Комплексные средства автоматизации семейства АИСТ. Структура. Основные возможности.

Сис-ма "АИСТ-РТ21" – это единая распределенная вычислительная среда, построенная на принципах контроля, учета, анализа и управления. Вся инф-я системы находится в иерархически связанных реляционных базах данных, с которыми взаимодействуют рабочие станции пользователей. Сис-ма в целом действует как отлаженный, централизованный механизм. Такой подход позволил обеспечить:

  • комплексность охвата задач организации
  • автоматизацию всей вертикали управления
  • взаимодействие в режиме реального времени
  • распределенный эффективный документооборот
  • унификацию нормативно-справочной информации
  • защиту в соответствии с международными стандартами
  • высокую степень надежности и отказоустойчивости системы

В настоящее время сис-ма успешно эксплуатируется в двух крупнейших таможенных регионах - Центральном и Северо-западном. Систему используют в Санкт-Петербургской, Пулковской, Балтийской, Выборгской, Северо-западной акцизной, Оперативной таможнях, на их подчиненных постах и в самом Северо-западном управлении.

Сис-ма "АИСТ-РТ21" на сегодня не имеет аналогов в России по широте и комплексности охвата всех сторон деятельности таможни, включая: контроль доставки товаров; совершение предварительных операций и оформление грузов; ведение плана счетов таможни и лицевых счетов участников внешнеэкономической деятельности; контроль перечисления средств в бюджет; обеспечение правовой и справочной поддержки работы таможенного инспектора; всесторонний контроль всех участников процесса таможенного оформления; своевременную и достоверную статистику внешнеэкономической деятельности. АИСТ-РТ21 позволяет более эффективно организовать работу там-ой службы за счёт построения единого инф-ного пространства и предоставления полного контроля над грузопотоками, помогает развитию внешней торговли, за счёт сокращения времени оформления грузов, приводит к повышению собираемости там. платежей, сокращению расходов на содержание там-ой службы и обеспечению экономической безопасности страны. Сис-ма АИСТ-М представляет собой комплексную, взаимоувязанную законченную задачу автоматизации таможенного оформления товаров и получения всевозможных форм отчётности. Сис-ма охватывает все уровни сбора информации: пункты там.офрм-я, там. Посты, таможни, рег-ныеупр-ния. Сис-ма ориентирована на существующий компьютерный парк и российские линии связи. При этом сис-ма может быть сконфигурирована таким образом, чтобы обеспечить макс. Централизацию, и работу в режиме on-line. Сис-ма АИСТ-М имеет модуль видеонаблюдения, позволяющий осуществлять удалённое управление перемещением камеры и маштабирования изображения.

22. Автоматизированная система пограничного пункта пропуска (АС ПП).Областью применения автоматизированной системы "Пограничный пункт пропуска" (АС «ПП») является процесс регистрации прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, регистрации убытия товаров и транспортных средств за пределы Российской Федерации, построение аналитических отчетов на основании данных сообщений о прибытии/убытии товаров и транспортных средств. Программное обеспечение АС «ПП» предназначено для использования на пограничных пунктах пропуска различного назначения.

АС «ПП» предоставляет пользователю автоматизированные средства выполнения следующих действий:

− формирование сообщений о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации;

− формирование сообщений об убытии товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации;

− запрос и просмотр сведений предварительного информирования, регистрация сообщений о прибытии товаров и транспортных средств на основе полученной информации;

− запрос и просмотр сведений, содержащихся в электронных копиях книжек МДП, регистрация сообщений о прибытии товаров и транспортных средств на основе полученной информации;

− запрос и просмотр сведений предварительной информации в части сведений, предоставляемых КЕС, о прибытии товаров и транспортных средств на основе полученной информации;

− запрос и просмотр ГТД иностранных государств, регистрация сообщений о прибытии товаров и транспортных средств на основе полученной информации;

− запрос и просмотр информации, содержащейся в российских экспортных ГТД, регистрация сообщений об убытии товаров и транспортных средств на основе полученной информации;

− запрос и просмотр информации, содержащейся в электронных копиях коносаментов, регистрация сообщений со сведениями о документах на основе полученной информации;

− проверка сформированного сообщения о прибытии товаров и транспортных средств на соответствие профилям риска путем формирования запроса к ПЗ «Сервисы выявления рисков» (в части автомобильного пункта пропуска);

− таможенное оформление товаров по заявлению;

− формирование и просмотр отчетности по зарегистрированным сообщениям о прибытии и убытии товаров и транспортных средств;

− формирование журнала учета результатов применения мер по минимизации рисков (в части автомобильного пункта пропуска);

− формирование аналитической отчетности о прибытии/убытии товаров и транспортных средств на основании данных БД уровня РТУ или ГНИВЦ

− идентификация и разграничение прав доступа пользователей.

Клиентская часть АС «ПП» уровня пункта пропуска разделяется на две: пользовательскую и административную.

Кроме того, для временного хранения вводимой информации в таможенном органе до отправки на вышестоящий иерархический уровень используется так называемый сетевой кэш данных – БД, входящая в состав установочного комплекта и размещаемая на той же рабочей станции, где развернуты сетевые БД.

23. Программные средства систем управления рисками "Ведение баз данных профилей рисков" и "Сервис выявления рисков".

КПС "Ведение базы данных профилей рисков" – комплекс программных средств, предназначенный для использования УДЛ отдела координации и применения СУР Главного управления организации таможенного контроля (ГУОТК), структурных подразделений ФТС, координирующих и функциональных подразделений РТУ и таможен.

С помощью данного КПС осуществляется формирование профилей и проектов профилей риска в электронном виде, их хранение в ГНИВЦ ФТС России и доведение до сведения таможенных органов в интересах проверки ГТД на соответствие профилям риска в электронном виде в ходе проведения ТОиТК.

Для решения этих задач должно быть обеспечено выполнение следующих технологических операций:

- создание проектов профилей рисков, профилей рисков и ориентировок.

- регистрация проектов профилей рисков.

- ведение журнала проектов профилей рисков.

- изменение профилей рисков, ориентировок.

- создание и изменение типовых критериев рисков, индикаторов рисков, прямых мер по минимизации рисков.

- формирование данных для актуализации БД ПЗ "Сервис выявления рисков".

- управление пользователями системы.

Решение проблемы выявления профилей рисков в процессе ТО на нижнем уровне (таможенные учреждения) позволяет автоматизировать программная задача "Сервис выявления рисков" (ПЗ "СВР").Программа выполняет: - прием обновлений (актуализация) действующих профилей риска; - автоматическое выявление рисков в поступающих на вход электронных копиях документов с выдачей результата в виде утвержденного формата; - организация взаимодействия с системами ТО; - протоколирование информации в службе сообщений Windows NT.

24.АС ППР "Аналитика-2000".

В течение 1992-2007 г.г. в целях автоматизации таможенной деятельности, повышения эффективности таможенного оформления и таможенного контроля были проведены опытно-конструкторские работы по созданию автоматизированных систем и комплексов программных средств, входящих в состав Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов.

-В базах данных ЕАИС таможенных органов хранятся и обрабатываются огромные объемы информации, превышающие несколько терабайт, по различным аспектам таможенной деятельности, включая электронные копии грузовых таможенных деклараций и таможенных приходных ордеров, оформленных таможнями России, начиная с 1991 года.

-Хранилище данных за период с 1996 по 2005 гг. насчитывает более 36 млн. документов. Темпы роста объема БД в среднем составляют около 600 тыс. записей в квартал. Этот массив данных содержит ценнейшую информацию о внешнеэкономической деятельности России.

Значительные объемы информации о внешнеэкономической деятельности России потребуют эффективных средств их обработки для обеспечения процессов поддержки принятия решений по управлению таможенной деятельностью.

Цели создания системы:

Система поддержки принятия решений «Аналитика 2000» создавалась с целью обеспечения оперативного анализа данных о внешнеэкономической деятельности России, стран Евросоюза и СНГ, а также подготовки и формирования публикаций таможенной статистики внешней торговли России и Союзного государства.

Основные цели создания СППР «Аналитика 2000», которая способствует оптимизации деятельности ФТС России:

• Сокращается время и трудозатраты, необходимые для получения оперативной агрегированной информации.

• Повышается производительность труда сотрудников ФТС России.

• Улучшается качество аналитических данных, выдаваемых по запросам вышестоящих организаций.

• Руководители высшего и среднего звена, а также аналитики могут легко ориентироваться в огромных объемах данных и выбирать информацию, необходимую для принятия решений.

• Обеспечивается возможность графического представления данных, а также получения отчетов сводной информации.

Структура СППР "Аналитика"представляет собой классическую систему с хранилищем данных и зависимыми витринами данных.

Информационные массивы СППР "Аналитика" делятся на три основные группы:

• База данных системы оперативной обработки информации (внутренние источники информации)

• Базы данных внешних источников

• Хранилище и Витрины Данных

Программный комплекс «Аналитика-2000» обеспечивает решение следующих функциональных задач в технологии OLAP:

-Оперативный анализ агрегированных данных ГТД по товарам, учитываемым в статистике внешней торговли России;

-Оперативный анализ агрегированных данных ГТД по товарам, не учитываемым в статистике внешней торговли России;

-Оперативный анализ агрегированных данных ГТД по товарам, учитываемым в статистике внешней торговли России в региональном аспекте;

-Оперативный сопоставительный анализ агрегированных данных России и стран СНГ;

-Оперативный анализ агрегированных данных ТПО;

-Формирование публикаций таможенной статистики внешней торговли;

-Оперативный анализ данных статистики внешней торговли за счет реализации технологии анализа данных «от агрегата к детали».

Наши рекомендации