Смена парадигм в сознании учителей и учащихся.
Старые парадигмы (парадигмы XIX - XX столетий) | Новые парадигмы (парадигмы XXI столетия) |
¶ Порядок только от порядка. | ¶ Жизнеспособный порядок рождается из беспорядка. |
¶ Есть жесткие алгоритмы и нет альтернатив. Фундаментальны однозначные причинно-следственные связи. | ¶ Альтернативы есть и именно поэтому возможно развитие, фундаментальны вероятностные связи. |
¶ Предпочтительны замкнутые системы, так как они защищены от случайных внешних воздействий. | ¶ Предпочтительны открытые системы, так как они способны к самоорганизации. |
¶ Системами надо постоянно и жестко управлять во избежание беспорядка. | ¶ Надо управлять не самими системами, а процессами» в которых они участвуют. |
¶ Порядок приоритетен по отношению к свободе | ¶ Свобода приоритетна но отношению к порядку. |
Цели как прогнозируемые результаты:
¶ Появление у учащихся устойчивого желания учиться, работать с книгами, выдвигать собственные версии; появление у них потребности постоянного самообразования.
¶ Появление у учителей потребности творческой деятельности, повышения эрудиции, разработки собственной системы уроков; улучшение социально-психологического климата в учительском коллективе.
¶ Появление у родителей желания вникнуть в сущность учебного процесса, контактировать с собственным ребенком на интеллектуальном уровне.
¶ Переход от традиционного метафизического подхода к восприятию и осмыслению мира как «мертвой», схематизированной конструкции к диалектическому подходу, обеспечивающему адекватное восприятие и осмысление реального мира и места человека в нем, - в соответствии с новыми парадигмами.
¶ Экологизация и планетаризация сознания, рассматриваемые как главные современные нравственные критерии, определяющие иерархию жизненных ценностей личности.
Концептуальные основания
Две основных формулы технологии:
v Развивающий эффект обучения устойчиво возрастает при условии совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся с подключением родителей к этой деятельности.
v Устойчивый процесс совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся возникает и затем саморазвивается при использовании учебников специального типа. Эти учебники ориентированы, в первую очередь, на учащихся (включая родителей) и написаны в соответствии с основополагающими принципами технологии.
Основополагающие принципы:
v Принцип интегративно-гуманитарного подхода: Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у учащихся целостное видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно значимой. Учащийся - не бесстрастный сторонний наблюдатель, а личность, заинтересованно изучающая мир «изнутри» и осознающая себя частью этого мира.
v Принцип окна: Каждый учебный предмет должен рассматриваться как обладающее своими особенностями «окно» в реальный мир, окружающий и включающий в себя учащегося.
v Принцип выхода за рамки: При изучении того иди иного круга представлений (образов, понятий) следует в порядке далекой пропедевтики выходить вперед (на представления, подлежащие изучению позднее) и одновременно необходимо возвращаться к рассматривавшимся ранее представлениям с тем, чтобы усвоить их на более глубоком уровне. Процесс изучения тех или иных разделов программы - это в то же время процесс предварительного ознакомления с последующими разделами и процесс более глубокого усвоения предшествующих разделов.
v Принцип разведения уровней: В учебном процессе целесообразно развести уровень подачи учебного материала учащимся и уровень воспроизведения материала учащимися. Уровень подачи должен быть выше уровня воспроизведения. Уровень подачи должен быть одинаковым для всех детей, тогда как уровень воспроизведения должен быть, по возможности, дифференцированным - с учетом индивидуальных характеристик учащегося.
Особенности содержания
Содержание обучения переконструировано в соответствии с основными целевыми ориентациями технологии и ее основополагающими принципами (прежде всего принципом интегративно-гуманитарного подхода и принципом окна). Принципиально важную роль в технологии играют на начальной и средней ступенях обучения интегративные предметы, предметы-комплексы:
• «Я – человек» (I-IV). В I классе этот предмет имеет подзаголовок «Человек Красивый». Во II и ІІІ классе – «Сотвори себя». В IV классе – «Все остается людям».
• «Театр»(I-IV).
• «Окружающий мир» (II-VI). Во II классе предмет имеет подзаголовок «Времена года». В III классе – «Родной край». В IV классе – «Родная планета» В V классе – «Микромир и Вселенная» (часть первая: «Микромир»; часть вторая: «Вселенная»). В VI классе – «Природа Земли: прошлое, настоящее, будущее» (часть первая: «Литосфера, атмосфера, гидросфера Земли»; часть вторая: «Жизнь на Земле»).
• «Число и функция в окружающем мире» (V-VI).
• «Геометрия окружающего мира» (V-VI).
• «Закономерности окружающего мира» (VII-XІ). В VII и VIII классах предмет имеет подзаголовок «Случайность, необходимость, вероятность». В IX классе – «Вероятность в современном обществе». В X и XІ классах – «Эволюция естественнонаучного знания».
Интегративный предмет «Окружающий мир» интегрирует сведения из многих областей - географии (включая краеведение), биологии, геологии, физики, астрономии, химии, экологии. Он дает представление о целостной, развивающейся картине мира и о месте и роли человека в нем. Он обеспечивает серьезную, систематическую подготовку к последующему изучению базовых курсов физики с астрономией, химии, биологии, географии с экологией, которые изучаются синхронно в VII - Х классах и заканчиваются на уровне завершенного базового образования, превышающем уровень выпускника традиционной средней школы, который определяется существующими государственными стандартами.
Интегративный предмет «Закономерности окружающего мира» раскрывает диалектику необходимого и случайного, знакомит с вероятностью и вероятностными подходами, показывает их роль в деятельности современного человека, демонстрирует фундаментальную роль вероятностных закономерностей в природе. Этот предмет в наибольшей мере отвечает основным целевым ориентациям данной технологии, кроме того, он обеспечивает по-настоящему современный уровень изучения физики и биологии, учит ориентироваться и действовать в реальном мире, насыщенном случайностями.
Математическая линия в технологии «Экология и диалектика» представлена последовательно:
– продвинутым курсом начальной математики Л. Тарасова и Т. Тарасовой (на основе изучения состава натуральных чисел по множителям осваиваются обыкновенные дроби, для составления и решения задач широко применяются линейные уравнения; математические законы рассматриваются с использованием алгебраических выражений; большое внимание уделяется измерению величин и работе с именованными числами);
– интегративным предметом «Число и функция в окружающем мире» (как и почему возникли числа, как и почему происходило постепенное расширение кассы чисел, как и почему возникли функции);
– интегративным предметом «Геометрия окружающего мира» (первое знакомство с геометрическими фигурами и телами, с геометрическими построениями и доказательствами, с основами геометрической культуры; восприятие окружающего мира с позиций геометрии и восприятие геометрии как инструмента изучения и постижения окружающего мира);
– базовыми курсами алгебры и геометрии, которые изучаются синхронно и заканчиваются на уровне не ниже уровня выпускника традиционной средней школы, определяемого существующими государственными стандартами.
Старшая ступень является в данной технологии профильной; она реализуется на основе завершенного полноценного базового образования. На этой ступени учащиеся изучают предметы по профилю, выбранному школой, и интегративные предметы философского плана («Человек и природа», «Вселенная Человека», «Современный мир», «Культурология»).
Особенности методики
Методика обучения строится в соответствии с основными целевыми ориентациями технологии и ее основополагающими принципами (прежде всего принципами выхода за рамки и разведения уровней). Она основывается на совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся, происходящей в диалоговом режиме с использованием учебников специального типа, создаваемых под самих учащихся. Указанная совместная продуктивная деятельность является самоподдерживающимся процессом, который втягивает в себя также родителей учащихся.
В соответствии с идеями педагогики сотрудничества утверждается позиция отказа от декларативности и назидательности в учебном процессе, столь характерных для традиционной школы. Признается право учащегося на ошибку, приветствуются собственные версии учащихся, поощряется их любознательность, не делаются попытки уйти от обсуждения острых вопросов, не требуется формальное заучивание правил или формул.
Отдельного внимания заслуживает принцип разведения уровней, являющийся одним из основополагающих принципов технологии «Экология и диалектика». В соответствии с этим принципом всем детям предлагается много и разного, а каждому учащемуся предоставляется возможность взять из предложенного столько, сколько он сегодня может усвоить, причем взять именно то, что ему сегодня более понятно и интересно. Принцип разведения уровней позволяет избежать уровневой дифференциации и создает условия для проявления резервов психики каждого учащегося. Он как бы включает перед каждым ребенком зеленый свет; он все время дает ему шанс - и надо ждать, когда ребенок воспользуется этим шансом. Данный принцип дает возможность перейти к более прогрессивной форме педагогического контроля - когда вместо сравнения учащихся друг с другом в данный момент времени производится сравнение каждого учащегося с самим собой в разные моменты времени (не сравниваем одного с другим - все хороши по-разному; сравниваем его сегодняшнего с ним вчерашним).
Рис. 49. Структура учебного плана школы «Экология и диалектика».
Предтечи, разновидности, последователи.
& Модель «Логика природы» (В.Р. Ильченко, К.Ж. Гуз). В модели «Логика природы» естественнонаучное образование является целостным:
а) по содержанию знаний, включающему сквозные принципы интеграции, по структуре знаний;
б) по учебно-воспитательному процессу, который в каждый период, начиная с 1-го класса, становится процессом формирования в сознании учеников естественнонаучной картины мира – системы знаний, основанной на наиболее общих закономерностях природы;
в) по методам обучения, последовательно ориентирующим познавательную деятельность учеников на выявление в природе сущностных, наиболее общих, объективных связей, на установление целостности знаний во время их структурирования, переформулирования, систематизации, моделирования целостности отрезков учебного материала, отдельных фактов;
г) по формам обучения, создающим условия для наблюдения, исследования в окружающей среде, сопоставления систематизированных знаний об окружающей среде с реальными связями в ней;
д) по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания предметов объединяется в «образ природы»;
е) по комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса, основные характеристики которого – целостность знаний ученика и их понимание;
ж) по образовательной среде, жизненному миру учеников, его моделями.
Образование в «Логике природы» является:
– герменевтичным (от гр. «то, которое разъясняет, растолковывает); понимание – мыслительный процесс, направленный на выяснение, выявление сущностных черт, свойств предметов, связей, событий достигается благодаря открытию единых устойчивых структур мира, лежащих в основе многообразия переменчивых явлений – фундаментальных закономерностей, свойственных миру;
– продуктивным, технологизированным, служащим ученику для решения его ежедневных и стратегических задач – овладения социальным опытом, научными знаниями, способами их применения;
– экологическим, последовательно ориентирующее учащихся на бережное отношение к себе и миру:
• изучение ребёнком действительности начинается с его Отчизны, родины – экологической системы, которую ребёнок знает, любит первой и неизбывной любовью;
• каждый изучаемый объект рассматривается как система, которая имеет структуру, внутренние и внешние связи и развитие, а понятие системы – одно из основных в экологии;
• природа в процессе изучения предстаёт перед учеником как целостный организм, в котором всё подчиняется единым и необходимым законам;
– валеологическим:
• формирование научного понимания сути здорового образа жизни (ученики с начальной школы в специальных дневниках отражают наблюдения за своим физическим и психическим здоровьем);
• выработка индивидуального способа здоровьесберегающего поведения, открытие «закона своего здоровья» и др.;
– дифференцированным: дифференциация обучения в старшей школе обеспечивается тремя моделями естественнонаучного образования, которые разработаны в программе: изучение естественных предметов в общеобразовательных школах, в классах с углубленным изучением естественных дисциплин и в классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин.
Рекомендуемая литература
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
2. Ильченко В., Гуз К. Образовательная модель «Логика природы». Технология интеграции содержания естественнонаучного образования. – М.: Народное образование, 2003.
3. Рекомендации по созданию и функционированию образовательных учреждений, работающих по модели «Экология и диалектика». - Письмо № 96/11 МО РФ от 23.01.96.
4. Селевко Г.К. Диалектика развития взглядов на природу света // Вопросы оптики в факультативных курсах. - Ярославль: ЯГПИ, 1970.
5. Тарасов Л.В. Авторское представление школы «Экология и диалектика» (в целом и по ступеням обучения). Монография. – М.: ВШМФ «Авангард», 1997.
6. Тарасов Л.В. Геометрия окружающего мира – 5 – 6. В двух книгах. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2002.
7. Тарасов Л.В. Закономерности окружающего мира: Случайность, необходимость, вероятность. – М.: Физматлит, 2004.
8. Тарасов Л.В. Закономерности окружающего мира: Вероятность в современном обществе. – М.: Физматлит, 2004.
9. Тарасов Л.В. Закономерности окружающего мира: Эволюция естественнонаучного знания. – М.: Физматлит, 2004.
10. Тарасов Л.В. Микромир и Вселенная. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2004.
11. Тарасов Л.В. Природа Земли: прошлое, настоящее, будущее. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2004.
12. Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Моя первая математика – 1– 2 – 3 – 4. В восьми книгах-тетрадях. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2001 – 2004.
13. Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. От учебников для учителя к учебникам для учащегося //Вестник РУДН. – сер. Фундаментальное естественнонаучное образование. – №7 (1-2). – 2002.
14. Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Я – человек – 1– 2 – 3. В трёх книгах-тетрадях. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2003 – 2004.
15. Целищева Н.И. Лев Тарасов и его модель «Экология и диалектика» // Народное образование. – 1997. – № 1.
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)
Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.
Св. писание
Библер Владимир Соломонович (1918 - 2001) - русский советский ученый-философ.
Курганов Сергей Юрьевич (р. ...) – преподаватель гимназии «Очаг», г. Харьков.
Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.
В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики культуры» В.С. Библера.
Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.