Сведение матричной игры к задаче линейного программирования

Рассмотрим m Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru n игру с платежной матрицей А=( Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ).

Без ограничения общности будем считать, что все элементы матрицы А положительны (этого всегда можно добиться, пользуясь аффинным правилом, преобразующим заданную матрицу игры, но не изменяющим оптимальных смешанных стратегий игроков). Тогда искомая цена игры v— положительное число.

Интересы игрока А. Из теоремы о свойствах оптимальных смешанных стратегий игроков вытекает, что при любой чистой стратегии В Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru игрока В, k = 1, 2,.. . , n, оптимальная смешанная стратегия Р = { Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru } игрока А обеспечивает его средний выигрыш, не меньший v. Иными словами, выполняются соотношения Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru k=1,2,…,n,

Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru i=1,2,…,m,

которые с учетом обозначений Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru i=1,2,…,m, можно записать так
Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru k=1,2,…,n, Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru i=1,2,…,m.

Поскольку игрок А стремится максимально увеличить свой гарантированный выигрыш, то задача отыскания решения матричной игры сводится к следующей задаче:
найти неотрицательные величины Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru удовлетворяющие неравенству Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru k=1,2,…,n и такие, что их сумма минимальна
Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Интересы игрока В. Аналогичным образом заключаем, что оптимальная смешанная стратегия Q= { Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru } игрока В при любой чистой стратегии А Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru игрока А, i = 1,2,…,m обеспечивает его средний проитрыш, не больший v. Иными словами, выполняются соотношения

Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru i=1,2,…,m,

Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru k=1,2,…,n, которые с учетом обозначений:

Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru k=1,2,…,n можно записать так Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru i=1,2,…,m,

Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru k=1,2,…,n.

Поскольку игрок В стремится сделать свой гарантированный проигрыш минимально возможным, то задача отыскания решения матричной игры сводится к следующей задаче:
найти неотрицательные величины Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru удовлетворяющие неравенству Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru i=1,2,…,m и такие, что их сумма максимальна
Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru
Тем самым, мы получаем следующий важный результат.
Теорема 3. Решение матричной игры с положительной платежной матрицей ( Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ) равносильно решению двойственных задач линейного программирования :

Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru
(А) Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru k=1,2,…,n,

Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru i = 1,2,…,m,

Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

(B) Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru i=1,2,…,m,

Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru k = 1,2,…,n.

При этом цена игры v = Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru где Θ - величина, обратная общему значению оптимальных сумм, Θ = Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru = Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru а оптимальные значения Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru связаны с оптимальными Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru посредством равенств
Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru i=1,2,…,m, Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru k = 1,2,…,n.

Алгоритм решения матричной игры.
1) Ко всем элементам исходной матрицы игры прибавляется одно и то же положительное число γ так, чтобы все элементы новой матрицы были строго положительны.
2) Решаются двойственные задачи линейного программирования (А) и (В) (например, симплекс-методом, или как-нибудь иначе). Находятся наборы Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и число Θ.
З) Строятся оптимальные смешанные стратегии игроков А и В соответственно Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru
4) Вычисляется цена игры Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Пример 9. Рассмотрим 2 х 2 игру с матрицей Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .
Соответствующие ей задачи линейного программирования имеют вид
Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Решение.

1) Все элементы платежной матрицы положительны.

2) Строим решения обеих задач линейного программирования, пользуясь графическим методом. В результате получаем, что

Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

3) Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

4) Сведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Наши рекомендации