Франциск Скорина – первый белорусский издатель, редактор, печатник.

Временем появл-я печатной книги у бел народа явл нач 16 в. Это соб-е имеет свою точную дату и осн-ля. Это 6 августа 1517 г, когда наш славный земляк из полоцка,гуманист и просветитель Фр Ск напечатал в Праге первую белор-ю книгу «Псалтырь». Ск родился в Полоцке, крупном торгово-промышленн и культурн центре того времени Бел-си, в семье Луки Скорины. Точных свед о врем рожден Ск не выявлено. Сущ только многочисл гипотезы (ок 1490 г., до 1490 г., в 1485-1490 гг.). Нач-ое обр-ие получил,в Полоцке или Вильно. В 1504-1506 гг. учился в Краковском ун-те на фак-те философии.Обучение там велось на латыни, поэтому Ск, прибывший из православного Полоцка, в котором языком письменность был церковнославян, вынужден был пройти доп этап обучения для овладения латиницей. Где находился Ск после Кракова на протяж шести лет, не известно. За это время он где-то в совершенстве изучил медицину. А затем в 1512 г. в Падуанском унив-те сдал экз-ны на степень доктора медицины.

Изд-кая деят-сть Ск началась в Праге, где он и открыл 1ю в истории бел народа и восточ славянства типографию. На терр ВКЛ в то вр не было необходим типограф базы, а в Польше тогда влияние католич церк и на обществ и культ жинь было оч сильным. И Ск не мог начать там свою деят. А в Праге была относительная свобода действий и по тому вр-ни довольно развитые традиции чешского книгопечатания. Первой книгой, изданной 6 авг. 1517 г. в Праге, была «Псалтырь». Эту книгу Ск издал как с религиозной, так и с просветительской целью. При издан этой кн Ск проявил отличные редакт-е спос-ти. Он заботился о том, чтобы кн его была хорошо понятной чит-ям. Для этого на полях стр он дел перевод на совр ему бел литер язык, давал объясн отдельан церковнослав слов, кот м. б. непонятн для простых людей. В 1517—1519 гг. в Праге издал на древнебел яз 22 книги Старого завета. Ск рассм библейск изд-я не только как священ писание, но и как источник светских знаний, подходил к ним с т. зр. Образов и моральн содержания. Все пражские изд-я были напеч форматом в четвертую долю листа, что было нехар-но для западноевроп печатн Библий того врем. Фирменная бумага с филигранями употреблена только первом пражском изд. — Псалтыри. Все остальн напечат на бум низких сортов без филиграней. Это свид-т о его органич фининсов возможн и о стремлении сдел свои книги доступн для простых людей. Шрифт изд-й Ск созд-ся по его собственн рисункам или эскизам. За основу скорин-ого шрифта взят полуустав бел рукописей, он модифицир свой шрифт соотв-но печатному иск-ву. Ск 1ый точно отличил ф-му больших букв от малых. Пражские изд-я необычны как по калич содержащ в них иллюстр, так и по их кач-ву. Украшения в книгах Ск можно поддел на 3 вида: гравюры, заставки и концовки, инициалы. Изд-я Ск украшают сюжетно-тематич и прикладные по своему назнач иллюстрации, отличающ оригинальностью композиций и сюжетов. Кажд гравюра связ с содержанием кн, явл-ся иллюстр того, о чем в ней написано, и помещается в самом нач книги, перед предисл. Отличным произвед книжн гравюры явл портрет Ск, дважды помещен в пражской Библ. Уже само помещение в Библ портрета изд-ля было вызовом церкви. В этом проявилось чувство собственн достоинства. Белорусск первопеч-к показан в своем рабочем кабинете. Он сидит в кресле за высоким столиком, на кот лежит рукопись, слева на пюпитре — другая книга, на кот направл взгляд Ск. В правой руке — перо. Столик покрыт орнамент скатертью с рис сигнета Ск — солнца и луны. Ученый сидит в окружен разн предметов, кот свидетельсв о его занятиях различными науками. Почти на ур головы Скорины располож изображ-я двух львов, первый держит медицинские весы, второй — условн изображ печатного станка. Среди предметов, на фоне кот изображ Скорина, нет ни одного, кот имел бы отнош к религии. Инициалы обычно украш рисунками плодов, цветов, листьев, рыб, птиц, зверей, людей. В такой отделке букв проявилось увлечение Ск естествознанием. Его инициалы превосходят по красоте буквы многих немецких изданий. К нам не дошли свед-я, почему Ск прекратил издат деят в Праге. В Вильню он переехал в 1520 г. и там основал типографию. Здесь ок 1522 г. была напеч «Малая подорожная книжка». Это был сборник, в кот вошло более 20 отдельных произвед. Он был адресован как церковным служителям, так и светскому сословью. Обращ на себя вним высокий ур худ и технич оформления этого сборника. Для этого Ск использ 257 оттисковзаставок и виньеток и ок 600 оттисков орнаментальных инициалов. «Апостол» — след виленское издание. Книга выпущ в свет в марте 1525 г. и напеч кириллицей. Она пользов больш спросом. Самое ценное в ней — предисл и послесл. Ск напис 22 предисл и 17 послесл. В них даются пояснения к тексту, комментарии. Они содерж геогр свед о местах, кот упомин в кн. Предисл насыщены морально-этич проблематикой, заботой о духовн жизни чел-ка. Кн содерж много заставок, концовок, инициалов. Напеч в Вильно кн имеют удобн для практич использ формат в одну восьмую долю листа, четкий шрифт, выразительн декоратив оформленность. При печа виленских изд Ск исп 2 краски, что обогощает изд. Это своеобр новинка для того врем. Введение титульного листа также было новшеством в КИ. После этого издат деят Скорины прекратилась навсегда. Дата смерти его точно не известна, скорее всего ок 1552 г. Ф. Ск — чел высокой культуры. Он знал несколько языков, был энтузиастом многих наук. Но не эти науки стали смыслом его жизни. Прежде всего Ск вошел в истор как просветитель, книгопечатник.





Сымон Будный

Сымон Будный — бел просветитель, гуманист, философ, историк, поэт, последователь КИ деят Скорины. Родился в Польше в деревне Буды в семье мелкого шляхтича. В 1544 поступил в Краковский универ, в кот оконч ф-т свободных иск-в. Он был челом высокой культуры, энциклопедистом своего врем. Он счит блестящ диспутантом, победить кот в спорах было не возможно. Свободно владел языками старобел, польским, немец, итальянск, чешск, латинск. С 1588 по 1560 г. жил в Вильно. Был преподом в протестанской школе. В 1560 г. был проповедником в Клецке.

Вместе с М.Кавечинским и Л.Крышковским организовал в Несвиже типографию (1562-1571 гг.), при котбыла бумажная мастерская — паперня. Здесь и началась его КИ деят. 10 июня 1562 г. вышла первая на терр совр Бел книга на бел языке — «Катехизис». Книгу открыв тит лист, украш заставкой арабеского хар-ра. Далее идет посвящ Радивиллам, которым принадлеж Несвиж. В кн имеется предисл. Кника напис в форме вопр и ответов и сост из 4 частей, в кот расск: 1) о 10 заповедяз, 2) о символе веры, 3) о молитве господу, 4) о таинствах. Она предназнач широким слоям бел населения в образовательн целях. При выпуске катехизиса чувствовалось сильн влияние Скорины. Будный, как и Скорина, в предисл использ формулу, что цель изд-я — Богу ко чти и простым людям на пользу.. Шрифт Будного и Скорины оч похожи. Испрольз-ся двукрасочность. В 1572 г. в Заславле Будный издает Библию вместе со своим предисл к ней. В 1573 г. он переезж в Лоск, где была типогр Яна Кишки. На протяж 10-ти лет Будный печатал там свои произв. Здесь он в 1574 г. изд Новый завет Библии с предисл, коммент, замечаниями. Как следует из предисл он исп скорининскую Библ. В предисл, коммент, замеч Будный первым в мире выступ радикальным рационалист критиком евангельск книг. Он с протестантских позиц активно развенчивает католич церковь и резко критикует ксендзов. Он борется за утвержд гуманистич принципов, продолж развив идеи Скорины, идеи единства и братства слав народов в союзе с народами прибалтики. Он призыв уважать родной язык. Последнее печат произвед Будного вышло в 1589. Это новая редакция Нового завета. Умер он 13 января 1593г.

[книга «Об оправдании грешного человека перед богом».]

Василий Тяпинский.

Василий Тяпинский (около 1530-1603 гг.), белорусский просветитель, книгопечатник, один из последователей Ф.Скорины. В своём имении Тяпино, организовал типографию, в кот в 1565-1580 гг. напечатал Евангелие параллельно на белорусском и старославянском языках. Издание вышло, предположительно, в1580 г. предисловие к Евангелию - один из лучших образцов белорусской патриотической публицистики XVI—XVII вв.

Книга напеч в 2 столбика — на старослав и белорус языках, с моногими глоссами (глоссы — толкование непонят сл или места в рукописи, сдел на полях), ссылками на литер источники. Изд-е украш разными инициалами, наборным орнаментом, стилизованно под виленские изд-я Скорины. Евангелие напеч в 1 краску. Заставок, концовок, гравюр нет. Большую ценность имеет предисл Тяпинского к Еванг. Оно сохран в рукописи и предст собой замечательн литературн памятник. В нем критикуется духовенство, политика ополячивания и окатоличивания бел народа. Тяпинский наметил целую программу, рассчит на подъем нац культуры, укрепл-е позиций бел языка, пробуждение активности самосознания бел народа. Он счит необх преобраз сис-му школьн образов-я, сдел ее доступн всему обществу, в т. ч. и бедным людям. Тяпинский защищает духовн достиж-я славян. Умер он приблиз в 1603 г.

Наши рекомендации