Организационные формы и структуры управления

Организационная система управления,

Ее структура

Система управления обладает всеми характеристиками системы, поэтому ее структурные элементы представлены следующим образом (рис.6.1).

организационные формы и структуры управления - student2.ru

Рис. 6.1 − Общие структурные элементы системы управления

Структура субъекта управления – это структура администрации (директор, заместители, отделы). Структура объекта управления – это подразделения, службы, цеха, отделы.

Функция отражает выполняемые задачи, как субъекта, так и объекта управления. Цель связана с возможными реальными состояниями субъекта и объекта управления через определенное время, а также с желаемым состоянием объекта и субъекта управления через определенное время.

Связи управления, их организационные

Структуры

Связи управления характеризуют закономерности взаимодействия субъектов друг с другом при выполнении функций и уровень организованности управления. Все связи управления можно свести к двум видам – линейным и функциональным, которые характеризуют тип структуры управления производством.

Линейные связи – это связи непосредственного подчинения.

Функциональные – это связи согласования, т.е. до субъекта управления доводят решения рекомендательного характера лица, равного с ним или высшего ранга.

Линейная система

Линейная система управления характеризуется наличием устойчивой связи «начальник – подчиненный». Руководство в линейной системе охватывает все задачи и распространяется на всю иерархию (рис. 6.2).

организационные формы и структуры управления - student2.ru

Рис.6.2 − Линейная система управления

Линейная система имеет следующие характеристики:

- наличие единого распорядительства;

- распоряжения поступают только от одного начальника к исполнителю;

- наличие нормы управляемости, т.е. предельного количества людей в прямом подчинении, которыми можно эффективно управлять (обычно от 4 до 6-12 человек);

- предельная граница контроля, т.е. величина отклонений, превышение которой не позволяет справиться своими силами и требует вмешательства более высокого уровня руководства.

Достоинства и недостатки линейной системы наглядно представлены в таблице 6.1.

Таблица 6.1

Достоинства Недостатки
1. Простота взаимоотношений между уровнями управления.   2. Легкость создания (достаточно иметь одного специалиста и неквалифицированных или мало- квалифицированных исполнителей). 1. Слабовосприимчива к изменениям (негибкая из-за низкой квалификации исполнителей). 2. Сложность и длительность процедур принятия решений, так как согласование действий и решений, как на разных уровнях, так и между исполнителями одного уровня осуществляется только через вышестоящих руководителей. 3. Каждый руководитель объективно должен обладать универсальными знаниями и способностями, но ими не обладает.


Несмотря на недостатки, линейная система организации хорошо себя показывает в сложных и чрезвычайных ситуациях, когда для выполнения несложных работ необходимо быстро организовать людей и т.п. Недостатки линейной системы частично могут быть смягчены добавлением штабного блока.

Функциональная система

Главной отличительной чертой функциональной системы управления является высокое качество управления на всех уровнях. Это выгодно отличает ее от линейной системы (рис. 6.3).

организационные формы и структуры управления - student2.ru

Рис. 6.3 − Функциональная система:

Ф − функциональный руководитель, П – подразделения

Основные характеристики функциональной системы иллюстрирует таблица 6.2.

Таблица 6.2 − Основные характеристики функциональной системы

Достоинства Недостатки
1. На каждом уровне исполнение специфических функций передается органу или исполнителю с соответствующей квалификацией. 1. Противоречит закону единства распорядительства (исполнитель получает указания от нескольких руководителей, к тому же нередко противоречивых)
2. Задачи в совокупности охватывают все аспекты управления деятельностью объекта.
Окончание табл. 6.2

2. Специфика задач и специализация функций каждого элемента функциональной системы затрудняет управление и координацию из-за относительной автономности функциональных руководителей.
3. Распределение работ стремится к исключению дублирования функций исполнителей. 3. Излишне дробится процесс исполнения управленческих решений.
4. Специализация исполнителей связана с достаточно однородными работами (т.е. с конкретной функцией). 4. Субординация исполнителей осуществляется по каждой функции отдельно.


Недостатки функциональных структур частично могут быть устранены с помощью «штабной» системы, где штаб состоит из высококвалифицированных специалистов. В функционально-штабной системе штаб не только консультирует, но и выполняет координирующую функцию.

Наши рекомендации