Организационные формы управления здравоохранением
И социальным развитием.
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами РФ и ее субъектов, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Общие вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. "д", "е", "ж" Конституции РФ).
Конституция РФ провозглашает, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, органы управления здравоохранением и социальным развитием субъектов РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и иные предприятия, учреждения и организации.
К муниципальной системе здравоохранения и социального развития относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности учреждения, аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения и социального развития.
К частной системе здравоохранения и социального развития относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов, на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Федеральным органом управления в области здравоохранения и социального развитияявляется Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцроазвития России).
Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.
Минздравсоцроазвития России действует в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации"[185].
Минздравсоцроазвития России осуществляет следующие полномочия:
вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных Министерству;
квалификационные требования к работникам и номенклатура специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства;
порядок выдачи разрешений для применения средств и методов диагностики наркомании и лечения больных наркоманией;
порядок медицинского наблюдения и учета больных наркоманией;
порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест;
перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности;
перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации;
акты об оказании первичной медико-санитарной помощи;
порядок оказания скорой медицинской помощи;
порядок применения новых методов диагностики и лечения;
порядок проведения патолого-анатомических вскрытий;
порядок деятельности семейного врача;
перечень объектов трансплантации;
процедура констатации смерти мозга;
порядок медицинского обследования доноров;
порядок фармацевтической деятельности;
национальный календарь профилактических прививок;
правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;
типовые нормы труда;
нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;
рационы лечебно-профилактического питания;
типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда;
нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности;
осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.
В систему Министерства входят его территориальные органы, государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, районах и городах, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные Министерству[186].
Минздравсоцроазвития России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека[187], Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития[188], Федеральной службы по труду и занятости[189], Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию[190],Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.