Программа практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Б2.П.1 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Направление подготовки
Прикладная информатика
Направленность (профиль) программы
Корпоративные информационные системы
Уровень высшего образования Бакалавриат
Программа подготовки Прикладной бакалавриат
Москва – 2017 г.
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целями практики являются:
· подготовка к решению производственных задач предприятия, сбор материала для выполнения выпускной квалификационной работы;
· закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин учебного плана;
· приобретение и развитие необходимых практических умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника;
· изучение современного состояния и направлений развития компьютерной техники и информационных технологий;
· изучение обязанностей должностных лиц предприятия, обеспечивающих решение проблем использования информации;
· изучение комплексного применения методов и средств обеспечения информационной безопасности;
· изучение источников информации и системы оценок эффективности ее использования;
· закрепление и углубление практических навыков в области проектирования и внедрения информационных систем;
· повышение уровня освоения компетенций в профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Ознакомление c:
· миссией, целью и задачами деятельности предприятия;
· организационной структурой предприятий;
· функциональной структурой предприятия
· с организацией информационного обеспечения подразделения;
- Изучение:
· информационной инфраструктуры предприятия;
· требования к техническим, программным средствам, используемым на предприятии;
· организационных регламентов предприятия;
· порядок и методы ведения делопроизводства.
- Приобретение практических навыков:
· проведения обследования объекта автоматизации;
· проведение технико-экономического обоснования создания информационной системы;
· выбор и обоснование проектных решений;
· формирование и анализ требований к информационной системе;
· выполнения функциональных обязанностей;
· ведения документации;
- Выполнение индивидуальных заданий.
- Подготовка и защита отчета о практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
МЕСТО ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Основными дисциплинами, на которых базируется практика, являются:
· Проектный практикум
· Управление информационными системами
· Правовые основы прикладной информатики
· Экономика фирмы
· Информатика и программирование
· Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
· Информационные системы и технологии
· Базы данных
· Информационная безопасность
· Проектирование информационных систем
В результате изучения данных дисциплин студенты приобретают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие успешно освоить практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по таким основным задачам, как
· Проведение обследования объекта автоматизации;
· Проведение технико-экономического обоснования создания информационной системы;
· Моделирование бизнес-процессов и процессов обработки информации;
· Формирование функциональных и нефункциональных требований к информационной системе;
· Составление технических заданий на создание информационной системы.
МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Местом проведения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности могут быть, как правило, профильные организации, учреждения и предприятия, а в исключительных случаях – кафедры и научно-производственные подразделения Университета.
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проводится в 8-ом семестре. Продолжительность практики определена в объеме 8 недель.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
· способен использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
· способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
· способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
· способен к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
· способен использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);
· способен анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);
· способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);
· способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).
· способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе (ПК-1);
· способен разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение (ПК-2);
· способен проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения (ПК-3);
· способен документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла (ПК-4);
· способен выполнять технико-экономическое обоснование проектных решений (ПК-5);
· способен собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика (ПК-6);
· способен проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач (ПК-7);
· способен составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов (ПК-9);
· способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке информационных систем (ПК-10);
· способен осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей (ПК-16).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общая трудоемкость практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности составляет 6 зачетных единиц, 216 часа.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной деятельности на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Ознакомительные лекции | Самостоятельный сбор, обработка и систематизация материала | Практическое участие | Обсуждение материалов с руководителем | |||
Подготовительный этап: - прохождение инструктажа по технике безопасности; - изучение истории создания, развития и современного состояния предприятия или организации. | ||||||
Ознакомление с: - миссией, целью и задачами деятельности предприятия; - организационной структурой предприятий; - функциональной структурой предприятия - с организацией информационного обеспечения подразделения. | ||||||
Изучение: - информационной инфраструктуры предприятия; - требования к техническим, программным средствам, используемым на предприятии; - организационных регламентов предприятия; - порядка и методов ведения делопроизводства в компании. | ||||||
Приобретение практических навыков: - проведения обследования объекта автоматизации; - проведение технико-экономического обоснования создания информационной системы; - составление технического задания на создание информационной системы; - выполнения функциональных обязанностей; - ведения документации. | ||||||
5. | Выполнение индивидуального задания | |||||
6. | Оформление и представление отчета о производственно-профессиональной практике руководителю от Университета с подписями и печатями руководителя от места практики. | Защита отчета по практике | ||||
Итого |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основными образовательными технологиями, используемыми на практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, являются:
- проведение ознакомительных лекций;
- обсуждение материалов практики с руководителем;
- ознакомительные беседы с сотрудниками производственных подразделений базы практики;
- проведение защиты отчета о практике.
Основными возможными научно-исследовательскими технологиями, используемыми на практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, являются:
- сбор и анализ научной литературы по тематике задания по практике;
- участие в профессиональных и научных семинарах и конференциях на базе практики.
Основными научно-производственными технологиями, используемыми на практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, являются:
- сбор и компоновка научно-технической и проектной документации с целью углубленного исследования предметной области;
- непосредственное участие студента в решении научно-производственных задач организации, учреждения или предприятия (выполнение достаточно широкого спектра работ, связанных с отработкой профессиональных знаний, умений и навыков).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По результатам прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проводится текущая аттестация по следующим основным вопросам, являющимся одновременно и разделами предоставляемого отчета:
1. Полное наименование предприятия (организации), где студент проходит практику и являющееся объектом дальнейшей автоматизации. Экономический анализ деятельности организации (миссия организации, система целей и ключевых показателей, стратегия развития, бизнес-архитектура предприятия).
2. Характеристики предприятия, включая описание организационной структуры подразделения, где студент проходит практику.
3. Состояние и стратегия развития информационных технологий в организации (степень автоматизации процессов, покрытие функциональных областей, ИТ-архитектура, определение уровня зрелости управления ИТ).
4. Описание существующей организации бизнес и информационных процессов (с использованием любой из нотаций IDEF0, ARIS, DFD, UML и др.) с анализом недостатков, проблем и узких мест в них.
5. Формирование предложений по автоматизации (информатизации) существующих бизнес-процессов (решения задач, комплекса задач, подсистем) с учетом анализа успешных ИТ-проектов в рассматриваемой области, рынка программного обеспечения и ИТ-технологий.
В качестве учебно-методического обеспечения используется:
- учебная литература;
- проектно-конструкторская документация;
- устав предприятия (учреждения, организации), должностные инструкции и пр.;
- нормативно-техническая документация;
- Интернет – ресурсы;
- внутрифирменные и государственные технологические стандарты;
- учебно-методическая база предприятия, учреждения или организации.