Кибернетическая экономика: мифы и реальность
Человеческое общество приобрело экономические черты с появлением производственных отношений. За несколько тысяч лет своего существования мировая экономика, успешно миновав многие взлеты и падения, несомненно, существенно преобразовалась, изменив формы, уровень, структуру и тенденции. Всегда и во всем в экономике ключевую роль играл человек: именно он был ее творцом, лоцманом и целью. Никакая другая экономическая категория, никогда не претендовала на какие – либо ущемления роли человека.
Однако, с середины 20 века в нашу жизнь буквально ворвались компьютеры. Первые 2 – 3 десятилетия их функция заключалась в сборе и обработке, хранении и накоплении информации. Весь этот функционал выполнялся и ранее, однако данные процессы были более рутинными (медленными), а их результаты менее точными (достоверными). ЭВМ и персональные компьютеры, их комплексы и сети позволили освободить человека от многих вспомогательных и, казалось бы, второстепенных задач, что, с одной стороны, облегчило жизнь человеку, а с другой стороны, повысило эффективность самой экономики, то есть конкретных экономических субъектов, широкомасштабно внедряющих прогрессивные информационные технологии в экономические процессы и явления.
Однако, согласно поступательному запасу развития, эволюция информационных технологий на этом не остановилась. В 1980–х годах были разработаны и внедрены так называемые экспертные информационные системы, которые в отличаются от всех своих предшественников наличием такого компонента, как интерпретатор. Функциональные возможности данного кибернетического устройства обеспечили возникновение и широкое применение такого терминала как «искусственный интеллект». Общепринятого, универсального определения «искусственному интеллекту» на сегодняшний день не существует. Под ними понимается такое действие кибернетического механизма, которое, если бы оно выполнялось человеком, можно было бы назвать результатом процесса мышления.
Возникновение экспертных информационных систем не могло, в свою очередь, не отразиться на экономических процессах и явлениях, поскольку эти системы целенаправленно и наступательно внедрились практически во все сферы деятельности человека. Применение экспертных информационных систем сегодня можло встретить практически везде: начиная от бытового (домашние, в первую очередь, кухонные роботы) и промышленного (роботы – сварщики и др.) уровней до космического (центральный компьютер Центра Управления полетами) и экономического (автоматизированная система определения кредитоспособности потенциального клиента банка) уровней. В силу точности и оперативности своей работы экспертные информационные системы стали занимать достойное место в иерархии приоритетов потребителей, как уже состоявшихся, так и потенциальных
Существует и широко распространено, в том числе и в научных экономических кругах, мнение, что в ближайшем будущем экспертные информационные системы существенно занизят роль человека, в первую очередь, в экономической инфраструктуре, в которой, как нигде, все четно подчинено разнообразным, но не зыблемым, экономическим законам. В связи с этим возникают следующие вопросы:
1) Насколько значима будет роль человека в экономике, т.е насколько полный контроль получат экспертное информационные технологии в экономических процессах и явлениях;
2) Насколько адекватно экспертные информационные системы будут выполнять свои экономические функции, т.е. насколько они будут объективными, не зависимыми от человеческого фактора;
3) Насколько поступательно будут развиваться экономические институты в случае приоритетной роли в них экспертных информационных технологий.
Разумеется, полный и наиболее точный ответ на вопросы можно будет ответить лишь по происшествию некоторого промежутка времени, сопоставимого по своей величине с длительностью этапа поступательного развития информационных технологий. Однако на некоторые вопросы и подвопросы, в том числе касающихся антисоциальных экономических тенденций, можно ответить уже сейчас, проанализировав тенденции, ситуацию и вопросы развития информационных технологий, в первую очередь, носящих признаки наличия искусственного интеллекта.
Во-первых, и главное, в рамках современных экономических, технических и технологических формаций некоторые барьеры для экспертных информационных технологий остаются непреодолимыми, а именно:
1) Информационные системы, как и человеческий интеллект, базируются на такой субстанции как исходная информация. Человеческий разум способен сортировать эту информацию по уровню ее достоверности и актуальности в силу своего собственного интеллектуального уровня и, так называемого, «шестого чувства» и отвергать ту часть информации, которая не может быть использована для получения достоверных результатов, неоднозначна или сомнительна. Искусственный интеллект сортирует исходную информацию, согласно введенному в него алгоритму. Другими словами, как человек, так и экспертная информационная система не застрахованы от ввода в процесс обработки недостоверной или чужой информации.
2) В связи с меняющейся быстрыми темпами экономической конъюнктуры достаточно часто возникают ситуации, когда алгоритм или конечная цель обработки исходной информации необходимо откорректировать уже после ее запуска в силу изменившихся обстоятельств. Человек, обладающий структурированным экономическим мышлением вполне способен адаптироваться к изменившимся обстоятельствам, принять новые отправные точки и сконцентрироваться на новом алгоритме действия. Ни один из существующих на сегодняшний день искусственный интеллект на это не способен в силу жестких алгоритмизацией всех своих вычислительных процессов. Другими словами, при нестабильной окружающей среде человеческий интеллект имеет вполне ощутимые конкурентные преимущества перед искусственным.
3) По окончанию процесса обработки информации и человеческий и искусственный интеллекты должны на основе анализа полученных результатов принять определенное управленческое, зачастую стратегическое, решение, то есть ответить на извечный вопрос: «Что делать?». Человек в силу своих умственных и интуитивных способностей может адаптировать результаты практически к любой ситуации. Ограничением при этом выступает уровень его квалификации. Экспертная информационная система может действовать только в рамках заложенного в нее алгоритма, и в случае непредвиденной ситуации эта система либо аннулирует результаты обработки информации, либо будет действовать по алгоритму, рассчитанному на ситуацию, наиболее приближенную и сложившейся. То есть, и человеческий и искусственный интеллект не застрахованы от принятия неверных решений, которые могут повлечь за собой неадекватные последствия.
Во-вторых, необходимо отметить, что даже существенный уровень развития экспертных информационных систем позволяет им иметь некоторые, весьма ощутимые преимущества над человеком.
1) Используя надежные источники информации, экспертные информационные системы всегда более объективно и точно вычленят наиболее актуальный сегмент.
2) В рамках стабильной ситуации процесс обработки исходной информации всегда пройдет исключительно в рамках алгоритма, что не позволит вмешаться субъективным факторам, то есть исказить процесс и цель обработки информации.
3) Процесс накопления и хранения информации в рамках экспертных информационных систем отличается исключительной степенью надежности и конфиденциальности, что позволяет утверждать об исключении воздействия внешних факторов на совокупность этой информации и, как следствие, на результаты ее обработки.
Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что экспертные информационные системы заняли достаточно прочные позиции в экономической конъюнктуре, что позволяет говорить о высокой степени ее информатизации, однако в сложившихся условиях, как экономических так и технологических приоритет все же, остается за человеком, противоположных тенденций пока не наблюдается.
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Учебный план дисциплины предусматривает 8 часов практических занятий. За указанный период времени студенты должны выполнить 2 практических занятия.
Практическое занятие №1