Сущность, роль, значение и основополагающие понятия в области качества и управления им в современных условиях

Качество — емкая, сложная и универсальная категория, имею­щая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к ее основным аспек­там можно отнести: философский, социальный, технический, эко­номический и правовой.

Качество — определенная сово­купность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребно­стям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Поэтому управление качеством следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объ­екты управления для установления, обеспечения и поддержания необхо­димого его уровня качества, удовлетворяющего требованиям потреби­телей и общества в целом. Здесь процесс следует понимать в качестве совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов дея­тельности, преобразующих входы в выходы.

Продукция по МС ИСО версии 2000 г. определяется как резуль­тат процесса, т.е. продукция становится результатом совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, пре­образующих «входы» в «выходы». В любом случае продукция — это совокупность всего многообразия материальных, интеллектуальных и иных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. В данном определении продукция явля­ется обобщенным понятием и включает изделия, продукты, техноло­гии и т.п.

Услуги также подпадают под приведенные выше определения продукции. Вместе с тем услуги можно также характеризовать как результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовите­лей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потреб­ностей последних. К видам услуг можно отнести, например, транс­портные, информационные, телекоммуникационные и др.

В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспри­нимают высокое качество как стратегический коммерческий импера­тив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности.

Основные причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества:

• существенное непрерывное возрастание личных, производст­венных и общественных потребностей;

• возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;

• усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продук­ции и повышение значимости выполняемых функций;

• увеличение объемов производства продукции и оказываемых ус­луг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекла­маций;

• неприятие потребителями продукции и услуг с относительно не­высоким уровнем качества;

• ужесточение требований к интенсификации производства и по­вышению его эффективности как необходимого фактора благо­получного существования предприятий.

Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить так­же усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране. К этому следует добавить, что в настоящее время большая часть основ­ных фондов промышленности России имеет низкий уровень качест­ва, морально устарела и находится фактически на грани полного фи­зического износа. Например, только около 6—10 % основных фондов всех предприятий по своему «возрастному» уровню соответствуют среднестатистическим показателям мирового хозяйства.

Известный философ И.А. Ильин в книге «Путь духовного обновления» отмечал: «Качест­венность исчезает и не восполняется никаким количеством, ибо дурное множество есть не что иное, как обилие дурных вещей, состояний или усилий, которые никому не нужны…»

Из приведенного высказывания можно сделать следующие выводы:

• качество должно быть и является главным во всем;

• для создания и обеспечения высокого качества необходимо вы­сококачественные сырье, материалы и т.п.;

• без обеспечения, сохранения и улучшения качества последствия
могут быть необратимо тяжелыми;

• высокое качество обеспечивается, сохраняется и совершенству­ется «культурой личного духа», которая прививается и проявля­ется только там, где человеку оказывается подлинное внимание и глубокое уважение.

Следует добавить, что из-за низкого качества продукции, работ и услуг особенно тяжелыми могут быть экологические последствия, печальный пример тому — взрыв на Чернобыльской АЭС.

Те страны мира, которые уделяют серьезное внимание качеству, управлению им, а также убеждают в этом потребителей, имеют высо­кие объемные и структурные показатели экспорта. Подтверждением тому могут служить не только традиционно технически развитые го­сударства (США, Япония и страны Западной Европы), но и ряд стран Юго-Восточной Азии.

Наши рекомендации