Классификационные параметры технологии «Школа 2000-2100»
Уровень и характер применения: метатехнология, учитывая ее роль в образовательной политике государства; общешкольная и частнопредметная, учитывая локальное и частичное внедрение в образовательных учреждениях.
Философская основа: в области естествознания и математики – диалектический материализм, природосообразность, в области обществознания, физической культуры – современные гуманизм и экзистенциализм, в области искусства – синкретичность, технологии – прагматичность.
Методологический подход: вариативный, личностно-деятельностный.
Ведущие факторы развития: социогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + развивающее обучение + ТПФУД.
Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД + СЭН.
Характер содержания: светский + общеобразовательный + гуманитарный, политехнология.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая + развивающая + социализации.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: комплексное.
Преобладающие методы: проблемные, творческие, информационные.
Организационные формы: классно-урочная + альтернативная.
Преобладающие средства: разнообразие применяемых средств.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный, антропоцентрический, личностно ориентированный.
Направление модернизации: на основе методического и дидактического реконструирования материала.
Категория объектов: массовая школа.
Целевые ориентации технологии
¶ Единство методологического, методического, дидактического и психологического пространства.
¶ Максимально учитывать психологические особенности определенного школьного возраста и индивидуально-личностные особенности каждого ученика.
¶ Формировать у школьника «целостную картину мира».
¶ Интегрировать предметы не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов.
¶ Обеспечить полностью не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности.
¶ Обеспечить самостоятельность и творческую ориентацию учащихся.
¶ Перевести учителей из авторитарности в режим «педагогики сотрудничества» и личностного общения.
¶ Дать при желании учителя и руководителей (внутри общего учебника) возможность определить для каждого ученика «собственную траекторию образования».
¶ Открыть возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм.
¶ Сформировать у школьника готовность к дальнейшему развитию.
Концептуальные положения
Принципы государственной образовательной политики:
v гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
v принцип единства федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
v общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
v принцип вариативности и стандартизации образования;
Вариативность образования - это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Стандартизация образования - это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить единство образовательного пространства.
Принципы личностной ориентации:
v Принцип адаптивности: гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
v Принцип развития. Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Ее главная задача – развитие школьника, причем не только развитие его мышления, а – в первую очередь! – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию – за стенами школы.
v Принцип психологической комфортности: снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
Принципы культурологической ориентации:
v Принцип формирования картины мира.
v Принцип целостности содержания образования: единства и целостности научной картины мира.
v Принцип систематичности.
v Принцип смыслового отношения к миру: это мои знания.
v Принцип ориентировочной функции знаний.
v Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Принципы деятельностной ориентации:
v Принцип обучения деятельности: учить деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.
v Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Надо специально учить выходить из учебника и школьного класса в жизнь.
v Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).
v Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие!
v Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Учить творчеству, а не только технике решения учебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Школа как часть образовательной среды:
v «Школа не госучреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности». Развитие народного образования «возможно лишь при взаимодействии двух его ведущих факторов – государства и общества.
v Учит не только школа – она есть часть образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками вне школы, газеты, радио и телевидение и многое другое.
v Готовность к дальнейшему развитию. Обучение по «Школе 2100» не просто развивающее – оно призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию.
v Принцип минимакса. Школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню. Ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
v Максимум оценок – минимум отметок. Щадящая система домашних заданий.
Воспитательные принципы:
v принцип социальной активности;
v принцип социального творчества;
v принцип взаимодействия личности и коллектива;
v принцип развивающего воспитания;
v принцип мотивированности;
v принцип индивидуализации;
v принцип целостности воспитательного процесса;
v принцип единства воспитательной среды;
v принцип опоры на ведущую деятельность.
Особенности курсов