Факторы экономического роста.

Фактор роста Вес фактора,%
1. Увеличение трудозатрат 2. Повышение производительности труда, в том числе за счет: · Нововведений (инноваций) · Капитала · Образования и профподготовки · Экономии, обусловленной масштабами производства · Улучшения распределения ресурсов ИТОГО:    

Производительность труда возрастает на базе нововведений, повышения уровня образования и профессиональной подготовки работающих. Технический прогресс как совпадение новой технологической базы и новых возможностей работников определяет около 28% прироста реального национального дохода. На практике инновации и капиталовложения (в сумме 47%) тесно взаимосвязаны. Поэтому инвестиции в новую технику существенно повышают вклад инноваций в экономический рост. По мере исчерпания природных ресурсов роль нововведений непрерывно возрастает и их широкое использование наряду с новым менеджментом резко повышает эффективность экономики.

Влияние капиталовложений на положительную динамику производительности труда также велико, так как рост фондовооруженности каждого работники является основным фактором развития производства. В свою очередь, масштабы роста фондовооруженности работника зависят от его профессиональной подготовки (инвестиции в «человеческий» капитал).

Экономия, обусловленная масштабами производства, связана с расширением рынков и предприятия, когда новые масштабы позволяют использовать более эффективные методы производства и менеджмента.

Улучшение распределения ресурсов означает переток рабочей силы и капитала из относительно низкоприбыльных сфер производства в высокоприбыльные. В результате средняя производительность труда в реальном секторе возрастает.

В этой связи становится ясным влияние рынка на экономическое развитие. Если в экономической системе нет действенных механизмов нововведений, сохраняется отсталая технологическая база, новое качество экономического роста недостижимо. Рыночные механизмы призваны влиять на указанные выше факторы роста, стимулировать повышение производительности руда.

Многолетний опыт стран с развитыми рыночными механизмами показал их действенность. Вместе с тем известные механизмы рынка проявляют свою слабость при наличии объективных препятствий на пути экономического роста: законодательная деятельность государства в области охраны труда и окружающей среды, ресурсные ограничения ввиду закрытости экономики от внешних рынков, инфляция и отсутствие доступа к капиталу.

Поэтому вопросы экономического развития всегда будут зоной высокой активности государства. Известно, что рыночная экономика в принципе не застрахована от периодических спадов или замедления ее роста. В этом случае антициклическая политика государства в виде денежной экспансии повышает спрос на товары и услуги, а также кратковременно снижает процентную ставку. Отсюда повышается деловая активность. Добиваясь краткосрочной стабилизации, государство может снижать налоги, подстегивая текущий спрос. Если денежная и налоговая политика не дает результатов, то необходимо создать дополнительный спрос за счет резервных ресурсов.

Учитывая, что резервов в России практически нет, традиционные рыночные методы антициклического регулирования могут не принести успеха. В частности, структурное регулирование путем налоговых льгот и льготного кредитования, а также обеспечение безопасности зарубежных инвестиций имеет ограниченное использование при отсутствии фактических резервов. Сбережения могут не поправить инвестиционный спрос, отсюда сужение финансовой основы расширенного воспроизводства, вызывающее снижение темпов экономического роста. Снижение сбережений может происходить из-за чрезмерных фискальных действий государства, нерациональных налоговых ставок на прибыль и личные доходы.

Дефицит сбережений – не единственная причина инвестиционного спада. Есть другие внутренние препятствия инвестированию:

- низкая предпринимательская активность из-за отсутствия стимулов;

- слабое развитие рыночной инфраструктуры;

- значительное отставание технологической базы производства от современных требований и, как следствие, значительно большие, чем в мировой практике капитальные затраты на единицу прироста результата.

В этих условиях можно инвестировать только в инновационные проекты, обеспечивающие:

· масштабный и растущий спрос рынка;

· быстрое и существенное снижение издержек;

· формирование новых направлений перетока капитала и других ресурсов.

Государственное регулирование призвано поддерживать оптимальные пропорции между сбережениями и инвестициями, остановить движение денежных активов от сбережений к потреблению, принять меры к накоплению государственных запасов. Последнее означает ликвидацию дефицита бюджета и стабилизацию курса отечественной валюты.

Накопление капитала как важнейший фактор развития приводит к увеличению объема инвестиционных товаров. Иначе говоря, накопление капитала им же самим и стимулируется.

Новое качество экономического роста характеризуется, по меньшей мере, тремя условиями:

1. интенсивным ростом, сопровождающимся повышением эффективности производства за счет нововведений;

2. особой структурой прирастающего продукта, состоящего из новых товаров, обуславливающих потребность человека;

3. установлением границ, за пределами которых дальнейшее вовлечение природных ресурсов в производство становится социально вредным.

Наши рекомендации