Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования.

Рассмотрим конечную матричную игру размерности (mxn) c платежной матрицей А = (аij), все элементы которой положительны. Будем считать, что данная игра не имеет решения в чистых стратегиях (нет седловой точки). Следовательно, оптимальное решение необходимо искать в смешанных стратегиях.

Пусть игроки А и В обладают следующими смешанными стратегиями:

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru , Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru

Постановка задачи для игрока А.

Исследовать на min целевую функцию

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru (1.7)

при ограничениях:

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru j=1,…,n, (1.8)

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru , i=1,…,m.

Здесь Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru .

Постановка задачи для игрока В.

Исследовать на max целевую функцию

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru (1.9)

при ограничениях:

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru i=1,…,m, (1.10)

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru , j=1,…,n

Здесь Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru ,

После решения пары двойственных задач находим оптимальные смешанные стратегии игроков А и В:

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru , (1.11)

и определяем цену игры

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru , (1.12)

где i=1,…,m и j=1,…,n.

Алгоритм решения конечной матричной игры путем сведения ее к паре двойственных задач:

1) Если среди элементов платежной матрицы есть отрицательные, то ко всем элементам прибавим одно и тоже положительное число k, чтобы все элементы стали положительными

2) Сводим конечную матричную игру к паре двойственных задач и находим их решения: Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru .

3) рассчитываем оптимальные смешанные стратегии игроков

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru ,

4) находим цену игры

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru

Задача.

Дана конечная матричная игра с платежной матрицей вида:

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru

Переходя к задаче ЛП определить оптимальные стратегии игроков и цену игры .

Решение.

1) Решение в чистых стратегиях

  B1 B2 B3 αi
A1
A2
A3
βj  

Имеем, Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru , Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru . Так как α< β, игра не имеет решения в чистых стратегиях, так как седловой точки нет.

2) Решение в смешанных стратегиях.

Найти смешанные стратегии игроков:

Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru , Сведение конечной матричной игры к задаче линейного программирования. - student2.ru

Задача для игрокаАЗадача для игрока B

Целевая функция Целевая функция

F(x)=x1+ x2+7x3 → min f(x)=y1+ y2+y3 → max

Ограничения: Ограничения:

3x1+9 x2+7x3 ≥ 1 3y1+6 y2+8y3 ≤ 1

6x1+4 x2+5x3 ≥ 1 9y1+4 y2+2y3 ≤ 1

8x1+2x2+4x3 ≥ 1 7y1+5 y2+4y3 ≤ 1

xi ≥ 0, i=1,…,3 yj≥ 0, j=1,…,3

Решая эти задачи в среде табличного процессора Excel, используя симплексный метод в опции «Поиске решений», находим:

Решение для игрока А Решение для игрока В
Неизвестные:   Неизвестные:  
x1= 0,074074   y1= 0,037037  
x2=   y2= 0,148148  
x3= 0,111111   y3=  
           
           
Целевая функция (min): Целевая функция (max):
f=x1+x2+x3 0,185185   F=y1+y2+y3 0,185185  
           
Ограничения:   Ограничения:  
_>1   <1  
_>1   <1 0,925926  
_>1 1,037037   <1  
           
Оптимальное решение A: Оптимальное решение B:
р1=x1/f 0,4   q1=y1/F 0,2  
р2=x2/f   q2=y2/F 0,8  
р3=x3/f 0,6   q3=y3/F  
ν=1/f 5,4   ν=1/F 5,4  

Игры с природой

Понятие игры с природой

Рассмотренные выше матричные и биматричные игры и методы их решения предполагали многократные повторения решений с некоторыми вероятностями (частотами) применения выбранных стратегий игроками. На практике при решении экономических задач, которые сводятся к игровым моделям, количество принимаемых управленческих решений ограничено, а нередко вообще принимается однократно в условиях неопределенности и риска.

В игровых задачах, которые моделирую экономические процессы с такого рода неопределенностью, принятие решения зависит от состояния объективной действительности, которую принято называть «природой». Следовательно, в игре с природой осознанно действует только один игрок, лицо принимающее решение. Второй игрок - природа, которая осознанно против первого игрока не действует, принимая то или иное состояние произвольным образом, конкретных целей в игре не преследует и безразлична к результату игры. Поэтому термин «природа» характеризует некоторую реальность – политика, финансы, промышленность, сельское хозяйство и т.п., которая в задачах будет провялятся в конкретных формах.

Математическая модель игр с природой следующая. Пусть игрок А (ЛПР) имеет m стратегий Ai, i=1,…,m, а природа Q может находится в одном из n возможных состояний Qj, j=1,…,n, которые можно рассматривать как ее стратегии. Тогда платежную матрицу игры с природой можно представить в виде, аналогичном платежной матрицы А = (aij)mxn, или

  Q1 Q2 Qn
A1 a11 a12 a1n
A2 a21 a21 a2n
Am am1 am2 amn


Здесь aij – выигрыши игрока А при выборе стратегии Аi и при состоянии природы Qj. Матрица игры с природой содержательно отличается от платежной матрицы антагонистической игры тем, что элементы столбцов данной матрицы не являются проигрышами природы при соответствующих ее состояниях, а это оценка эффективности стратегии ЛПР при данных состояниях природы.

Наши рекомендации