Организационные формы управления знаниями
К основным организационным формам управления знаниями относятся:
1) сетевые организации;
2) виртуальные организации;
3) обучающиеся и интеллектуальные организации;
4) стратегические альянсы и консорциумы;
5) частно-государственное партнерство.
1. Сетевые организации
Сетевая организация в сфере производства определяется как гибкое, в ряде случаев временное взаимодействие между производителями, покупателями, поставщиками и потребителями.
Сетевые организации весьма разнообразны.
Различают сети:
• стабильную,
• внутреннюю,
• динамичную.
Отличия сетевых организаций от обычных организаций в сфере производства приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Отличия сетевых организаций от обычных организаций
в сфере производства
2. Виртуальные организации
Виртуальные организации - это особый тип сетевых организаций, появившихся в эпоху становления и развития инновационной экономики, требующей обширных и разнообразных знаний, доминирования новой техники и технологий в производственных процессах.
Особенностью таких сетей является преимущественно электронная связь между участниками кооперации в процессе создания новой добавленной стоимости в общих интересах.
Характерные черты виртуальных организаций:
• временный характер функционирования, возможность формирования альянсов в смежных областях деятельности;
• осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;
• взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и возможное взаимное владение собственностью;
• частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это является выгодным;
• договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.
3. Обучающиеся организации
Способность организации адекватно понять мир, в котором она существует и действует, гибко и творчески реагировать на происходящие в этом мире изменения напрямую зависит от ее способности обучаться.
Характерные черты обучающихся организаций:
• чуткое отношение к внешней среде (потенциальным изменениям в ней), определяющее их способность к обучению;
• высокая степень сплоченности и идентичности культуры организации;
• толерантность к новым или противоположным идеям и видам деятельности (это часто ведет к децентрализации), обеспечивающей открытость к обучению;
• консервативное финансирование как сдерживающий фактор рисковых инвестиций корпорации.
Способы и формы обучения приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Способы и формы обучения
Интеллектуальные организации - это организации, добавленная стоимость которых формируется за счет использования знаний и креативных подходов.
Особенности интеллектуальных организаций:
1) меньший размер по сравнению с традиционными организациями;
2) четко выраженная горизонтальная структура (весьма невысокая иерархия);
3) небольшое число сотрудников, имеющих современное образование;
4) большое число работников на субконтрактной основе.
4. Стратегические альянсы и консорциумы
Стратегические альянсы и консорциумы - это формы хозяйственного взаимодействия и сотрудничества, способствующие стратегическому и оперативному хозяйственному взаимодействию и обмену необходимыми ресурсами знаний.
Стратегически альянсы и консорциумы - это соглашения между организациями о совместной работе для получения доступа к новым знаниям, технологиям, рынкам и др., предполагающие взаимную выгоду. Организационные особенности управления знаниями в стратегических альянсах и консорциумах приведены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Организационные особенности управления знаниями
в стратегических альянсах и консорциумах
Модель обмена ресурсами между партнерами альянса приведена на рис. 2. 4.
Рис. 2.4. Модель обмена ресурсами между партнерами альянса Организационные решения усиления рыночного позиционирования стратегических альянсов и консорциумов:
• Расширение масштабов бизнеса путем наращивания активов.
• Стратегия энергетической независимости.
• Развитие инфраструктурной составляющей организаций.
• Расширение зарубежных активов.
5. Частно-государственное партнерство
ЧГП - институциональный и организационный альянс между общественной властью и частным бизнесом получил название частногосударственного партнерства (обмен знаниями между государством и частным бизнесом - необходимый элемент успешного развития ЧГП).
Обмен ресурсами знаний. Знания со стороны государства - знания об общих условиях хозяйствования:
• налоговой, финансовой и антимонопольной политике,
• тарифах естественных монополий,
• условиях импорта новых технологий и поддержки высокотехнологичных производств в отраслях экономики.
Знания со стороны бизнеса:
• знания о работе главных рыночных институтов,
• знания о барьерах для роста приоритетных отраслей и производств,
• знания об организации эффективных производственнохозяйственных связях;
• знания о потенциальных возможностях и условиях участия бизнеса в решении государственных задач.
Распределение ресурсов знаний между государством и частным бизнесом в проектах ЧГП приведены в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Ресурсы знаний в проектах ЧГП
Выделяют следующие формы ЧГП: контракты, концессии, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия, аренда.
1. Контракты.
Административный договор между государством и частной фирмой на осуществление общественно полезной деятельности.
Знания государства - цели и параметры деятельности и финансирования, положение на рынке, допустимые льготы и преференции.
Знания частного партнера - коммерческие условия и варианты достижения целей, эффективное управление.
2. Концессии (концессионные соглашения).
Партнерство на основе соглашения об использовании частным бизнесом государственной (муниципальной) собственности.
Знания государства - общественные цели; имущество и функции, которые возможно передать (рамки свободы); размер бюджетных доходов.
Знания частного партнера - конкретные формы и условия привлечения капиталов; коммерческие знания по проектированию, строительству, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управлению, обслуживанию объектов соглашений.
3. Соглашения о разделе продукции.
Близки к концессиям, но отличаются другой конфигурацией отношений собственности.
Знания государства - необходимость поисков, разведки и добычи минерального сырья и других работ, а также масштабы бюджетного финансирования и принципов раздела продукции.
Знания частного партнера - коммерческие возможности и условия эффективного выполнения соглашения, возможные риски.
4. Совместные предприятия.
Создается совместный акционерный или долевой капитал.
Знания разделены нечетко и в большой своей части являются общими. Полномочия в управлении и обязательства по рискам определяются долей в акционерном капитале.
5. Аренда.
Знание государства - предел финансовой эффективности.
Знание частника - все условия деятельности.