Сущность и особенности педагогических технологий. Многообразие и классификация современных педагогических технологий.

Педагогическая технология- совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания ,позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.

Педагогическая технология - направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса , гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения , это исследование с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов ,повышающих образовательную эффективность и применение приемов и материалов ,а также посредством оценки применяемых методов.

Аспекты педогогической технологии по Селевно

1.Научный (пед.технологии- часть педагогической науки ,изуч и разраб цели ,содержание и методы обучения и проектирующая пед процессы)

2.Процессуально- описательный (описание ,алгоритм процесса ,совокупность целей ,содержания ,методов, средств для достижения планируемых результатов обучения)

3.Процессуально-действенный (осуществл технологич (пед) процесса ,функционирование всех личностных ,инструментальных и методологических педагогических средств )

Иерархические уровни применения понятия "Пед. технология" в пед практике.

1.Общепедагогический (общедидактический) -характеризует ценностный образовательный процесс в данном регионе ,учебном заведении на определенной ступени обучения

2.Локальный (модульный) -технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса ( технологии отдельных видов деятельности ,формирование понятий, усвоение новых знаний, самостоятельная работа и т.д)

Основные структурные составляющие педагогических технологий

1.Концептуальная основа

2.Содержательная часть обучения

а)цели обучения (общие и конкретные)

б)содержание учебного материала)

3.Процессуальная часть (технологический процесс)

а)организация учебного процесса

б)методы и формы работы учителя

в)методы и формы работы школьников

г) деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала и диагностика учебного процесса

Технология обучения - обобщающее понятие ,включающее целеполагание ,планирование , научную организацию учебно-воспитательного процесса ,выбор методов ,средств и материалов ,наиболее соответствующих целям и содержанию в интересах увеличения эффективности обучения и воспитания .Важными компонентами технологии являются методы.

Метод

1.как способ

2.как путь

3.как совокупность приемов ,реализация которых позволяет достичь образовательных целей.

Методы как способы обучения

1.аудиальные - информация передается устно и воспроизводится на слух

2.визуальные - инф представлена визуально и воспринимается с помощью зрения

3.кинестетические -инф фиксируется и воспринимается посредством мышечных усилий

4.Полимодальные- смешанные

Субъективные стороны метода обучения регламентируют собственную деятельность обучения и умения ,поэтому с данных позиций мы можем говорить о методе как о системе приемов.

Критерии технологичности (по Селевно)

1.Концептуальность .Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию ,включ. философские,психологические , дидактические достижения образовательных целей.

2.Целенаправленность (ясность , точность , дидактическая проработанность целей)

3.Системность -педагогические технологии должны обладать всеми признаками системы (логикой процесса ,взаимосвязью частей, целостностью)

4.Диагностичность - оценка исходного ,промежуточного и итогового результата учебной деятельности учащихся должны иметь не формальный количественный, а глубокий качественный анализ .

5.Эффективность (современные пед технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижения определенного стандарта обучения ).

Эффективным считается процесс обучения .который

а)обуславливает увеличение объема ЗУН у учащихся

б)углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности

в) новый уровень познавательных потребностей учения

г)новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческой способности

д) новизна

е)воспроизводимость -возможность применения педагогических технологий в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами .

Базовые основания для классификации технологий

1.Деятельностная - деятельность как целесообразное изменение в интересах людей ,необходимые условия существования общества ,включающие в себя цель,средства, результат и сам процесс

Групповое

Рецептурное

Активное (Гальпырин ,Тамызина)

2.Программированное - программирование как планирование рекомендационного характера,программы представляют собой общие ориентиры развития

Индивидуальное

Рецептурное,

групповое

(Эллис)

3.Проблемное - проблема как противоречивая ситуация ,выступающая в виде противоположных позиций в объяснении объектов ,явлений, процессов , требующих адекватных теорий для ее разрешенияю

Общий план анализа педагогических технологий

1.Уровень ее применения

2.Философская основа

3.Ведущая концепция усвоения знаний

4.Отличительный характер содержания образования

5.организационные формы обучения

6.преобладающий метод обучения

7.категория обучаемых.

Классификация педагогических технологий

В наиболее обобщенном виде все известные в науке и практике педагогические технологии систематизируются

1.по уровню применения

а)общепедагогические; б)частно-педагогические; в)локальные

2.по философской основе

а)материалистические и идеалистические ; б)диалектические и метафизические; в)научные и религиозные

г)гуманистические и антигуманные; д)антропосовские и теосовские; е)прагматические и экзенстенциалистские

3.По ведущему фактору психологического развития

а)биогенные; б)социогенные

в)психогенные; г)идеалистические

4. По научной концепции усвоения опыта

а)ассоциативно-рефлекторная; б)бихевиористская; в)генштальдт технологии; г)интерноризаторские; д)развивающие

5.по ориентации на личностные структуры

а.информационные ( формирование ЗУН по предметам) ; б)операционные (формирование способов умственных действий); в)эмоционально- художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений) ; г)технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности ) ; д)эвристические (развитие творческих способностей); е)прикладные (развитие творческих способностей)

6.по характеру содержания и структуры

а)обучающие и воспитывающие ; б)светские и религиозные ; в) общеобразовательные и проф ориентированные; г)отраслевые; д)гуманитарные и технопрактические; е)частно-предметные; ж)монотехнологии и политехнологии

з)технологии, элементы которых наиболее часто включают в другие технологии и игр. для них поль тотализаторов .

7.по типу организации и управления познавательной деятельностью ( Предложено Беспалько )

Взаимодействие учителя с учеником может быть :

1.разомкнутое управление (неконтролируемая и некорректирующая деятельность учащихся)

2.цикличное управление (с контролем ,самоконтролем и взаимоконтролем)

3.рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное)

4.ручное (вербальное) или автоматизированное (с помощью различных учебных средств).

Сочетания этих признаков определяет следующие виды технологий (по Беспалько)

1.Классическое лекционное обучение (разомкнутое,рассеянное ,ручное управление )

2.Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное)

3.Система "Консультант" (разомкнутое, направленное,ручное)

4.Обучение с помощью уч.книги (разомкнутое, направленное , автоматизированное ,самостоятельная работа)

5.Система малых групп (цикличное, рассеянное , ручное)-групповые дифференцированные способы обучения

6.Компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное)

7.система "Репетитор" (цикличное,направленное, ручное -индивидуальное обучение)

8.Программное обучение (цикличное, направленное, автоматизированное ,для которого имеется ранее составленная программа

В практике обычно выступают различные комбинации этих монодидактических систем ,среди которых самыми распространенными являются :1.традиционная классно -урочная система Коменского (представляет собой комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой)

2.современное традиционное обучение (1+ технические средства)

3.групповые и дифференцированные способы обучения ,когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой ,а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора

4.программированное обучение ,основыв на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов технологий.

8.В зависимости от позиции ребенка в образовательном процессе ,а также отношении к ребенку со стороны взрослых выделяют такие технологии как

а)авторитарные -в которых учитель является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса ,а ученик всего лишь объект ,они отличаются жесткой организацией школьной жизни , подавлением инициативы и самостоятельности учащихся ,применением требований и принуждений.

б)дидакто -центрические технологии - отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка .В них господствуют субъект -объектные отношения учителя и ученика ,приоритет обучения над воспитанием ,а самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства .В некотором источнике их обозначают как технократические.

в)личностно -ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспеч комфортных , бесконфликтных и безопасных условий ее развития ,реализации ее природных потенциалов.

В рамках личностно -ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяются гуманно-личностные технологии (отличаются своей гуманистической сущностью ,психотерапевтической направленностью на поддержку личности ,"исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку , оптимистическую веру в его творческие силы ,отвергая принуждение ) , технология сотрудничества ( реализ .демократизм ,равенство , партнерство ,субъект-субъектные отношения учителя и ученика , которые совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки ,находясь сотрудничества сотворничеством ) , технология свободного воспитания - делают акцент на представление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности ,осуществляя выбор , ребенок наилучшим образом реализует позицию субъекта , идя к результату от внутреннего побуждения.

г)эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (неосознаваемом ,подсознательном знании) -истине и путях ,ведущих к ней ,педагогический процесс с данной точки зрения - это приобщение к истине ,при этом сам человек становится центром информационного взаимодействия со Вселенной .

9.По категории обучающихся выделяют такие технологии как

а)массовая ( традиционная школьная технология рассчитана на среднего ученика)

б)технология продвинутого уровня (углубл изуч предметов гимназических ,лицейских и специализированных классов

в) технологии компенсирующего обучения ( педагогич коррекции ,поддержки ,выравнивание)

г)разл виктемологические технологии (сурдо-,тифло-, олигофренопедагогика )

д)технологии работы с отклоняющими трудными или одаренными детьми в рамках массовой школы.

10.По способу ,методу, средству обучения

1.догматические; 2.репродуктивные ; 3.объяснительно-иллюстративные

4.программированного обучения; 5.проблемного обучения; 6.развивающего обучения; 7.диалогического ; 8.игровые; 9.коммуникативные; 10.творческие

11.По содержанию тех модернизаций и модификаций ,которым подвергается существующая традиционная система (по направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий :

а)педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации пед отношений - технологии с процессуальной ориентацией приоритетом личностного отношения индивидуального подхода ,нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания (например, сотрудничество ,гуманно-личностная технология Амонашвили ,система преподавания литературы как предмета формирования человека и др.

б)пед технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, например , игровые технологии ,технологии проблемного обучения , обучение на основе опорных конспектов Шаталова, коммуникационные обучения)

в)пед технологии на основе эффективной организации и управления процесса обучения (например,программированное обучение , технолог. дифференцированное обучение , технолог. индивидуализированное обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении ,информационные технологии , групповые и коллективные способы обучения

г)пед технологии на основе методич усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (укрупнение дидактич единиц ,технология "Диалог культур " .Система "Экология и диалектика" ,технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий

д) природосообр использ методы педагогики ,опир на естеств процессы развития ребенка (технология Монте-Сорри ,воспитание грамотности по Кушнеру , обуч по Толстому)

е)альтернативные (вольдоровская педагогика Штайнера ,технология свободного труда Френе , технология вероятн образования.

е)комплексные политехнологии -многие из действ. авт школ (Школа самоопределения Тубельского , русская школа Гончарова , Школа для всех Ямбурга. Школа -парк . Блобана.

Классификация пед технологий Фоменко В.Т.

1.технологии ,предполаг построение уч.процесса на деятельностной основе -традиц обучение оценивается как малодеятельностная ,излишне созерцательная в противовес предложенным технологиям.

План действий

а)предметный; б)внешне речевой; в)свернутый

2.технологии ,предполагаемые построение учебного процесса на концептуальной основе.

Концептуальная основа:

а)единая основа; б)сквозные идеи курса; в)межпредметные идеи

Итог -особо ценные межсистемные знания учащихся.

3.Технологии, предполагающие построение учебного процесса на крупноблочной основе

Крупноблочная технология (научн разработка Эрднеева и Шаталова) предполагает ряд приемов: объединение нескольких правил , определений ,характеристик в одном определении ,что увеличивает их информационную емкость . Крупноблочная технология предполагает двухлинейную логическую структуру урока :повторение по связи осуществляется во всей деятельности процесса и служит своеобразным фоном ,на котором изучается новый материал . Вместо урока основной организационной единицей может быть учебный день (био, экология, литература ), благодаря чему создается возможность погружения учащихся в предмет .Некоторые заменяют их учебными неделями.

4.Технологии ,предполагающие построение учебного процесса на опереж основе (Лысенкова) В отличие от двухлинейной логической структуры урока опереж технолог имеет трехдинейную структуру , урок ,построенный на опереж основе включ изучение пройденного и будущего материала .Складывается новая система понятий ,раскрывающих сущность опереж. чатота опереж , длина или дальность опережений (ближнее опережение в пределах урока ,среднее в пределах системы уроков , дальнее в пределах учебного курса.

5.Технологии ,предполагающие построение учебного процесса на проблемной основе.

6.технологии, предпол построение уч материала на личностно смысловой и на жмоц-психологич основе (прежде чем изучить материал учитель посредством ярких образов возд на эмоции детей )

7.технологии, предполаг построение уч процесса на альтернативной основе (излагай несколько точек зрения подходов и теорий как истинные , в то время как истинной является среди них одна точка зрения

8.технологии,предполагающие построение уч процесса на ситуативной прежде всего игровой основе

9.технологии , предполагающие построение уч процесса на диалоговой основе

10.на взаимной основе ( коллективные способы обучения)

11. на алгоритм основе

12.на программир основе.

Наши рекомендации