Организационные формы управления знаниями

К основным организационным формам управления знаниями относятся:

1) сетевые организации;

2) виртуальные организации;

3) обучающиеся и интеллектуальные организации;

4) стратегические альянсы и консорциумы;

5) частно-государственное партнерство.

1. Сетевые организации

Сетевая организация в сфере производства определяется как гибкое, в ряде случаев временное взаимодействие между производителями, покупателями, поставщиками и потребителями.

Сетевые организации весьма разнообразны.

Различают сети:

• стабильную,

• внутреннюю,

• динамичную.

Отличия сетевых организаций от обычных организаций в сфере производства приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Отличия сетевых организаций от обычных организаций

в сфере производства

Организационные формы управления знаниями - student2.ru

2. Виртуальные организации

Виртуальные организации - это особый тип сетевых организаций, появившихся в эпоху становления и развития инновационной экономики, требующей обширных и разнообразных знаний, доминирования новой техники и технологий в производственных процессах.

Особенностью таких сетей является преимущественно электронная связь между участниками кооперации в процессе создания новой добавленной стоимости в общих интересах.

Характерные черты виртуальных организаций:

• временный характер функционирования, возможность формирования альянсов в смежных областях деятельности;

• осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;

• взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и возможное взаимное владение собственностью;

• частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это является выгодным;

• договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

3. Обучающиеся организации

Способность организации адекватно понять мир, в котором она существует и действует, гибко и творчески реагировать на происходящие в этом мире изменения напрямую зависит от ее способности обучаться.

Характерные черты обучающихся организаций:

• чуткое отношение к внешней среде (потенциальным изменениям в ней), определяющее их способность к обучению;

• высокая степень сплоченности и идентичности культуры организации;

• толерантность к новым или противоположным идеям и видам деятельности (это часто ведет к децентрализации), обеспечивающей открытость к обучению;

• консервативное финансирование как сдерживающий фактор рисковых инвестиций корпорации.

Способы и формы обучения приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Способы и формы обучения

Организационные формы управления знаниями - student2.ru

Интеллектуальные организации - это организации, добавленная стоимость которых формируется за счет использования знаний и креативных подходов.

Особенности интеллектуальных организаций:

1) меньший размер по сравнению с традиционными организациями;

2) четко выраженная горизонтальная структура (весьма невысокая иерархия);

3) небольшое число сотрудников, имеющих современное образование;

4) большое число работников на субконтрактной основе.

4. Стратегические альянсы и консорциумы

Стратегические альянсы и консорциумы - это формы хозяйственного взаимодействия и сотрудничества, способствующие стратегическому и оперативному хозяйственному взаимодействию и обмену необходимыми ресурсами знаний.

Стратегически альянсы и консорциумы - это соглашения между организациями о совместной работе для получения доступа к новым знаниям, технологиям, рынкам и др., предполагающие взаимную выгоду. Организационные особенности управления знаниями в стратегических альянсах и консорциумах приведены в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Организационные особенности управления знаниями
в стратегических альянсах и консорциумах

Организационные формы управления знаниями - student2.ru

Модель обмена ресурсами между партнерами альянса приведена на рис. 2. 4.

Организационные формы управления знаниями - student2.ru

Рис. 2.4. Модель обмена ресурсами между партнерами альянса Организационные решения усиления рыночного позиционирования стратегических альянсов и консорциумов:

• Расширение масштабов бизнеса путем наращивания активов.

• Стратегия энергетической независимости.

• Развитие инфраструктурной составляющей организаций.

• Расширение зарубежных активов.

5. Частно-государственное партнерство

ЧГП - институциональный и организационный альянс между общественной властью и частным бизнесом получил название частногосударственного партнерства (обмен знаниями между государством и частным бизнесом - необходимый элемент успешного развития ЧГП).

Обмен ресурсами знаний. Знания со стороны государства - знания об общих условиях хозяйствования:

• налоговой, финансовой и антимонопольной политике,

• тарифах естественных монополий,

• условиях импорта новых технологий и поддержки высокотехнологичных производств в отраслях экономики.

Знания со стороны бизнеса:

• знания о работе главных рыночных институтов,

• знания о барьерах для роста приоритетных отраслей и производств,

• знания об организации эффективных производственнохозяйственных связях;

• знания о потенциальных возможностях и условиях участия бизнеса в решении государственных задач.

Распределение ресурсов знаний между государством и частным бизнесом в проектах ЧГП приведены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Ресурсы знаний в проектах ЧГП

Организационные формы управления знаниями - student2.ru

Выделяют следующие формы ЧГП: контракты, концессии, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия, аренда.

1. Контракты.

Административный договор между государством и частной фирмой на осуществление общественно полезной деятельности.

Знания государства - цели и параметры деятельности и финансирования, положение на рынке, допустимые льготы и преференции.

Знания частного партнера - коммерческие условия и варианты достижения целей, эффективное управление.

2. Концессии (концессионные соглашения).

Партнерство на основе соглашения об использовании частным бизнесом государственной (муниципальной) собственности.

Знания государства - общественные цели; имущество и функции, которые возможно передать (рамки свободы); размер бюджетных доходов.

Знания частного партнера - конкретные формы и условия привлечения капиталов; коммерческие знания по проектированию, строительству, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управлению, обслуживанию объектов соглашений.

3. Соглашения о разделе продукции.

Близки к концессиям, но отличаются другой конфигурацией отношений собственности.

Знания государства - необходимость поисков, разведки и добычи минерального сырья и других работ, а также масштабы бюджетного финансирования и принципов раздела продукции.

Знания частного партнера - коммерческие возможности и условия эффективного выполнения соглашения, возможные риски.

4. Совместные предприятия.

Создается совместный акционерный или долевой капитал.

Знания разделены нечетко и в большой своей части являются общими. Полномочия в управлении и обязательства по рискам определяются долей в акционерном капитале.

5. Аренда.

Знание государства - предел финансовой эффективности.

Знание частника - все условия деятельности.

Наши рекомендации