Мероприятия по эргономическому обеспечению
Микроклимат производственного помещения оказывает значительное влияние на работника. Отклонения отдельных параметров микроклимата от рекомендованных значений снижают работоспособность, ухудшают самочувствие работника и могут привести к профессиональным заболеваниям.
Работа в диспетчерской относится к категории Ia - легкая физическая работа - производится сидя и не требует физического напряжения [12]. Оптимальные параметры микроклимата для этой категории работ в теплый период года: температура воздуха 23-250С, относительной влажностью 40-60%; в холодный период года: температура воздуха 22-240С, относительной влажностью 40-60%.
Скорость движения воздуха играет заметную роль в создании микроклимата в рабочей зоне. Оптимальным параметром является движение воздуха 0,1 м/с, что обеспечивает комфортные условия работы.
Помещение диспетчерской не относится к числу помещений с повышенным уровнем шума. Нормируется только суммарная мощность шума, которая не должна превышать 60 дБ [29].
На автоматизированном рабочем месте оператора-связиста (оператор в диспетчерской) используются:
- средства отображения информации индивидуального пользования (блоки отображения, устройства сигнализации и так далее);
- средства управления и ввода информации (пульт дисплея, клавиатура управления, отдельные органы управления и так далее);
- устройства связи и передачи информации (модемы, телефонные аппараты);
- устройства документирования и хранения информации (устройства печати, системы записи и хранения информации);
- вспомогательное оборудование (средства оргтехники, хранилища для носителей информации, устройства местного освещения).
На автоматизированном рабочем месте обеспечивается информационная и конструктивная совместимость используемых технических средств, антропометрических и психофизиологических характеристик человека.
При организации рабочего места учтены не только факторы, отражающие опыт, уровень профессиональной подготовки, индивидуально-личностные свойства операторов-связистов, но и факторы, характеризующие соответствие форм, способов представления и ввода информации психофизиологическим возможностям человека.
Рабочая мебель является удобной для выполнения планируемых рабочих операций. Конструкция рабочей мебели: стола, стула имеет огромное значение для создания здоровых условий и высокопроизводительного труда. Рабочая мебель конструируется с учетом антропометрических данных человека, технических, эстетических и экономических факторов.
Все поверхности письменных и рабочих столов выполняются на уровне локтя при рабочем положении человека. При выборе высоты стола учитывается, сидит человек во время работы или стоит.
Размещение технических средств и кресла оператора в рабочей зоне обеспечивает удобный доступ к основным функциональным узлам и блокам аппаратуры для проведения технической диагностики, профилактического осмотра и ремонта; возможность быстро занимать и покидать рабочую зону; исключение случайного приведения в действие средств управления и ввода информации; удобную рабочую позу и позу отдыха. Кроме того, схема размещения удовлетворяет требованиям целостности, компактности и технико-эстетической выразительности рабочей позы.
Монитор размещаться на столе или подставке так, что расстояние наблюдения информации на экране не превышает 700 мм.
Экран монитора, документы и клавиатура располагаются так, чтобы перепад яркостей поверхностей, зависящий от их расположенияотносительноисточникасвета,непревышал 1 : 10. При номинальных значениях яркостей изображения на экране 50 - 100кд/м2освещенность составляет 300 - 500 лк.
Компьютеры, в которых применяются жидкокристаллические мониторы, не нуждаются в защите от рентгеновского излучения, так как их не имеют.
Рабочее место оборудуется таким образом, чтобы движения работника были наиболее рациональные и наименее утомительные.
Устройства документирования и другие, нечасто используемые технические средства, располагаются справа от оператора в зоне максимальной досягаемости, а средства связи слева, чтобы освобождая правую руку для записей.