Научно-технический прогресс как фактор существования предприятия.

Научно-технический прогресс как фактор существования предприятия.

В настоящее время в производственную функцию наряду с вышеперечисленными факторами вводят те затраты человеческого капитала и тот уровень знаний, с помощью которых создаются новые и модернизируются действующие технологии. Анализ моделей экономического роста показывает, что темпы роста находятся в прямой зависимости от величины человеческого капитала, сосредоточенного в сфере получения новых знаний [3].

“Технология - это любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы, для получения желаемой продукции или услуг” [5].

этапы развития и применения технологии:

- исследования разработки

- технология (инновация)

- разработка продукта (внедр. В произ-во)

- продукт (маркетинг)

- коммерческий успех

Руководители успешных предприятий сосредоточивают усилия на том, чтобы обеспечить требуемую технологию в нужное время. При этом они исходят из понимания динамики технологической конкуренции, в основу описания которой берется S-образная кривая

Кривая отражает зависимость между затратами на улучшение продукта или производственного процесса и результатами от вложенных средств. Она описывает эволюцию технологии: зарождение, интенсивный рост и достижение стадии зрелости технологии или продукта. Результат - это величина технического параметра продукта, значение которого наиболее важно для потребителя.

Вначале успехи от вложения средств в технологию весьма скромные. Затем вступают в действие ключевые для достижения успеха знания, результаты улучшаются скачкообразно. По мере дальнейшего инвестирования в технологию средств прогресс становится все более трудным и дорогостоящим. Достигается асимптотический предел возможностей технологии вверху S-образной кривой.

Обычно реализуется несколько конкурирующих технологий. Каждая имеет свою S-образную кривую. Преимущество имеют технологии с лучшим соотношением “результаты - затраты”.

Во всех случаях подчеркивается выдающаяся роль новаторов в технологических сдвигах.

Государственное регулирование инновационной деятельности предприятий.

Направления государственного регулирования инновационной деятельности предприятий

Регулирование инновационной деятельности предприятий осуществляется государством по следующим направлениям:

1) установление различных форм государственной поддержки научной и инвестиционной деятельности;

2) правовая охрана интеллектуальной собственности;

3) формирование инфраструктуры научной и инновационной деятельности в рыночных условиях хозяйствования;

4) осуществление конверсии оборонной промышленности;

5) финансово-экономическая поддержка высокотехнологических отраслей (авиастроения, космических программ, атомной промышленности, энергомашиностроения и некоторых других отраслей);

6) формирование экологически ориентированных методов регулирования технологической деятельности предприятий и др.

Основные формы государственной поддержки научно-технической деятельности, практикуемые в развитых странах:

- прямое бюджетное финансирование;

- льготное налогообложение прибыли, получаемой от реализации научных разработок;

- освобождение от уплаты налога на собственность и землю, принадлежащие научным организациям;

- освобождение от таможенных пошлин на ввозимое имущество научных организаций, необходимое для проведения научных разработок;

- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских кредитов;

- предоставление прав на ускоренную амортизацию оборудования и др.

Классификация нововведений.

Нововведения можно классифицировать по различным признакам, в том числе:

по инновационному потенциалу:

- базисные;

- улучшающие;

по направленности:

- на продукты, услуги, работы;

- на технологические процессы;

по содержанию:

- технические;

- организационные;

- управленческие;

- экономические;

- социальные;

по сферам деятельности:

- производственные;

- маркетинговые;

- финансовые;

- административные и др.

Некоторые пояснения к классификации.

Базисные (радикальные, авангардные) нововведения ведут к образованию новых продуктов, рынков, рабочих мест. В своей основе они имеют крупные научно-технические достижения, часто носят макроэкономический характер, осуществляются одновременно многими компаниями. В ряде случаев в процесс освоения нововведения включается государство. 22

Улучшающие (дополняющие) нововведения следуют за базисными, так как раскрывают возможности базисных нововведений. Обычно осуществляются силами одного или нескольких предприятий. Они базируются на конкретных научно-технических идеях, разработках, изобретениях, ориентируются на определенную рыночную нишу. Эти нововведения можно рассматривать как микроэкономические.

Обеспечение баланса рисков

Научно-технический прогресс как фактор существования предприятия. - student2.ru При одновременном осуществлении организацией нескольких инновационных разработок, каждая из которых успешно выдержала отбор, необходимо убедиться, что риски их осуществления сбалансированы.

Один из способов изучения портфеля разработок - это представление их в виде матрицы “продукт - рынок” (рис.4.1).


Положительные (снижение риска) 1. Привлекательность Идея обладает хорошими рыночными перспективами. Конкуренты слабы и неспособны препятствовать завоеванию рынка. 2. Синергизм Инновационная идея соответствует профилю компании. Для реализации идеи можно использовать существующую систему производства и распределения. 3. Осуществимость Технология для воплощения идеи отработана и освоена. Для серийного выпуска не требуется получения официального разрешения. 4. Требования Для разработки и реализации идеи почти не требуется дополнительных ресурсов. Идея может быть быстро разработана и реализована. 5.Потребительские Идея обладает уникальными потребительскими качествами. Цена продукции благодаря новой идеи выгодно отличается от конкурентной продукции. Отрицательные (повышение риска) рынка Возможный рынок слишком мал. Лидеры на рынке - крупные организации с большими ресурсами. бизнеса Идея не соответствует профилю компании и требует освоения новых технологий. Реализация идеи потребует инвестиции в новую систему производства и распределения. идеи Идея основана на новой концепции. Для реализации идеи требуется разрешение государственных органов или лицензиара. к ресурсам Для разработки и реализации идеи требуются значительные дополнительные средства. Требуется длительный период для осуществления идеи. качества Идея не обладает какими-либо уникальными потребительскими качествами. Новая идея не предусматривает ценовых преимуществ.  
6.Защищенность Другим компаниям трудно скопировать идею. Идея может быть защищена патентами. идеи Другие компании смогут скопировать идею, как только продукт поступит в продажу. Перспективы патентной защиты плохие.  

Характерные свойства элементов матрицы:

1. Существующий продукт (услуга, процесс) - существующий рынок.

Компания вносит небольшие усовершенствования и предпринимает простые действия для расширения сектора рынка. Эти возможности связаны с относительно низким риском.

2. Новый продукт - существующий рынок.

Сюда относятся инновационные процессы, направленные на усовершенствование используемой технологии. Дополнительные расходы невелики, так как организация опирается на определенный круг потребителей и знание рынка.

Риск, связанный с реализацией таких инноваций, является умеренным.

3. Существующие продукты - новые рынки. Инновации такого типа более рискованны, чем поступление нового продукта на существующий рынок. Имеются случаи провала, когда компании не смогли правильно оценить потребности нового рынка. Возможности в этом случае связаны с повышенно-умеренным риском.

4. Новые продукты - новые рынки.

Вариант связан с высоким риском. Рискованным может оказаться и положение, в которое попадают многие компании. В связи с этим возникают трудности с получением финансирования.

Ключевые факторы успеха

Ключевые факторы успеха (КФУ) - общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых дает возможности повышения конкурентоспособности продукции [10]. Задача заключается в определении этих факторов. Некоторые фирмы определяют так называемую «формулу успеха», которая включает в себя КФУ.

Пример «формулы успеха»:

Научно-технический прогресс как фактор существования предприятия. - student2.ru

Так, к КФУ, основанным на научно-техническом превосходстве, относятся:

- опыт организации научных исследований (важен в высокотехнологичных отраслях); - способность быстрого осуществления технологических и организационных нововведений; - наличие опыта работы с передовыми технологиями; - профессиональное превосходство; - обладание “ноу-хау”.

Общие положения и понятия в управлении проектами.

Проект (лат. projectus - брошенный вперед) может означать:

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия;

2) предварительный текст какого-либо доклада;

3) замысел, план [4].

Проект - некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения (“Кодекс знаний об управлении проектами”, Институт управления проектами, США).

1. “Управление проектом - искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта” [18].

Монопроекты - проекты, имеющие четко очерченные ресурсные, временные и другие рамки и представляющие собой отдельные инвестиционные, инновационные и другие проекты.

Мультипроекты - это комплексные программы или проекты, связанные с определением концепций и направлений стратегического развития предприятий и организаций.

Мегапроекты - это целевые и комплексные программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отведенным на их выполнение временем.

Инвестиционный проект - это комплекс мероприятий по осуществлению капиталовложений с целью получения в будущем прибыли. Приоритет отводится обеспечению рентабельности, поэтому капитальные вложения осуществляются только в том случае, если планируемая доходность, рентабельность от них превышает определенный уровень.

Инновационный научно-технический проект - это научное исследование или разработка, направленные на решение конкретной научно-технической задачи, в результате выполнения которой создается наукоемкая продукция, реализуемая как товар на внутреннем и на внешнем рынке.

Структура проектного цикла, характерная для современных условий России:

I. Прединвестиционный период. Фазы:

􀂾 прединвестиционные исследования;

􀂾 разработка проектно-сметной документации и подготовка к инвестиционным мероприятиям.

II. Инвестиционный период. Фазы:

􀂾 проведение торгов и заключение контрактов;

􀂾 организация закупок и поставок;

􀂾 строительно-монтажные работы;

􀂾 завершение проекта.

РУКОВОДСТВО

1. Организация группы ведущих специалистов для разработки проекта. Утверждение концепции проекта.

2. Утверждение бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Утверждение комплексного плана реализации проекта. Образование координационно- управляющего органа по реализации проекта.

3. Заключение контрактов и договоров на поставку ресурсов и финансирование.

4. Оперативный контроль хода реализации проекта. Изменение организационных структур и штатных расписаний. Комплексный контроль готовности служб к эксплуатации нового ВС. Сертификация и лицензирование. Контроль готовности выполнения первого коммерческого рейса.

5.Организация оперативного управления авиаперевозками на новой технике.

Научно-технический прогресс как фактор существования предприятия.

В настоящее время в производственную функцию наряду с вышеперечисленными факторами вводят те затраты человеческого капитала и тот уровень знаний, с помощью которых создаются новые и модернизируются действующие технологии. Анализ моделей экономического роста показывает, что темпы роста находятся в прямой зависимости от величины человеческого капитала, сосредоточенного в сфере получения новых знаний [3].

“Технология - это любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы, для получения желаемой продукции или услуг” [5].

этапы развития и применения технологии:

- исследования разработки

- технология (инновация)

- разработка продукта (внедр. В произ-во)

- продукт (маркетинг)

- коммерческий успех

Руководители успешных предприятий сосредоточивают усилия на том, чтобы обеспечить требуемую технологию в нужное время. При этом они исходят из понимания динамики технологической конкуренции, в основу описания которой берется S-образная кривая

Кривая отражает зависимость между затратами на улучшение продукта или производственного процесса и результатами от вложенных средств. Она описывает эволюцию технологии: зарождение, интенсивный рост и достижение стадии зрелости технологии или продукта. Результат - это величина технического параметра продукта, значение которого наиболее важно для потребителя.

Вначале успехи от вложения средств в технологию весьма скромные. Затем вступают в действие ключевые для достижения успеха знания, результаты улучшаются скачкообразно. По мере дальнейшего инвестирования в технологию средств прогресс становится все более трудным и дорогостоящим. Достигается асимптотический предел возможностей технологии вверху S-образной кривой.

Обычно реализуется несколько конкурирующих технологий. Каждая имеет свою S-образную кривую. Преимущество имеют технологии с лучшим соотношением “результаты - затраты”.

Во всех случаях подчеркивается выдающаяся роль новаторов в технологических сдвигах.

Наши рекомендации