Классификация видов одаренности
В психологии выделяют:
По степени сформированности: актуальную, потенциальную; способность, одаренность, талант, гениальность.
По виду деятельности и обеспечивающей ее сфере психики: социальную (лидерство, инициативность, предприимчивость), умственную (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), академическую (ярко выраженные способности учиться), трудовую (в области практических умений и навыков), творческую (нестандартное мышление и видение мира) в создании духовных ценностей и смыслах, и, наконец, физическую.
По широте проявления в различных видах деятельности: общую (активность, критичность, быстрота, внимание), специальную (музыкальную, художественную, математическую, литературную, конструктивно-техническую и т.п.).
По форме: явную, скрытую.
По особенностям возраста: раннюю и позднюю одаренность.
Дж. Рензулли предложил трехкольцевую модель одаренности (рис. 72).
Классификационные параметры технологии
Уровень и характер применения: социально-педагогическая макротехнология.
Философская основа: гуманистическая + антропологическая.
Методологический подход: стратегический, личностно ориентированный, синергетический, деятельностный.
Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
Ориентация на личностные сферы и структуры: СУД + СУМ + СТК.
Характер содержания: светский, адаптивно-вариативный.
Вид социально-педагогической деятельности: поддержки + психолого-педагогическая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: «репетитор» + система малых групп.
Преобладающие методы: развивающие, проблемные, исследовательские, творческие.
Организационные формы: индивидуальная + групповая + клубная.
Преобладающие средства: разнообразие применяемых средств.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный + дидактоцентрический.
Направление модернизации: альтернативное + на основе активизации и интенсификации деятельности.
Категория объектов: продвинутого образования.
Акценты целей
¶ Выявление одаренных детей – интеллектуального ресурса страны.
¶ Выращивание способностей одаренных детей.
¶ Достижение максимального уровня развития способностей ребенка.
¶ Социальная защита нестандартных одаренных детей.
¶ Создание условий для проявления способностей ребенка.
¶ Помощь ребенку в развитии умений самостоятельно планировать, организовывать, принимать решения и оценивать свою работу.
¶ Предоставление ребенку возможности реализовать себя в выбранной области.
¶ Дать ребенку испытать чувство вовлеченности в задачу, уверенность в себе, удовлетворенность от творчества.
Концептуальные позиции
v Научной основой дифференциации детей по способностям и обучения одаренных является учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, М.А. Холодная и др.).
v Развитие человека есть развитие его способностей (С.Л. Рубинштейн).
v Наследуются не способности, а возможности их развития – задатки (Л.С. Выготский).
v Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев).
v Основное разделение по способностям – это разделение людей на художественный (правополушарный, первосигнальный), мыслительный (левополушарный, второсигнальный) и средний (без преобладания одного или другого) типы (И.П. Павлов).
v Возрастной подход к феномену одаренности (Н.С. Лейтес).
v Одаренность есть проявление творческого потенциала человека (А.М. Матюшкин).
v Одаренность как особенность развития подчиняется всем законам развития личности (имманентность, неравномерность, закон угасания творческих способностей).
v Переход от диагностики отбора к диагностике развития (Л.С. Выготский).
Выявление (диагностика) одаренности.
Для выявления повышенных способностей ребенка используются различные методы и методики.
Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным тестам, анкетам и опросникам.
Косвенные методы представляют из себя наблюдения за деятельностью детей, анализе ее результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео и телепередач.
Проективные методы предполагают применение специалистами-психологами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребенка.
Среди наиболее известных в международной практике стандартных интеллектуальных тестов можно отметить следующие.
– Шкала интеллекта Стенфорд – Бине. Разработана для тестирования детей, начиная с двухлетнего возраста, направлена к тому, чтобы получить единый показатель, характеризующий общее интеллектуальное развитие индивида.
– Векслеровская шкала интеллекта. Включает как вербальные, так и невербальные субтесты (вербальную шкалу и шкалу действия); предназначена для определения умственной отсталости.
– Интеллектуальный тест Слоссона на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях, памяти.
– Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
– Кауфмановская оценочная батарея тестов дает две глобальные оценки – умственных процессов и достижений.
– Шкала детских способностей Маккарти дает обобщенную оценку (общий когнитивный индекс) и пять субоценок (для вербальных, перцептивных, вычислительных и моторных способностей, а также памяти).
– Тесты креативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т.е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное, как правило, число решений (в отличие от тестов интеллекта) – тесты Э.Л. Торренса, П. Роршаха и др.
– Тесты Г. Айзенка применяются чаще для самодиагностики.
– Школьный тест умственного развития (ШТУР К.М. Гуревича).
Оценка по интеллектуальным тестам дополняется наблюдениями, беседами, опросами, тренинговыми методами и др. Используется проведение педагогического консилиума для определения учебных возможностей ученика (по Ю.К. Бабанскому).
В начале прошлого века были разработаны способы определения уровня умственного развития (Ж. Бине, А. Стенфорд). Детям разного возраста предлагали краткие стандартизованные задания (тесты) разной степени сложности – для каждого возраста подбирался свой набор тестов. Их выполнение оценивалось в баллах. Умственный уровень ребенка определялся но тому, задания для какого возраста оказывались ему посильны. Индивидуальный умственный уровень мог не соответствовать возрасту, например, ребенок четырех лет мог обнаруживать такое умственное развитие, как если бы ему было пять или шесть, или больше лет. Соотношение между обнаруженным у ребенка умственным уровнем и тем уровнем, который соответствовал бы его возрасту, позволяет судить о степени опережения (или отставания) в умственном развитии.
Интеллекта вычислять так называемый «интеллектуальный коэффициент» (IQ). Он широко применяется в психологии. IQ вычисляется по формуле: в числителе – «умственный возраст» (т.е. число лет, соответствующее тому возрасту, с заданиями для которого ребенок справляется), в знаменателе – действительный (хронологический) возраст. Чтобы избавиться от дробных чисел, результат умножается на 100.
Таким образом, ребенок, у которого умственный возраст соответствует его хронологическому возрасту, имеет IQ, равный 100; ребенок, опережающий свой возраст в умственном развитии, имеет IQ, больший, чем 100; ребенок, отстающий от своего возраста, имеет IQ, меньший, чем 100. Ребенок считается одаренным, если его IQ, согласно одним авторам, 120 и выше, согласно другим – 130-135 и выше. Высоко одаренный ребенок – IQ 160 и выше.
Одаренные дети (вундеркинды, незаурядные) отличаются:
– способностью быстро схватывать смысл понятий, принципов;
– способностью сосредоточиваться на интересующих их материалах;
– способностью подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения;
– необычайной познавательной активностью;
– ранним интересом к проблемам мироздания и судьбе;
– ненасыщаемой потребностью в деятельности;
– выраженностью интересов и склонностей;
– увлечением определенными видами деятельности;
– творческими достижениями в раннем возрасте;
– получением удовольствия от деятельности.
Но практика показывает, что одаренность часто сопровождается нежелательными проявлениями:
– отсутствием уважения к условностям и авторитетам;
– непредсказуемостью поступков;
– неприятием, социальной изоляцией их сверстниками;
– появлением эгоистических черт, звездной болезни и т.п.;
– дисинхронией развития;
– большой независимостью суждений;
– обеспокоенностью, тревожностью в связи с непохожестью на сверстников.