы не было никакого принуждения и, как следствие, у детей не возникало бы никаких комплексов (если ничего не запрещено, то и вытеснять в подсознание нечего). Задачу эту он решил, но решил, в общем, не теми средствами, какими планировал. Занятия психоанализом оказались необязательными для успеха замысла – у трудных детей, которые отказывались на них ходить, психика выправлялась точно так же. Принципиально важным – и Нейлл это откровенно признал – оказалось ровно одно: атмосфера безоценочной любви, дружелюбия и безусловной готовности принять ученика таким, каков он есть. Не ставить условия (будь хорошим – и я тебя буду любить), а просто любить. И еще один вывод Нейлла: «Только счастливый педагог может воспитать счастливого ребенка».

Предтечи, разновидности, последователи

& Модель «Справедливого Сообщества» Л. Кольберга предполагает такой подход к воспитанию, который дает учащимся и преподавателям возможность самим регулировать внутреннюю жизнь школы с помощью демократического процесса принятия решений. Цели и ценности, при реализации которых происходит процесс воспитания: создание и принятие общих правил, признаваемых справедливыми всеми участниками; согласованность между моральной оценкой и нравственным поступком; социально ориентированная ответственность, терпимость и открытость.

& Школа «Эрмитаж» (Бельгия), основанная в начале ХХ века О. Декроли, – жемчужина национального и мирового образования. «Эрмитаж» входит в четверку лучших по успеваемости общеобразовательных заведений Брюсселя.

В начальных классах основой обучения являются так называемые «центры интересов», которые группируют учебный материал в соответствии с детскими интересами и потребностями. Таковыми у детей младшего школьного возраста определены потребности в питании, защите от непогоды, опасностей, в солидарности, отдыхе и самосовершенствовании. Учебный материал черпается из окружающей ребенка среды – природы, школьной жизни, семьи, общества. Данные используются на занятиях по французскому языку, математике, естествознанию и пр.

& Школа Sudbury Valley School (школа долины Садбери) была от­крыта в штате Массачусетс в 1968 году. В ней обучаются дети с 4 до 19 лет. Ученики свободны в выборе материала, учебников, учителей. Ни учебного плана, ни программы нет. Все инициативы исходят от детей, учителя только откликаются на эти инициативы. Управляет школой общее собрание, где каждый ученик и взрос­лый сотрудник имеют равные права. В том числе и при решении вопросов, связанных с дисциплиной, бюджетом, приемом и увольнением (исключением) взрослых и детей.

Школа находится в особняке. Вокруг - 10 акров старинного пар­ка, лес, поля, холмы, пруд. Есть подсобное хозяйство, конюшня. Финансовую базу составляют родительские взносы, пожертвования от общественных организаций и заработки самих граждан школы, взрослых и детей.

Жизнь школы основывается на предположении, высказанном Ари­стотелем 2000 лет назад, что «человеческие существа по своей природе любознательны». Это означает, что дети учатся благодаря своим естественным склонностям, делая то, что они хотят, весь день, каждый день.

Рекомендуемая литература

1. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего // Народное образование. – 2000. – № 8.

2. Нейлл А. Саммерхилл – воспитание свободой. – М., 2000.

3. Новые ценности образования. – Вып. 7. – М., 1997.

4. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002.

5. Цырлина Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок ХХ века. – М.: Сентябрь, 1997.

Наши рекомендации