Программу интеграции вузов и научных институтов
Александр Сергеев считает, что ситуацию, когда академические институты занимаются подготовкой научных кадров, а университеты - научными исследованиями, нужно исправлять
Академические институты и университеты должны сотрудничать в рамках новой версии программы интеграции, которая работала в начале 2000-х, заявил президент РАН Александр Сергеев на встрече с членами Совета Федерации во вторник.
Отвечая на вопрос о развитии вузовской науки, Сергеев вновь отметил, что "крен, который был сделан в плане науки и инноваций в сторону университетов" в последние годы, был неправильным. По его словам, сложившуюся ситуацию, когда академические институты фактически занимаются подготовкой научных кадров, а университеты - научными исследованиями, нужно исправлять.
"У меня были разговоры и с Ольгой Юрьевной Васильевой (министром образования и науки - прим. ТАСС), она считает, что да, так и должно быть, надо совершенно четко восстанавливать программу интеграции, чтобы университеты все лучше и лучше учили, а научные институты все лучше и лучше делали научную работу", - сказал Сергеев.
Он подчеркнул, что именно посредством интеграции вузов и академических институтов можно, в частности, обеспечить максимально быстрый перенос знаний, которые получает фундаментальная наука, в высшее образование. По мнению Сергеева, преподаватели вузов могут участвовать в научной работе, и в вузах должны создаваться лаборатории для научной работы студентов, но "установки более высокого уровня, конечно, должны быть в профессиональных институтах".
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Президент РАН хочет восстановить программу интеграции вузов и научных институтов // ТАСС.- 2017.- 31 окт.- Режим доступа: http://tass.ru/nauka/4690990 [31.10.2017]
Победители техно-олимпиады школьников
попадут в инженерный "спецназ"
Получить 100 баллов на ЕГЭ за уникального робота? Собрать гоночный солнцемобиль? Стать инженером-"спецназовцем"? О самых перспективных "треках" для талантливых технарей "РГ" рассказал ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого академик Андрей Рудской.
Солнцемобиль, построенный студентами для международных соревнований, может разогнаться до 150 км/ч. Фото: Пресс-служба СПбПУ
Андрей Иванович, команда Политеха разработала первый в России солнцемобиль. Именно так студент-инженер должен погружаться в профессию?
Андрей Рудской: Конечно, это один из лучших способов понять, как устроены небольшие технологические компании. В рамках проекта PolytechSolar студенты учатся работать с современными материалами и создавать инновационный продукт, становятся специалистами в автомобилестроении, альтернативной энергетике, механике, электрике и электронике, аэродинамике…
Солнцемобиль весом около 200 кг сможет разогнаться до 150 км/ч: он строится специально для международных соревнований среди машин, работающих на солнечной энергии. Сейчас для российских дорог он не приспособлен, но в будущем его технологии лягут в основу городских электромобилей. Через 15-25 лет они станут привычным личным транспортом.
Собрал уникального робота - получил 100 баллов на ЕГЭ. Отличная мотивация для школьников - участников инженерной олимпиады, которую СПбПУ проводит вместе с другими вузами. Интеллектуальная энергетика, беспилотники, нейросети, - какие еще технологии в центре внимания?
Андрей Рудской: За СПбПУ закреплен трек "Передовые производственные технологии", его ведет наш Институт передовых производственных технологий и Центр научного творчества молодежи Фаблаб "Политех".
Это абсолютно новое направление соревнования. На первом отборочном этапе школьники решают онлайн задачи по физике и информатике. На втором - получают технические проекты, для выполнения которых используют навыки программирования, 3D-моделирования и цифрового производства. В результате ребята должны показать не только решенную задачу, но и исходные коды программ, виртуальные модели, использованные материалы и оборудование. Заключительный этап - самый интересный: участники должны разработать рабочий трехосевый ЧПУ-станок, который сможет вырезать реальную плату. Критерий оценки прост - все должно работать правильно.
Олимпиада Национальной технологической инициативы входит в перечень олимпиад, которые признаются Министерством образования и науки РФ. Прелесть соревнования в том, что финалисты будут работать с реальным инженерным оборудованием, а победители и призеры смогут поступить к нам и в другие в вузы-организаторы без экзаменов или получить дополнительные баллы при поступлении. Это очень хороший приз. Кроме того, победители олимпиады по треку "Передовые производственные технологии" могут стать частью нашего "инженерного спецназа": мы готовим системных инженеров и технологических предпринимателей, разбирающихся в наукоемком высокотехнологичном бизнесе.