Приведение матричной игры к задаче линейного программирования

Нахождение решения игры в смешанных стратегиях сводится к решению задачи линейного программирования, точнее говоря к решению пары взаимосопряженных задач.

Пусть А - платежная матрица игры размерности Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , т.е.

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Так как в смешанных стратегиях всегда существует оптимальная стратегия первого игрока и цена игры, то для нее должно выполняться неравенство

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru (4)

Это означает, что при любой чистой стратегии 2-го игрока (т.е. любого столбца матрицы Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ) его проигрыш будет не меньше цены игры (т.е. максимина). Предположим для определенности, что Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Введем обозначение

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

тогда условие Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru (справедливое для вектора вероятностного распределения) можно переписать в виде Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Разделив обе части неравенства (4) на Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , получаем

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Поскольку целью 1-го игрока является максимизация величины Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , т.е. минимизация величины Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , то нахождение его оптимальной смешанной стратегии Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru сводится к решению следующей задачи линейного программирования:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

при ограничениях:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Находя решение Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru этой задачи, переходим к решению Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru по формулам

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Рассуждая совершенно аналогично получим, что задача нахождения оптимальной смешанной стратегии 2-го игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru сводится к нахождению вектора Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru являющегося решением следующей задачи линейного программирования:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

при ограничениях

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Находя решение Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru этой задачи, переходим к решению Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru по формулам

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Пример 4Для матрицы из предыдущего примера имеем следующие задачи. Для 1-го игрока

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

при ограничениях:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Для второго игрока

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

при ограничениях

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Как следует из симплекс-метода, легче решить задачу для 2-го игрока. Для этого даже не потребуется введения искусственных переменных. За исходный базис можно принять дополнительные переменные, необходимые для перехода к канонической форме задачи. Опуская расчеты, приведем последнюю симплекс-таблицу, которая получена на четвертом шаге.

Базис Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru   -1/10 13/50 -3/25 -1/10 0,04
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru   61/5 0 -3/250 18/125 1/50 0,152
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru   27/50 21/250 1/125 7/50 0,064
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru   33/50 41/250 4/125 3/50 0,256

Таким образом Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , при том, что Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Отсюда

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Проверив, что Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru убеждаемся в правильности полученного ответа.

Из этой же таблицы находим решение двойственной задачи. Получаем, что

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru при том же Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Отсюда получаем

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Таким образом, смешанные оптимальные стратегии 1-го игрока U* и 2-го игрока Z найдены, также как и цена игры v.

Игра с природой

Кроме антогонистических рассматривают так называемые неантогонистические игры. В этом случае предполагают, что действия противника не носят характер строгого противостояния. Его интересы могут быть разными и в общем случае не совпадающими с нашими, однако они не являются «злонамеренно» направленными против нас. Простейшим примером такой ситуации является следующая.

Предположим, что известна (в общем случае смешанная) стратегия применяемая одним из игроков. Например, из опыта предыдущих наблюдений. Этот игрок использует свою стратегию вне зависимости от нашей стратегии. Такую игру принято называть игрой с природой. Природа как бы не имея в общем желания нам навредить действует по своим законам.

Пусть торговое предприятие имеет т стратегий: Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и имеется n возможных состояний природы: Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru . Так как природа не является заинтересованной стороной, исход любого сочетания поведения сторон можно оценить выигрышем Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru первой стороны для каждой пары стратегий Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru . Все показатели игры заданы платежной матрицей Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru размерности Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

По платежной матрице можно принять ряд решений. Например, оценить возможные исходы: минимальный выигрыш

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

т.е. наименьшая из величин в каждой Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru -й строке как пессимистическая оценка; максимальный выигрыш – то наилучшее, что дает выбор Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru -го варианта

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

При анализе «игры с природой» вводится показатель, по которому оценивают, насколько то или иное состояние «природы» влияет на исход ситуации. Этот показатель называют риском.

Риск Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru при пользовании стратегией Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и состоянии «природы» Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru оценивается разностью между максимально возможным выигрышем при данном состоянии «природы» Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и выигрышем Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru при выбранной стратегии Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru :

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Исходя из этого определения можно оценить максимальный риск каждого решения:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Решения могут приниматься по результатам анализа ряда критериев.

Наши рекомендации