Характеристики продукции предприятия.
При сравнении товаров используются их коммерческие характеристики. Оценка конкурентных качеств товаров осуществляется по направлениям [10]:
1) коммерческая идея товара;
2) техническое совершенство;
3) ценовая привлекательность;
4) условия реализации и поставки.
Техническое совершенство изделия измеряется с помощью его технического уровня относительно аналога или базового образца:
(2.1)
Пт- технический уровень рассматриваемого изделия относительно изделия- аналога;
Li – относительная значимость i-го параметра (в долях единицы);
iq- технический уровень оцениваемого изделия относительно изделия-аналога по i-му параметру;
Pio, Pi,- соответственно величина i-го параметра оцениваемого изделия и изделия-аналога.
Фактурная цена - это цена, указываемая в счете на поставленный товар. В зависимости от базиса поставки фактурная цена может включать расходы по перевозке товара, погрузо-разгрузочным работам, страхованию, оплате пошлин и сборов.
Новая продукция – 1) впервые изготовленная продукция на основе достижений научно-технического прогресса, соответствующая по своим характеристикам лучшим образцам и вполне удовлетворяющая новые потребности общества по сравнению с ранее выпускаемой продукцией аналогичного назначения; 2) изделия, модернизированные на новой технической основе, получившие новые качественные характеристики и по своим технико-экономическим свойствам отвечающие современному уровню развития науки и техники.
Новая техника - впервые реализуемые новые или более совершенные орудия и предметы труда, технологические процессы, являющиеся результатом научных исследований и разработок, содержащих изобретения и другие научно-технические достижения, обеспечивающие при их использовании значительное повышение технико-экономических показателей или более полно удовлетворяющие потребности общества.
Новая технология - это впервые реализуемая технология, разработанная на основе передовых достижений науки и техники. Способствует значительному сокращению затрат труда, расхода материальных ресурсов, топлива, энергии на единицу продукции, повышает качество продукции, уменьшает вредное воздействие на окружающую среду.
Реализованные в новой продукции, технике, технологии новшества принято называть нововведениями (англ. - innovation). Приведем другие определения, разъясняющие понятие “нововведение”.
“Нововведение - применение, т.е. процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание” [3].
Нововведение - это “новое приложение научных и технических знаний, приводящие к успеху на рынке” [3].
Классификация нововведений.
Нововведения можно классифицировать по различным признакам, в том числе:
по инновационному потенциалу:
- базисные;
- улучшающие;
по направленности:
- на продукты, услуги, работы;
- на технологические процессы;
по содержанию:
- технические;
- организационные;
- управленческие;
- экономические;
- социальные;
по сферам деятельности:
- производственные;
- маркетинговые;
- финансовые;
- административные и др.
Некоторые пояснения к классификации.
Базисные (радикальные, авангардные) нововведения ведут к образованию новых продуктов, рынков, рабочих мест. В своей основе они имеют крупные научно-технические достижения, часто носят макроэкономический характер, осуществляются одновременно многими компаниями. В ряде случаев в процесс освоения нововведения включается государство. 22
Улучшающие (дополняющие) нововведения следуют за базисными, так как раскрывают возможности базисных нововведений. Обычно осуществляются силами одного или нескольких предприятий. Они базируются на конкретных научно-технических идеях, разработках, изобретениях, ориентируются на определенную рыночную нишу. Эти нововведения можно рассматривать как микроэкономические.