Сущность понятия «педагогическая технология». Основные качества современных педагогических технологий

Лекция 1.1

Педагогические технологии

в современном образовательном процессе

План

1. Сущность понятия «педагогическая технология». Основные качества современных педагогических технологий.

2. Технологический подход к образованию.

Основные понятия:технология, педагогическая технология, методика, система.

Лекция 1.2

Теоретические основы педагогических технологий

План

1. Классификационные признаки педагогических технологий.

2. Модель анализа и описания педагогических технологий.

Основные понятия:педагогическая технология, классификация, модель,иерархия, микротехнологии, мезотехнологии, макротехнологии, метатехнологии.

Модель анализа и описания педагогических технологий

(по Г.К. Селевко)

Анализ и описание педагогических технологий строится на основе выявления и характеристики следующих частей (аспектов):

I. Концептуальная часть

Название технологии.

Идентификация данной технологии в соответствии с принятой классификацией.

Концептуальная основа педагогической технологии (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии).

II. Содержательная часть

Целевые ориентации технологии.

Содержание и структура УВП (указывается объем и характер содержания обучающих и воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ).

III. Процессуальная часть

Процессуальная характеристика (методические особенности)

Программно-методическое обеспечение.

IV. Критериально-оценочная часть

Выполнение критериев технологичности.

Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.

Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания.

Модуль II

Технологии целостного педагогического процесса

Лекция 2.1

Технология решения педагогических задач

В целостном педагогическом процессе

План

1. Сущность понятий педагогическая задача и педагогическая ситуация.

2. Технология решения педагогической задачи (структура, схема анализа педагогических задач).

3. Условия эффективного решения педагогических задач.

Основные понятия:задача, педагогическая задача, педагогическая ситуация, технология решения педагогических ситуаций.

Сущность понятий педагогическая задача и педагогическая ситуация

Термин «задача» используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно:

- Сущность понятия «педагогическая технология». Основные качества современных педагогических технологий - student2.ru как поставленная цель, которую стремятся достичь;

- поручение,

- задание;

- вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления;

- проблема;

- проблемная ситуация;

- один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т.п.

В психологии задача понимается как соотношение цели и условия, как цель, данная в определенных условиях, как ситуация, требующая от субъекта конкретного действия (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. К.Тихомиров и др.).

В структуре педагогической задачи можно выделить те же компоненты, которые традиционно выделяются в структуре педагогического процесса (Рис. 1).

Технология решения педагогической задачи (структура, схема анализа педагогических задач)

Рассматривая процесс решения педагогических задач можно выделить 4 основных этапа (Таб. 1):

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

4) анализ результатов решения педагогической задачи.

Таблица 1

Лекция 2.2

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

План

1. Игровые технологии в активизации образовательного процесса.

2. Сущность деловой игры как активной формы образовательного процесса.

3. Этапы технологии деловой игры.

Основные понятия:активность, активизация, интенсификация, игра, деловая игра, воспитывающие игры, дидактические игры, развивающие игры, социализирующие игры.

1. Игровые технологии в активизации образовательного процесса

Активность личности–способность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Активность в учении – это не просто деятельное состояние личности, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей.

Уровни активности:

Первый уровень– воспроизводящая активность.

Второй уровень– интерпретирующая активность.

Третий уровень– творческий.

На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся можно выделить следующие технологии:

- проблемное обучение,

- технология современного проектного обучения,

- интерактивные технологии,

- коммуникативные технологии

- игровые технологии

Игровые технологии

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную;

- коммуникативную;

- функцию самореализации личности;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую;

- функцию коррекции;

- функции межнациональной коммуникации;

- функцию социализации.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком– четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Выделяются четыре группы целей игровых технологий:

- дидактические;

- воспитывающие;

- развивающие;

- социализирующие.

Многообразие игр может быть классифицировано по различным основаниям (Таб. 2)

Таблица 2

Таблица 3

Классификация деловых игр

Основание классификации Виды
По назначению учебные игры, научно-исследовательские, проектировочные
По широте охвата вопросов ситуативные, функциональные, комплексные.
По уровню процессов управления имитационные игры, операционные игры, исполнение ролей, метод инсценировки.

Лекция 2.3.

План

1. Понятие о технологии педагогического общения.

2. Стадии педагогического общения и технология их реализации.

3. Факторы установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

Основные понятия:общение, педагогическое общение, технология педагогического общения, коммуникативная задача.

Лекция 2.4

План

1. Сущность модульно-рейтинговой технологии.

2. Рейтинговая система оценивания (РСО).

3. Примеры технологий с использованием РСО.

Основные понятия: модуль, рейтинг, кредит (зачетная единица), входной контроль, текущая работа, промежуточный контроль, итоговый контроль, добор баллов, рейтинговая оценка по дисциплинев календарном модуле, итоговая рейтинговая оценка по дисциплине.

Примеры технологий с использованием РСО

Рейтинговая система оценивания может эффективно применяться в различных технологиях обучения (Таб. 4).

Таблица 4

План

1. Качество образования как объект мониторингового исследования

2. Основные виды и функции мониторинга в образовательном процессе.

3. Технологические этапы мониторинга в системе образования.

Основные понятия:качество, качество образования, мониторинг, педагогический мониторинг.

1. Качество образования как объект мониторингового исследования

Качество образования – синтетическая категория, отражающая все компоненты и аспекты развития образования как системы. Современный этап развития качества образования отражается в становлении новых социальных функций образования, где качество человека в центре понимания качества образования.

Главной идеей современного развития теории и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата.

Современный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества для всех компонентов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат.

Термин «мониторинг» происходит от латинского слова monitor (напоминающий, предостерегающий, надзирающий).

Включает в себя:

- объект и субъект,

- диагностику,

- систематические наблюдения и периодический контроль,

- анализ и оценку состояния исследуемого объекта,

- прогноз его изменений и возможную коррекцию,

- разработку комплекса действий по развитию.

Под педагогическим мониторингом понимается систематическое отслеживание, наблюдение состояния объекта образовательной деятельности, анализ его состояния посредством измерения реальных результатов учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения с заданными целями, прогнозирование изменения состояния объекта с целью принятия управленческих решений.

Педагогическая диагностика рассматривается как часть педагогического мониторинга.

Проведя сравнительный анализ сущностных характеристик двух понятий «мониторинг» и «диагностика», мы можем утверждать, что мониторинг не является аналогией диагностики, но включает в себя диагностический этап. Мониторинг отличается от диагностики большей системностью, технологичностью, систематичностью, создает условия для оптимизации действий педагога и руководителя в применении определенной совокупности способов, средств и психолого-педагогических воздействий.

2. Основные виды и функции мониторинга в образовательном процессе

В основание классификации видов мониторинга могут быть положены его цели, область применения, иерархия систем управления и т.д. (Таб. 5)

Таблица 5

Виды мониторинга

Основание классификации Виды мониторинга
Цели мониторинга информационный мониторинг базовый проблемный управленческий.
Область применения педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический.
Иерархия систем управления школьный, районный, областной (региональный), федеральный
Основаниям экспертизы динамический сравнительный комплексный

Функции мониторинга:

1) аналитическая функция;

2) информационная;

3) диагностическая функция;

4) прогностическая функция;

5) организационно-управленческая функция;

6) коррекционная.

3. Технологические этапы мониторинга в системе образования

Рассмотрение мониторинга как технологии может осуществляться на основе четкого определения этапов его организации (Таб. 6).

Таблица 6

Модуль III

Лекция 3.1

Интерактивные технологии

План

1. Сущностные характеристики интерактивных технологий.

2. Методы технологий интерактивного обучения.

3. Этапы процесса обучения с применением интерактивных технологий.

Основные понятия:активность, взаимодействие,интерактивная технология, интерактивное обучение.

Лекция 3.2

План

1. Основные характеристики дистанционного бучения.

2. Виды дистанционных учебных занятий.

3. Сопровождение процесса дистанционного обучения

Основные понятия: дистанционное обучение, дистанционный курс, тьютор, кейс-технологии, телекоммуникационные технологии.

Лекция 1.1

Педагогические технологии

в современном образовательном процессе

План

1. Сущность понятия «педагогическая технология». Основные качества современных педагогических технологий.

2. Технологический подход к образованию.

Основные понятия:технология, педагогическая технология, методика, система.

Сущность понятия «педагогическая технология». Основные качества современных педагогических технологий

Общество информационных технологий, или как его называют постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX – середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Для создания новой парадигмы образованиянеобходимо найти то звено, которое поможет осуществить цели образования в новых социальных и экономических условиях. Таким звеном могут стать новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. То есть речь идет о применении понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам, о технологическом подходе к образованию.

Исследования авторов-теоретиков сущности понятия «технология» наиболее широко и подробно определяют этот феномен, что позволяет сделать следующий вывод: технология – это та часть культуры, которая связана с социально-экономической стороной человеческой жизнедеятельности, преобразованиями или движением материалов, информации и людей, в результате чего достигается поставленная цель и образуется что-то новое на новом качественном уровне[1].

В.А. Кальней формулирует наиболее общее понятие технологии на системном уровне, определяя ее как «сложную систему, в основе которой лежит применение орудий, инструментов, аппаратов, использующую наработанные человечеством навыки (а это говорит о том, что технология - это часть культуры), знания и умения, а также адекватная информация, система управления необходимыми ресурсами (кадровыми, транспортными, физическими, энергетическими, сырьевыми и т.д.), и, наконец, подсистема различных социальных, экономических, экологических и других последствий, связанных с внедрением данной технологии»[2].

2. Технологический подход к образованию

При технологическом подходе к образованию необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства, материальных или духовных ценностей. Технологический подход к образованию предусматривает точное инструментальное управление образовательным процессом и гарантированный успех поставленных педагогических целей. Технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.

Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов ХХ века и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.

Технологическому подходу посвящены работы В.П.Беспалько, В.И.Боголюбова, В.В.Гузеева, Т.А.Ильиной, М.В.Кларина, Е.С. Полат и др. Каждый автор дает свое определение понятия педагогическая технология.

Педагогическая технология может рассматриваться на разных уровнях методологии: философском, конкретно-научном, и технологическом. Представляя педагогические технологии как категорию, необходимо проследить взаимосвязь понятий: технология – педагогическая технология – образовательная технология – технология воспитания – технология обучения – технология развития.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств[3].

Г.К. Селевкоподтверждает возможность ее рассмотрения на разных уровнях: «Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения»[4].

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса;

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс)[5].

Лекция 1.2

Наши рекомендации