Культуры и искусств имени м. матусовского»
ГОУК ЛНР «ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО»
Кафедра документоведения и информационной культуры
Утверждаю:
Заведующая кафедрой
документоведения и информационной культуры
____________Т.В.Лугуценко
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
«Организация и технология
документационного обеспечения управления»
Название дисциплины
Программа подготовки
высшего образования - бакалавр
Направления подготовки:46.00.00 «История и археология»
шифр ,название направления подготовки
Профиль (специальность): 46.03.02 «Документоведение и информационная деятельность»
Луганск – 2017
Методические рекомендации к написанию курсовой работы по дисциплине «Организация и технология документационного обеспечения управления» для студентов по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и информационная деятельность»„29” августа, 2017 г. - 13 с.
Разработчик: Товчига А.С., преподаватель кафедры документоведения и информационной культуры
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры (предметной комиссии) документоведения и информационной культуры
Протокол от “26”08. 2017 г. № 1
Заведующая кафедрой документоведения и информационной культуры
_______________________ (Лугуценко Т.В.)
(подпись) (Ф.И.О.)
“_____”___________________ 2017 г.
Одобрено методической комиссией высшего учебного заведения по направлению подготовки (специальности) 46.03.02 «Документоведение и информационная деятельность»
Протокол от “____”________________2017 г. № ___
“_____”________________2017 г. Председатель __________(____________)
Ó__________, 2017 г.
Ó __________, 2017г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………. .4
Глава 1Методические указания по выполнению курсовой работы…………………………….………………………………………… .6
1.1 Последовательность выполнения курсовой работы
1.2 Выбор темы курсовой работы
1.3 Работа с литературой
1.4 Изложение изученного материала
1.5 Требования к элементам текстовой части курсовой работы
Глава 2 Требования к оформлению курсовой работы……………….......13
2.1 Общие положения
2.2 Выделение заголовков разделов и подразделов
2.3 Изложение текста
2.4 Сноски
2.5 Правила оформления библиографического описания
Глава 3 Критерии оценки курсовой работы………………………………21
Список рекомендуемой литературы………………………………………23
Примерный перечень тем курсовых работ………………………………..27
Пояснительная записка
Методическое пособие предназначено для реализации требований к формированию общих и профессиональных компетенций выпускников по специальности 46.03.02 Документоведение и информационная деятельность являются едиными для всех форм обучения.
Курсовая работа выполняется студентами в соответствии с учебным планом.
Методическое пособие содержит перечень примерных тем курсовых работ и список рекомендуемой литературы.
Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения междисциплинарного курса, в ходе которого осуществляется практическое применение полученных знаний при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
Выполнение студентом курсовой работы по междисциплинарному курсу «Организация и технология документационного обеспечения управления» проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирования умения применять теоретические знания при решении поставленных профессиональных задач;
- формирования умения использовать нормативную, правовую и справочную документацию;
- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;- подготовки к итоговой государственной аттестации.
При написании курсовой работы студент должен изучить законы ЛНР, Постановления Совета ЛНР, нормативные и методические документы в сфере информации и документации.
Выполнение курсовой работы развивает самостоятельность мышления, способствует формированию научных интересов студентов, приобретению навыков самостоятельной работы с литературой, приобщает к научно-исследовательской деятельности, помогает освоить практику написания научных трудов, технику научной работы, приемы оформления текста рукописи.
Выполняя курсовую работу, студенту следует:
изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу и периодические издания по теме курсовой работы;
сформулировать цель и задачи своей работы;
провести по мере необходимости опытно-экспериментальную работу или ее фрагмент по проблеме исследования, определив четко методы исследования;
обобщить результаты проведенных исследований, обосновать выводы;
оформить результаты работы в соответствии с требованиями.
Выбор темы курсовой работы
Тематика курсовых работ разрабатываетсяпреподавателем междисциплинарного курса и рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии (приложение 1).
Рекомендации - при выборе темы курсовой работы старайтесь руководствоваться:
- вашими возможностями и научными интересами;
- глубиной знаний по выбранному направлению;
- возможностью преемственности курсовой работы с выпускной квалификационной работой.
Утвердив тему, продумайте и составьте план ее изучения и написания.
Работа с литературой
Выбрав тему, определите, согласно ей перечень необходимой литературы, периодических изданий и других источников.
Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизирования, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.
Рекомендации
Все свои замечания, выводы по поводу работы с источниками фиксируйте письменно.
Записи должны быть краткими, ведите их на отдельных листках.
Записи могут иметь форму плана, тезисов, конспектов, выписок, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной информации.
Примерная схема записи
Название источника | Основные тезисы, проблемы | Комментарии |
Не забывайте, записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материалов, одной из обязательных форм организации умственного труда.
Требования к элементам текстовой части курсовой работы
Структура курсовой работы
1 Титульный лист (приложение 2).
2 Содержание.
3 Введение.
4 Главы основной части.
5 Заключение.
6 Список литературы.
7 Приложения.
Рассмотрим требования к элементам текстовой части курсовой работы.
Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам.
После титульного листа помещается содержание (оглавление), в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Введение – это вступительная часть работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, но оно не должно быть чересчур пространным и многословным. Основная задача состоит в том, чтобы сделать его убедительным.
Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы. Затем сформулировать цели и задачи своей работы. Безусловным требованием к тексту курсовой работы является соответствие сформулированной цели и выполнение поставленных задач.
В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
Например,
В процессе деятельности фирмы, учреждения, предприятия получают и создают большое количество документов. После их использования в определенной деятельности для решения текущих вопросов, на первое место выступает такая функция как накопление и хранение информации. Документы становятся хранителями ретроспективной информации, надобность в которой может возникнуть через определенное время, т.е. они выступают в роли памяти учреждения.
Быстрый поиск и использование таких документов возможно лишь при четкой их классификации. Простейшей классификацией документов является группировка их в дела. Специальным классификационным справочником, определяющим порядок распределения документов в дела служит номенклатура дел.
Номенклатура дел – это простейший классификатор, позволяющий быстро разложить документы по папкам для оперативного их поиска в случае надобности.
Цель курсовой работы – определить роль номенклатуры дел в деятельности организации.
Задачи:
· охарактеризовать понятие «номенклатура дел»;
· определить правила составления и оформления номенклатуры дел;
· определить функциональную принадлежность номенклатуры дел.
Основная часть состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет свое название. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. В конце каждой главы необходимо оформить выводы.Эти главы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал.
При изложении содержания темы допускается прямое и непрямое цитирование источников и исследовательской литературы. Прямое цитирование заключается в кавычки и оформляется подстрочной сноской с указанием точного названия источника и полных адресных данных с обозначением конкретной страницы или листа (если это архивный источник). Непрямое цитирование оформляется сноской с указанием точного названия источника и его полных адресных данных, но без обозначения конкретных страниц или листов.
Сноски могут иметь валовую или постраничную нумерацию.
В работах, носящих в основном теоретический характер, анализируя литературу по теме исследования, изучая и описывая опыт наблюдаемых событий (явлений), автор обязательно высказывает свое мнение и отношение к затрагиваемым сторонам проблемы.
В заключениисодержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор. Заключение должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным задачам.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, которые фактически не были использованы.
Список литературыпредставляет собой перечень нормативных актов, учебных пособий и периодических изданий. Фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке.
Вспомогательные, дополнительные материалы, образцы документов, схемы располагают в приложении.
Глава 2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Общие положения
Курсовая работа оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 и имеет поля: верхнее -20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – не менее 20 мм.
Текст курсовой работы оформляется машинописным способом. Межстрочный интервал равен 1,5; размер шрифта – 14 (Times New Roman).
Объём курсовой работы должен составлять 30-35 страниц машинописного текста.
В тексте работы необходимо выдерживать абзацы. Абзац состоит из одного или нескольких предложений, имеющих смысловое единство, и выделяется отступом вправо в первой строке на 1,25. Не рекомендуется делать абзацы объёмом более 0,5 страницы.
Изложение текста
Текст документа должен быть четким и не допускать различных толкований.
При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «необходимо», «следует», «требуется», «должен» и т.д. При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «в случае» и т.д.
В тексте работы должны применяться термины, обозначения, определения, установленные стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.
В тексте работы не допускается:
- применять обороты разговорной речи;
- применять произвольные словообразования;
- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами.
Сноски
Если необходимо поместить отдельные данные, приведенные в документе, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.
Ссылки на литературные источники в тексте курсовой работы могут быть: 1) подстрочные - размещаются под текстом на странице (текст сноски включается в общее количество строк на листе с соблюдением требования к размеру нижнего поля). Сноска печатается через 1,5 интервала. Перед ней ставится ее номер на данной странице[1]. Например:
1 Делопроизводство /Е.Н.Басовская, Т.Н.Быкова, Л.М.Вялова, Е.М.Емышева, Т.В.Кузнецова, О.В.Мосягина, Л.В.Санкина; под общей ред. Т.В.Кузнецовой. – М.ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.
Если в тексте слова автора приводятся не дословно, сноска сопровождается словом «смотри» в сокращенном виде[2]. Например:
2 См.: Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение. Учебник. М.: Профобриздат, с. 203.
2) сделанные на источники, включенные в список литературы в конце работы –оформляются в квадратных скобках с указанием номера источника, под которым он значится в списке. Например, «Алексеева В.Ф. [5] утверждает, что…».
Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, - в конце таблицы над линией, обозначающей конец таблицы.
Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение и перед текстом пояснения.
Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками. Применять более четырех звездочек не рекомендуется.
В курсовой работе следует придерживаться одного стиля ссылок.
2.5 Правила оформления библиографического описания
Согласно ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления», библиографическое описание – это «совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа».
Библиографические сведения в описании указываются в том виде, в каком они даны в документе, или формулируются на основе анализа документа.
Элементы библиографического описания подразделяются на обязательные и факультативные.
Обязательные элементы обеспечивают идентификацию документа. Их приводят в любом библиографическом описании при наличии соответствующих сведений в источнике библиографического описания.
Факультативные элементы дают дополнительную информацию о документе (его содержании, читательском назначении, иллюстративном материале и др.).
Список рекомендуемой литературы
.
Учебная литература:
Басаков М.И. Документы и документооборот коммерческой организации: практическое пособие/ Сост. М.И.Басаков. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 415 с.
Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления): учебник для вузов/ Т.В. Кузнецова [и др.]; под ред. Т.В. Кузнецовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-230с.
Делопроизводство: учебник/ Е.Н. Басаков [и др.] – М.: Профобриздат, 2008.- 230c.
Делопроизводство. Более 120 документов. Образцы, документы. Организация и технология работы/ под ред. И.К.Корнеева, В.А.Кудряева.- М.: ООО «ТК Велби», 2009.-295 с.
Документационное обеспечение управления и делопроизводство: учебник для бакалавров/ И.Н.Кузнецов. – М.:Юрайт, 2012. – 576 с.
Кирсанова М.В., Курс делопроизводства: документационное обеспечение управления: учеб. пособие/ М.В. Кирсанова, Ю.М. Аксенова– 4-е изд. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2009.- 356 с.
Колтунова М.В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю/ М.В. Колтунова.- 2-е изд. – М.: Дело, 2010.- 112 с.
Организация работы с документами: учебник/ В.А. Кудряев [и др.] – М.: ИНФА-М, 2008.- 484 с.
Русский язык и культура речи: учебник/ Н.В. Кузнецова. – 3-е изд. – М.:ФОРУМ, 2012.- 368 с.
Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности/ А.И. Тыщенко.- М.: Проспект, 2008.- 464с.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ Тем курсовых работ
по дисциплине «Организация технологии документационного обеспечения управления»
ГОУК ЛНР «ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО»