Порядок обслуживания и ремонта подвижного состава, выработавшего свой ресурс
1. Трамвайный вагон (троллейбус) относится к категории подвижного состава, выработавшего свой ресурс, после истечения срока полной амортизации (для трамвайных вагонов 16 и троллейбусов 10 лет) или пробега с момента ввода в эксплуатацию трамвайного вагона 1120 и троллейбуса 600 тыс. км.
2. Оценка состояния подвижного состава, выработавшего установленный срок амортизации, производится комиссией предприятия в соответствии с Руководящими документами
3. По результатам работы комиссии руководство предприятия принимает решение о виде ремонта, которому должен быть подвергнут трамвайный вагон (троллейбус). В зависимости от состояния кузова определяется вид ремонта - текущий (ТР) или капитально-восстановительный (КВР).
Целью КВР является восстановление ресурса основных узлов и агрегатов для обеспечения дальнейшей эксплуатации трамвайного вагона или троллейбуса на срок, не менее чем один межремонтный (между КР) пробег при условии выполнения эксплуатационным предприятием технического обслуживания и ремонта (ТР) в соответствии с действующей системой.
4. После проведения ТР и КВР техническое обслуживание и текущие ремонты выполняются в соответствии с действующей системой.
Однако, характеристики работ по техническому обслуживанию ТО-2 и текущему ремонту (ТР) для подвижного состава с истекшим сроком амортизации могут быть расширены для возможности своевременного обнаружения и устранения неисправностей, вызываемых усталостной прочностью материалов.
5. Трудоемкость технического обслуживания ТО-2 и текущего и капитального ремонтов в зависимости от состояния и сроков службы подвижного состава, может повышаться по решению администрации предприятия в соответствии с табл.6.
Таблица 6.
Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега | Подвижной состав | |
Трамваи | ||
Свыше 1,00 | 10% | Свыше 1,00 |
Свыше 1,25 | 20% | Свыше 1,25 |
Свыше 1,5 | 25% | Свыше 1,5 |
Свыше 2,0 | 30% | Свыше 2,0 |
Лекция №5. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПС
Методы и формы ТО и Р ПС
Спецификой ТО и Р является переменный объем работ от единицы к единице даже при однотипном ПС и одинаковой характеристике ремонтных работ, определяемый индивидуальными особенностями износа, обслуживания и условий работы ПС на линии. Поэтому ТО и Р ПС требуют иных методов и организационных форм по сравнению с машиностроительным производством, в частности вагоно- и троллейбусостроением.
Применяются два основных метода ТО и Р ПС - индивидуальный и агрегатный и две основные формы организации ремонтных работ — стационарная и поточная см. Рис.5.1.
Рис.5.1. Основные метода и формы ТО и Р ПС
Стационарной формой, которую также называют формой постоянных рабочих мест, или стойловой, называют такую форму организации ТО и Р, при которой вагон или троллейбус в течение всего периода ремонта находится на одном рабочем месте. Его оборудование может осматриваться или ремонтироваться целиком на этом месте или передаваться частично в мастерские. Ремонтное место оборудуют в соответствии с объемом и характером производимых на нем работ и обслуживают прикрепленной комплексной бригадой рабочих.
Поточной называют такую форму организации ТО и Р, при которой объем осмотровых и ремонтных работ разбивают на технологически однородные, равные по трудоемкости части и закрепляют за несколькими специально оборудованными местами (постами), образующими поточную линию. Каждый пост обслуживают специализированной бригадой рабочих. Вагон или троллейбус в процессе ремонта передвигают с одного рабочего поста на другой через равные промежутки времени, называемые тактом поточной линии.
Индивидуальным называют такой метод технического обслуживания, который выполняют по индивидуальной программе, и такой метод ремонта, при котором детали, агрегаты и узлы подвижного состава после ремонта возвращают на тот же вагон или троллейбус, с которого они были сняты. При индивидуальном методе ремонта подвижного состава мастерские обслуживают ремонтом конкретные вагоны или троллейбусы, что требует организации специального наблюдения за движением ремонтируемых деталей, агрегатов и узлов.
Агрегатным называют метод ремонта, при котором детали, узлы и агрегаты подвижного состава при поступлении в ремонт обезличиваются, а на ремонтируемый вагон или троллейбус устанавливают заранее отремонтированные детали, узлы и агрегаты из технологического запаса. В этом случае ремонтные мастерские работают не непосредственно на обслуживание ПС, а на технологический запас (на кладовую), т. е. на пополнение деталей, узлов и агрегатов технологического запаса взамен устанавливаемых на ремонтируемые вагоны и троллейбусы.
Выбор методов и организационных форм ТО и Р ПС определяют:
1. Инвентарь ПС. Чем меньше инвентарь, тем меньше программа ремонтных работ и возможности организации ТО и Р на базе высших организационных форм, и наоборот.
2. Номенклатурный состав ПС. Чем шире номенклатура инвентарного ПС, тем сложнее организация его совместной эксплуатации, ТО и Р.
3. Степень совершенства принятой системы ТО и Р ПС, которая определяет отклонения трудоемкости ТО и Р от единицы к единице ПС при данном виде ремонта.
4. Организация эксплуатации подвижного состава на линии, которая должна обеспечивать примерно одинаковую интенсивность износа всех однотипных его узлов и деталей.
Достоинством стационарной формы организации работ является легкость регулирования времени простоя ПСв ремонте в зависимости от фактическогообъема требующихся ремонтных работ, так какв этомслучае оно не зависит от времени простоя и объема ремонтных работдругих вагонов и троллейбусов. Стационарная форма ремонта способнанаиболее гибко учитывать колебания трудоемкости ремонтаот единицы к единице подвижного состава, что обеспечиваетв принципе минимальные потери рабочего времени. Однако ей свойственны и крупные недостатки:
· Трудность четкого планирования поступления ПС в ремонт в связи с колебаниями объема ремонтных работ и простоя в ремонте. конкретных вагонов и троллейбусов, из-за чего увеличивается простой ПС в ожидании ремонта.
· Скученность рабочих на ремонтируемом объекте, способствующая росту потерь рабочего времени и создающая трудности контроля фактической загрузки рабочих.
· Слабо выраженное разделение труда, приводящее к необходимости повышения среднего квалификационного разряда рабочих, загрузке рабочих высокой квалификации вспомогательными работами и повышению стоимости ремонта. При стационарной форме ремонта все основные производственные операции разборки, ремонта и сборки выполняют одни и те же рабочие.
· Ограниченные возможности технического оснащения ремонтных мест и механизации ремонта, определяющие высокую трудоемкость и стоимость ремонтных работ, низкую производительность труда и большие простои ПС в ремонте.
Стационарную форму работ применяют при: а) техническом обслуживании и ремонте ПС специального назначения (снегоочистители, рельсоукладчики, вагоны-вышки, вагоны-лаборатории и др.), выполняемым по индивидуальной программе; б) случайном и заявочном ремонтах, требующих индивидуальной организации вследствие индивидуального характера работ и по их составу, и по трудоемкости; в) техническом обслуживании и ремонте ПС в депо с небольшим инвентарем и разнотипным ПС при небольшой программе осмотровых и ремонтных работ, не позволяющей применить более совершенный поточный метод работ.
Стационарная форма организации работ может сочетаться с индивидуальным или агрегатным методом ремонта и поточной формой организации работ.
При индивидуальном методе ремонта стационарно ремонтируемый объект обслуживает либо одна комплексная бригада рабочих, которые выполняют на нем все виды разборочных, ремонтных и сборочных работ, либо на ремонтируемом объекте выполняют в основном только разборочные и сборочные работы, а ремонт снятых деталей, узлов и агрегатов производят в специализированных мастерских. Первую форму индивидуально-стационарного ремонта в чистом виде в настоящее время не применяют, так как все недостатки стационарной формы ремонта присущи ей в наибольшей степени. Вторая форма индивидуально-стационарного ремонта имеет значительно большее распространение и по своей эффективности приближается к форме стационарно-агрегатного ремонта, которая представляет собой сочетание стационарной формы организации с агрегатным методом ремонта.
Основным моментом, определяющим выбор индивидуально-стационарного (второй его формы) или стационарно-агрегатного метода ремонта, является программа ремонтных работ и соотношение времени Тк ремонта кузова и времени Та ремонта снятых с него агрегатов, узлов и деталей. При единичном ремонте агрегатный метод, естественно, неприменим, так как в этом случае агрегаты, снимаемые с подвижного состава, не могут быть заменены другими по причине их отсутствия. При наличии же определенной программы однотипных ремонтов может быть предпочтительнее агрегатный метод ремонта, так как он исключает необходимость следить за движением ремонтируемых агрегатов и узлов и при Та>Тк обеспечивает возможность сокращения простоя ПС в ремонте. Однако необходимым условием обеспечения агрегатного метода ремонта является обязательная взаимозаменяемость деталей, узлов и агрегатов ПС без дополнительной пригонки при сборке. При отсутствии такой взаимозаменяемости индивидуальный метод ремонта приходится применять по необходимости.
Сочетание стационарной формы ремонта с поточной формой организации работ (стационарно-поточная форма ремонта) может применяться в тех случаях, когда в одном и том же ремонте одновременно находится несколько однотипных вагонов или троллейбусов. В этом случае вагоны устанавливают на постоянных местах и их ремонт осуществляется специализированными бригадами рабочих, которые переходят с объекта на объект с установленным ритмом (тактом) по звуковому или световому сигналу. Стационарно- поточная форма ремонта обеспечивает несколько лучшую организацию работ, дисциплинирует производственный процесс, но в остальном ей присущи все основные недостатки стационарной формы ремонта, а потери рабочего времени здесь могут быть даже и выше. Поэтому внедрению этой формы организации ремонта должны предшествовать особенно тщательные исследования. Обычная стационарно-поточная форма организации работ оправдывает себя в депо тупикового типа при небольших объемах ремонтных работ. По своей эффективности она намного уступает поточной форме организации работ с перемещением ремонтных объектов.
Условиями применения поточной (с перемещением ремонтных объектов) формы ремонта являются:
1. Достаточная программа однотипных ремонтов. Тем самым область применения поточной формы организации работ ограничивается плановыми ремонтами.
2. Сквозная планировка ремонтных цехов, допускающая организацию продольного потока. Применяется и поперечное перемещение объектов ремонта на потоке, но не в депо, а на ремонтных заводах.
3. Сравнительно небольшие вариации трудоемкости ремонта ПС.
4. Расчленение объема ремонта на технологически родственные группы операций равной трудоемкости по числу постов поточной линии.
Основные достоинства поточной формы работ:
1. Поток дисциплинирует производство, сокращает непроизводительные потери рабочего времени и простой подвижного состава в ремонте.
2. Распределение ремонтных работ по территориально разделенным постам со строго определенным объемом работ обеспечивает возможность высокого насыщения их специализированным технологическим оборудованием, механизации трудоемких процессов и четкой организации рабочих мест, благодаря чему резко повышается производительность труда.
3. Закрепление за постами ремонтных бригад дает возможность обеспечить четкое разделение труда между рабочими разных специальностей, понизить их средний квалификационный разряд и освободить квалифицированных рабочих от выполнения вспомогательных работ.
4. Поток обеспечивает удобство технического руководства и контроля качества работ на всех постах, что способствует высокому качеству ремонта.
5. Наименьшая себестоимость ремонтных работ по сравнению с другими формами и методами ремонта.
6. Наиболее высокое полезное использование производственных площадей.
Недостатки поточной формы организации ремонта связаны с неизбежными потерями рабочего времени при колебаниях фактического объема ремонтных работ вагонов и троллейбусов. Эти колебания заставляют рассчитывать такт поточной линии с запасом, что снижает ее экономическую эффективность. Главным условием экономичности поточной формы организации ремонта является однотипность и постоянный объем ремонтных работ ПС.
Поточная форма организации ТО и Р может сочетаться с индивидуальным и агрегатным методами работ. При небольшой трудоемкости ремонтных работ оправдывает себя индивидуальный метод ремонта на потоке, при большой трудоемкости наилучшие результаты дает агрегатный метод ремонта.
В практике депо и ремонтных предприятий ГЭТ применяют обычно одновременно разные формы и методы ремонта в сочетаниях, обеспечивающих наибольшую экономическую эффективность производства. Часть ремонтных работ выполняют при стационарной форме организации работ, часть на потоках. Типичным примером такого рода является сочетание поточной формы организации ремонта кузовов и агрегатов в ТР и более высоких ремонтах со стационарной формой организации работ по окраске вагонов в малярной.
Основная форма организации ЕО подвижного состава в депо - поточная на трех-четырех постах (для троллейбусов), из которых один-два являются уборочно-моечными и один-два — осмотровыми. На потоке ЕО трамвайных вагонов могут быть только уборочно- моечные посты. Такт поточных линий ЕО составляет 10-12 мин, общий простой в ЕО троллейбусов - 30-45 мин, трамвайных вагонов 15-20 мин.
Поточная форма организации работ является основной и при КПО подвижного состава в трамвайно-троллейбусных хозяйствах. На потоке КПО принимают три-четыре поста, из которых первые один-два являются уборочно-моечными, следующие один-два -осмотровыми и последний - контрольно-экипировочным. Целесообразное время простоя подвижного состава для обеспечения высокого качества работ, входящих в характеристику КПО, составляет 1,5-2 ч, а соответствующий ему такт - 20-40мин.
Стационарную форму ремонта в условиях депо применяют в основном для случайных и заявочных ремонтов. В РМ и РЗ при достаточной программе ремонтных работ применяют поточную форму ремонта, при недостаточной программе ремонтов - стационарную форму. На постоянных рабочих местах выполняют в этом случае и крупные случайные аварийные ремонты.