Основные принципы реализации.
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики начальной школы и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1.интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;
2.системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;
3.непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектно - исследовательской деятельности;
4. взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной;
5.принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы исследования или проектирования;
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения в каникулярное время (как внеурочное занятие)
Вариативность Программы.
Особенностью Программы является её вариативность. Учительвправе
- выбирать или менять предложенное Программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач
- сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках каждого года обучения
- сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года учебных проектов(индивидуальных, коллективных или групповых)
Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
Содержание программного материала, структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.
Формы проведения занятия, как правило, нестандартные: игра, диалог, практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, оргдеятельностные игры, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини- конференция, консультация и т.д.
Методы проведения занятия, как правило, интерактивные:мозговой штурм, групповая дискуссия, звездочка обдумывания, ролевые, деловые игры и т. д.
Целесообразно как можно активнее использовать в практике деятельности эффективные передовые информационно - коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом про здоровьесберегающие технологии на протяжении всего учебного процесса.
Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается на инициативность, самостоятельность, активность обучающихся в ходе проектирования и исследования. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы, поддержать процесс выработки нового опыта. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли «носителя информации» и роли арбитра.
При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск обучающихся.
На разных этапах проектно - исследовательской деятельности учитель выступает в различных ролевых позициях:
-проектировщик. Проектирует основные вехи проектно - исследовательской деятельности обучающихся, вплоть до ее выполнения.
- консультант. Побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений. Владеет способами задавать вопросы исследовательского типа. При этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения.
-координатор. Помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания.
На других этапах исследования и проектирования, где обучающемуся требуются дополнительные знания или умения, учитель работает в роли Мастера, помогающего приобрестинедостающий теоретический или практический опыт.
Содержание Программы
При выборе содержания Программы мы руководствовались следующим:
1. Спирально - концентрическим расположением материала, то есть расширением и углублением того базового уровня, который дается еще в 1 классе и который так необходим для овладения проектно - исследовательской деятельностью.
2. Определенным Базовым уровнем владения проектно - исследовательской деятельности. При этом мы должны помнить, что выполнение проекта складывается из трех этапов:
-разработка проекта;
-практическая реализация проекта;
-защита проекта.
Каждый из этих этапов имеет свое содержание, которое мы представляем в следующей таблице: