Особенности классификационных характеристик технологий учебников и УМК
По масштабу педагогические технологии, которые заложены в учебниках (УМК) являются отраслевыми макротехнологиями, предназначенными для массового использования.
• Каждый конкретный учебник (УМК) содержит определенную философскуюоснову, делает ставку на определенный ведущий фактор развития ребенка, опирается на какую-либо концепцию освоения опыта.
• Кроме содержания научной дисциплины (ЗУН) учебник ориентирован на выполнение развивающей и воспитывающей функции, то есть на преимущественное формирование определенных сфер индивида (СУД, СУМ, СЭН, СДП, СТК, СФР) или освоение определенных ключевых компетенций.
• Учебник (УМК) отражает специфику социально-педагогической деятельности, осуществляемой данным типом образовательных учреждений.
• Структура и состав учебника (УМК) часто определяют тип управления и организационных форм педагогического процесса.
• Как средства обучения учебник и УМК во многом определяют методический аспект применяемой технологии.
Общие концептуальные позиции технологий учебников и УМК
В общем виде концептуальная база учебников и УМК основана на совокупности дидактических, воспитательных, экономических и других требований к их содержанию (стандарты образования) и оформлению, а также социального заказа (требования детей, родителей, учителей). Общие принципы, которым подчиняется учебная литература, таковы:
v Принцип соответствия компонентам государственного образовательного стандарта: обязательному минимуму содержания образования по данному предмету, требованиям к уровню подготовки учащихся на определенной ступени образования, базисному учебному плану (или другим директивным документам).
v Принципы развития системы образования: вариативности, разноуровневости, гуманизации, гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса.
v Научно-методическое единство всех компонентов УМК, ведущая роль учебника в учебном комплексе.
v Раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной отрасли науки.
v Оптимальность объема и сложности содержания, соответствие реальному бюджету времени ученика, возможность понимания и усвоения материала.
v Принципы дидактики (систематичность, доступность, наглядность, логичность и последовательность изложения учебного материала и др.).
v Принцип преемственности (опора включенного в учебное издание содержания на ранее полученные знания и навыки). При переходе наконцентрическое построение курсов преемственность должна быть во всем:
а) между ступенями (детский сад – начальная школа – основная школа – старшая школа – вуз);
б) между предметами (межпредметные связи);
в) в учебниках (их построении и в использовании терминологии).
v Единство федерального, регионального и школьного компонентов образования.
v Направленность учебного материала на развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования.
v Стимуляция интереса учащихся к предмету и практическому применению знаний и навыков.
v Сбалансированность теоретического и практического материала, принцип связи с теорией и практикой.
v Ясность, точность и лаконичность языка изложения, четкость формулировок, правил и определений.
v Учет основных психологических особенностей интеллектуального развития и ментального опыта ребенка.
v Достаточность и целесообразность иллюстративного материала, объем, научная достоверность изображения объектов, схем и т.п. Содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстраций.
Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»
Научный руководитель Алексей Алексеевич Леонтьев (1937-2004) – академик РАО.
Технология «Школа 2000-2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.
Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Комплекс учебно-методического обеспечения (сопровождения) педагогического процесса содержит 200 учебников, 12 тетрадей, 27 методических руководств и методик обучения предметам.
По предметам гуманитарного цикла (обучение грамоте, чтение, литература, русский язык, риторика, история) учебники создают Р.Н. Бунеев, Т.А. Ладыженская, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Л.Ю. Комиссарова, К.В. Текучева, А.А. Данилов и др.
По естественно-математическому циклу (математика, окружающий мир, биология, география, физика, химия, информатика) учебники создают Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон, А.А. Вахрушев, И.В. Дупшна, В.А. Кошевой, И.И. Нурминский, Е.Е. Минченков, А.В. Горячев и др.
По эстетическому циклу учебники создают коллективы под руководством Б.М. Неменского и О.А. Куревиной; по иностранным языкам – под руководством Е.И. Пассова и В.П. Кузовлева.