Во время полета Центры работали круглосуточно, в три смены, продолжительностью приблизительно по 13 часов каждая.
Руководство полетом в целом, принятие «стратегических» решений по управлению берут на себя руководители полета в советском и американском Центрах управления. Они координируют действия Центров и следят за работой всех трех своих смен. Руководитель полета присутствует в зале на всех наиболее ответственных операциях полета.
В каждой смене есть свой сменный руководитель полета, который несет ответственность за принятие оперативных решений по управлению в своей смене. Он постоянно находится на связи со всеми главными специалистами смены, а в наиболее ответственных случаях сам выходит на связь с экипажем корабля.
«Союз» совершает оборот вокруг земного шара за 90 минут. По этому 90-минутному циклу и живет вся смена управления полетом. Вот как выглядит «разложенный» по минутам этот цикл:
первые 15 минут: корабль проходит экватор; начинается очередной виток. До связи с нашими станциями слежения еще 10 – 15 минут. Это время «последнего взгляда» на готовность всех наземных и плавучих средств к приему информации с «Союза». Идут доклады о готовности средств и групп к сеансу связи;
От 15-й до 40-й минуты: сеанс связи с «Союзом» через наши станции слежения; прием и оценка телеметрической информации, телевизионный сеанс, сообщения экипажа о проделанной работе; передача указаний экипажу.
Во время сеанса могут возникнуть замечания по работе бортовых и наземных систем, могут быть вопросы у экипажа. Часто необходим немедленный ответ на вопрос. Вот тут-то и сказывается предполетная тренировка. На размышления отпускается в лучшем случае 5 – 10 минут. Только безукоризненно технически и психологически подготовленный специалист может кратко и четко сформулировать ответ на вопрос экипажа или дать рекомендацию на выдачу радиокоманды;
Я – 80-я минуты. В это время проводится детальный анализ информации, полученной по телеметрии, из докладов экипажа, со станций слежения. Осуществляются переговоры и уточнения взаимодействия с американским Центром (при необходимости возможен выход на связь с «Союзом» через американские станции слежения). Вырабатывается порядок работы в следующем сеансе связи, уточняются радиокоманды и радиограммы.
В последние 10 минут подводятся итоги предыдущего витка, сменный руководитель полета дает указания всем службам и группам на предстоящий сеанс связи.
Таких циклов в каждой смене шесть-семь. Во время пересменки специалисты работают вместе около часа. В обязанности начавшей работу смены входит уточнение взаимодействия с американским Центром управления в Хьюстоне, где пересменка происходит примерно в то же время.
Каждая смена стремится проводить полет с минимальными отклонениями от запланированной штатной программы. При возникновении нештатных ситуаций специалисты управления делают все, чтобы перевести полет в русло заранее разработанного и предусмотренного в документации варианта, над которым думали не один месяц и в котором учтены все детали работы систем корабля и наземных служб.
Но штатная программа не догма, а жизнь часто преподносит неожиданности. На них нужно срочно отреагировать и разработать новый вариант программы и уже не за месяцы – за часы, а иногда и минуты.
В таком ритме, не останавливаясь ни на мгновение, работают Центры управления, наземные станции и корабли слежения.
ПЕРВЫЙ ОПЫТ
УПРАВЛЕНИЯ
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫМ
ПОЛЕТОМ
Рабочее взаимодействие советского и американского Центров управления началось за 50 дней до полета. 26 мая 1975 года Центры обменялись первыми сообщениями о ходе предстартовых работ. С 9 июня между Центрами была установлена постоянная телефонная связь. С этого времени обмен информацией осуществлялся каждый раз перед тем, как приступить к очередному этапу подготовки кораблей или ракет-носителей. Ну, а руководители полета и специалисты обеих сторон практически ежедневно проводили переговоры, уточняли отдельные детали в документации, в программе последних тренировок. В течение всего этого периода работы шли по намеченному графику.
Июня на мысе Канаверал была закончена заправка топливом корабля «Аполлон». С 30 июня топливом начали заправляться двигательные установки основного корабля «Союз». С 4 июля те же операции производились с резервным кораблем. Заправка была окончена 7 июля. Оба корабля «Союз» были готовы к стыковке с ракетами-носителями.
После 9 июля Центры управления начали обмениваться телеграммами каждый день. Причем в сообщениях говорилось не только о том, как идет предстартовая подготовка, но и о том, какая ожидается погода на космодроме в день старта, не будет ли переноса пуска по метеоусловиям. На Байконуре с погодой все было в порядке, если не считать жары, редкой даже для этих мест. Все сообщения в Хьюстон заканчивались словами: «Погодные условия благоприятствуют запуску».
Июля в монтажно-испытательном корпусе космодрома Байконур состыковали основной корабль «Союз» с ракетой-носителем. Утром 12 ракетно-космический комплекс был установлен на стартовой позиции. 13 июля на второй стартовой позиции была установлена ракета с резервным кораблем «Союз». Параллельно с этим шли работы на пусковой площадке мыса Канаверал.
За сутки до старта, с утра 14 июля, в обоих Центрах управления началось круглосуточное дежурство персонала. В это время из Хьюстона пришло тревожное сообщение о плохой погоде на мысе Канаверал – гро'зы, сильный ветер. Но спустя несколько часов погода стала улучшаться и ко времени старта «Аполлона» все вошло в норму.
За 7 часов до намеченного времени пуска корабля «Союз», когда шли заключительные операции по подготовке носителей, Центры начали обмениваться информацией о ходе подготовительных работ каждые 60 минут. За 6 часов до старта Центры «сверили часы», или, как говорят специалисты, произвели синхронизацию систем единого времени в США и в СССР.