Модернизация и развитие здравоохранения

Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медицинские и социальные технологии, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой – благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности медицинских служб реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в развитых странах.

Российская система здравоохранения пока еще не обеспечивает снижения заболеваемости и инвалидизации населения, достаточность государственных гарантий медицинской помощи, доступность и высокое качество медицинских услуг.

В последние годы государством были сделаны крупные инвестиции в здравоохранение. Однако они не позволили существенно улучшить ситуацию, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными финансово-экономическими, технологическими и организационными мероприятиями. Отставание здравоохранения от развитых стран значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики.

Чтобы коренным образом улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимообеспечитькачественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны новейшие инновационные разработки в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы. Для этого требуется заметное повышение места здравоохранения в системе бюджетных приоритетов на всех уровнях.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Отдельной задачей является активное развитие национальной фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно привести к росту обеспеченности населения, учреждений здравоохранения лекарственными средствами отечественного производства, при общем увеличении обеспеченности нуждающихся лекарствами до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям.

Реализация целей по развитию здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач:

Первая – обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме:

конкретизация и законодательное закрепление государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи, включая определение набора медицинских услуг, технологий и лекарственных средств, предоставляемых в рамках реализации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

совершенствование системы стандартов медицинской помощи с целью внедрения современных медицинских технологий при лечении наиболее распространенных заболеваний и заболеваний, наносящих наибольший ущерб здоровью населения и социальному благополучию страны;

планирование средств, необходимых для реализации государственных гарантий, на основе финансовых нормативов, рассчитанных с учетом стандартов медицинской помощи, включающих медицинские услуги, методы и технологии лечения, медицинские изделия и лекарственные средства.

Вторая – создание эффективной модели формирования финансовых ресурсов программы государственных гарантий:

осуществление перехода на одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств;

введение страховых взносов на обязательное медицинское страхование по единому для всех организаций и работодателей тарифу, независимо от отраслевой принадлежности;

введение предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы;

установление федеральных требований к размеру взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

закрепление доходных источников за территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

создание эффективной системы выравнивания финансовых условий территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива территориальной программы государственных гарантий.

Третья – модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования:

повышение ответственности страховых медицинских организаций, которые при введении одноканальной модели финансирования программы обязательного медицинского страхования становятся покупателями медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности, а также несут соответствующие финансовые риски;

поэтапный переход к оплате медицинской помощи на основе обоснованных тарифов, рассчитанных с учетом стандартов медицинской помощи;

создание системы управления качеством оказываемой медицинской помощи;

формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с акцентом на создание условий для выбора страховщика и медицинской организации самим застрахованным, а также обеспечение доступности информации о деятельности страховщиков и медицинских организаций для облегчения выбора застрахованных лиц;

совершенствование нормативного правового регулирования деятельности частных медицинских организаций, расширение их участия в системе ОМС на основе единых государственных тарифов, затрат на оказание медицинской помощи.

Четвертая – повышение эффективности системы организации медицинской помощи:

поэтапная реализация функционального разделения диагностических, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий между уровнями оказания медицинской помощи;

существенное развитие первичной медицинской помощи с повышением роли профилактической составляющей на основе периодических диспансеризаций, постоянного наблюдения за группами риска, реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни;

совершенствование работы скорой медицинской помощи с оптимизацией временных показателей доставки больных и внедрением эффективных методов экстренного лечения на догоспитальном этапе;

оптимизация системы стационарной помощи населению с интенсификацией работы каждой койки и дифференциацией всего коечного фонда по степени интенсивности лечения;

развитие системы преемственного поэтапного долечивания больных с применением реабилитационных методов и санаторно-курортного лечения

оплата медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи с корректировкой в зависимости от качества ее оказания, согласно индикаторам качества;

расширение инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки, внедрения и освоения новых, в том числе высоких, медицинских технологий, повышение удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной помощи с 20 до 80%;

увеличение государственных инвестиций в материально-техническую базу медицинских учреждений для оснащения их современным медицинским оборудованием в соответствии со стандартами оснащения, обеспечивающими исполнение стандартов медицинской помощи;

формирование правовой базы, обеспечивающей защиту прав пациентов и страхование профессиональной ответственности врачей при оказании медицинской помощи;

расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений;

постепенная интеграция «ведомственной» медицины, включая военно-медицинские учреждения, а также учреждения, подведомственные иным федеральным органам исполнительной власти, в государственную и муниципальную систему оказания медицинской помощи при сохранении необходимой специфики. Совершенствование механизмов участия этих учреждений в реализации программы государственных гарантий через систему ОМС. Учет возможностей и потребностей «ведомственной» медицины при формировании и реализации государственной политики в сфере здравоохранения;

использование проектных подходов для совершенствования организации медицинской помощи (реализация пилотных проектов в регионах), тиражирование накопленного опыта преобразований в указанной сфере;

изменение соотношения врачебного и среднего медицинского персонала, в сторону последнего для обеспечения доступности медицинских услуг.

Пятая - улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях:

повышение доступности для граждан лекарственных средств при амбулаторном лечении на основе сочетания государственных программ лекарственного обеспечения и медицинского страхования граждан;

обеспечение полного цикла производства стратегически необходимых лекарственных средств на территории Российской Федерации;

определение перечня лекарственных средств, предоставляемых бесплатно или с частичной оплатой за счет средств обязательного медицинского страхования;

создание системы государственного регулирования цен на лекарственные средства, предоставляемые гражданам в системе здравоохранения.

Шестая – информатизация здравоохранения:

создание единой информационной системы учета граждан Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования;

создание защищенной сети передачи данных в системе здравоохранения и подключение к ней всех лечебно-профилактических и аптечных учреждений, страховых медицинских организаций;

создание единой национальной системы электронных медицинских карт (в первую очередь с данными первичного звена здравоохранения), системы федеральных регистров медицинского персонала, реестров лечебно-профилактических учреждений, территориально-популяционных регистров по отдельным нозологиям и регистров стационарных больных, содержащих индикаторы качества медицинской помощи;

создание медицинского информационного и образовательного ресурса.

Седьмая - развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении, повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации к качественному труду:

определение приоритетных направлений научных исследований в области охраны здоровья;

формирование целевых научных программ по разработке и внедрению новых эффективных технологий ранней диагностики, профилактики и лечения заболеваний, реабилитации больных; поддержанию здоровья населения и формированию здорового образа жизни;

стимулирование отечественных и иностранных фармацевтических компаний к созданию научно-исследовательских центров по разработке новых лекарственных средств на территории Российской Федерации;

разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению подготовки медицинских кадров согласно государственным приоритетам;

разработка и внедрение единого регистра медицинских кадров;

разработка стандартов подготовки организаторов здравоохранения различного уровня, разработка и реализация образовательных программ для работы в новых условиях;

внедрение системы непрерывного образования и повышения профессионального уровня медицинских кадров с акцентом на их постоянное повышение квалификации и освоение передовых медицинских технологий.

Восьмая –создание системы охраны здоровья населения:

формирование здорового образа жизни и повышение ответственности населения за собственное здоровье;

создание условий для ведения здорового образа жизни;

разработка и реализация национальных программ по профилактике алкоголизма и табакокурения;

совершенствование деятельности службы родовспоможения, укрепление репродуктивного здоровья населения,

дальнейшее развитие педиатрической службы, профилактика раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, развитие «школьной» медицины, обеспечение контроля за качеством питания учащихся и соблюдением санитарных норм школьных помещений, в том числе при проведении учебного процесса;

развитие института врача общей практики, семейного врача, преимущественно в сельской местности;

разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения, особенно от управляемых причин;

развитие сети учреждений медико-социальной помощи и помощи на дому пожилому населению, гериатрических центров, координация взаимодействия здравоохранения с системой социальной защиты, повышение роли и расширение функций среднего персонала при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста.

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Девятая – формирование и реализация Государственной программы развития здравоохранения, приоритетными направлениями которой являются:

развитие Службы крови;

снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий;

снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний;

снижение смертности от онкологических заболеваний;

диспансеризация работающего населения.

Решение перечисленных задач позволит добиться существенного улучшения демографических показателей и показателей состояния здоровья населения. Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм – примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до уровня, достигнутого развитыми странами, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми болезнями.

Планируется примерно в 1,3 раза увеличить объем амбулаторно-поликлинической, в первую очередь профилактической, помощи, позволяющей выявить болезни на ранней стадии, значительно повысить эффективность использования коечного фонда (увеличить оборот и работу койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и т.д.), обеспечить в полном объеме удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

Улучшение показателей здоровья населения и работы учреждений здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава здравоохранения.

Для достижения запланированных показателей предусматривается увеличить долю государственных расходов на здравоохранение в ВВП с 3,6% в 2008 г. до не менее 5,2-5,5% в 2020 году (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП составит около 10-11%, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран).

Целевые ориентиры модернизации и развития здравоохранения.

К 2012 году:

реализация Государственной программы развития здравоохранения;

конкретизация и законодательное закрепление государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи;

подготовка нормативно-правовой базы для перехода на одноканальное финансирование на основе обязательного медицинского страхования, построенной на основе конкурентной модели;

проектирование и начало разработки единой информационной системы здравоохранения;

подготовка нормативно-правовой базы для перехода на лекарственное обеспечение граждан в системе обязательного медицинского страхования;

разработка системы перспективного кадрового планирования и комплекса мероприятий по повышению эффективности программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников, приступить к их реализации;

определение приоритетных направлений научных исследований в области охраны здоровья и формирование целевых научных программ;

создание эффективных механизмов частно-государственного партнерства и повышение инновационной составляющей деятельности медицинских организаций;

обеспечение инновационного развития фармацевтической промышленности Российской Федерации;

обеспечение роста количества детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, создаваемых на базе образовательных учреждений и по месту жительства.

К 2020 году:

переход на одноканальную модель финансирования медицинской помощи, основанную на страховых принципах, включающую в себя лекарственное обеспечение;

обеспечение приоритетного развития первичного звена здравоохранения, существенное повышение роли профилактической направленности в деятельности учреждений первичной медицинской помощи, апробация новой организационной модели оказания медицинской помощи;

совершенствование и внедрение медико-экономических стандартов
(до 2015 года);

реализация национальных программ по профилактике алкоголизма и табакокурения;

создание системы управления качеством оказываемой медицинской помощи на базе внедрения новейших инновационных разработок и информационных технологий в деятельность лечебно-профилактических учреждений;

внедрение системы непрерывного образования медицинских работников;

формирование здорового образа жизни и повышение ответственности населения за собственное здоровье;

обеспечение увеличения доли детей, подростков и молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до уровня не менее чем 35%;

создание реальных условий для потребительского выбора гражданами страховщиков и медицинских организаций, в том числе на основе реализации конкурентной модели ОМС.

выход на стандарты обеспечения услугами, характерные для европейских стран, на основе эффективных стандартов медицинской помощи, комплексной информатизации государственной системы оказания медицинской помощи, широкого внедрения новейших научных исследований и разработок, широкого внедрения новейших научных исследований и разработок.

3.3. Развитие образования

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.

Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.

Развитие профессионального образования предусматривает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Одним из главных условий развития высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.

Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

Первая – обеспечение инновационного характера базового образования, включая:

обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;

обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;

развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы «прикладного бакалавриата»;

обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных организаций в зависимости от качества и результатов труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в экономике, а для профессорско-преподавательского состава ведущих университетов - до более высокого уровня (эффективных контрактов).

Вторая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая:

создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

Третья – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая:

создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;

формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы;

Четвертая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:

прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;

условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;

прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Целевые ориентиры развития образования.

К 2012 году:

формирование основ сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;

введение новой системы оплаты труда на всех уровнях образования как основы для эффективного контракта;

повышение доли (не менее 25%) внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу профессионального образования;

повышение доли (не менее 70%) учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями современных стандартов, включая условия организации образовательного процесса;

ужесточение лицензионных и аккредитационных требований к учреждениям и программам высшего профессионального образования;

создание не менее чем по 15% направлений подготовки программ «прикладного бакалавриата», обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных инновационной экономикой;

обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением (в том числе, обеспечение правовой основы функционирования социо-культурных образовательных комплексов, центров квалификаций, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, ресурсных центров);

развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования; перевод всех учреждений общего образования и не менее 50% учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);

становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;

формирование национальной квалификационной структуры (НКС) с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан; обновление макетов государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований НКС;

переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульных принципов построения образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании;

переход учреждений профессионального образования на систему адресных стипендий, предоставление стипендий, обеспечивающих возможность самостоятельно прожить в регионе обучения нуждающимся студентам;

создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);

введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности;

разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных организаций, и проведение сертификации всех руководителей образовательных организаций;

создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения; распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ; вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;

создание системы общественных рейтингов образовательных организаций, программ непрерывного профессионального образования.

К 2020 году:

формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей;

увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР (не менее 25%);

создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста ежегодно;

введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками всех уровней образования итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах;

внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования;

внедрение новых организационно-правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;

наличие квалификационных сертификатов не менее, чем у 50% мигрантов трудоспособного возраста;

обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;

расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;

институциональное обеспечение во всех муниципальных образованиях поддержки семейного воспитания детей;

усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах не менее 10% от объема финансирования системы образования);

обеспечение условий, в которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в верхней трети рейтинг-листа по результатам международных сопоставительных исследований;

наличие не менее 10-12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах;

увеличение доли средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, не менее чем до 30%;

обеспечение значения показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран ОЭСР;

предоставление возможностей всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы, включая профильное обучение и профессиональную подготовку;

создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

наличие программ развития персонала, включающих финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников не менее, чем у 60 процентов предприятий и организаций;

аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации;

получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее 60% детей в возрасте от 5 до 18 лет;

использование образовательных кредитов не менее чем 12% студентов;

обеспечение каждому учащемуся возможности получать образование в современных условиях[6];

увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, не менее чем до 5% от общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из стран СНГ.

Повышение конкурентоспособности российского образования послужит достоверным критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

По мере реализации концепции долгосрочного развития, осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование в ВВП.

Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8% ВВП (в 2007-2008 годах) до 7% ВВП в 2020 году, в том числе, расходов бюджетной системы – с 4,1% до 5,5‑6% ВВП.

Наши рекомендации