Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ

В настоящее время в системе ГЭТ отсутствует методика расчета максимальной эффективности поточных линий техническо­го обслуживания и ремонта подвижного состава. Число постов по­точных линий принимают от трех до пяти-семи без достаточных обоснований и в различных хозяйствах по-разному. По опыту ма­шиностроительного производства ошибочно считают, что наиболь­шую эффективность поточная организация ремонта дает при корот­ких тактах. Недостаточно учитывают специфику ремонтных работ по сравнению с машиностроительным производством, в частности большие вариации фактической трудоемкости операций ремонта. В результате проектируемые поточные линии технического обслу­живания и ремонта ПС не всегда оказываются эф­фективными: характеризуются большими потерями рабочего време­ни, не обеспечивают полной загрузки оборудования и т. д.

Показателем загрузки поточной линии должен быть достигну­тый уровень синхронизации по времени работы оборудования и рабочих на ее постах. Под асинхронностью потока подразумевают максимальное отклонение (отрицательное или положительное) дли­тельности фактического времени производственной работы на пос­тах линии от принятого на ней такта.

Вследствие неизбежной вариации трудоемкости от объекта к объекту ремонта, при определении условий перехода на поток и при его построении (определении необходимого числа постов, раз­бивке работ по постам) поточное производство необходимо анали­зировать методами теории случайных величин, математической статистики, теории массового обслуживания.

Поточная форма технического обслуживания и ремонта может дать большой экономический эффект при соблюдении трех усло­вий:

1. Когда на потоке внедряют высокопроизводительные методы работ, комплексную механизацию и автоматизацию, позволяющие заведомо компенсировать неизбежные потери рабочего времени вследствие несинхронности.

2. При правильном определении необходимого числа постов и распределении работ технологического процесса ремонта между постами, обеспечивающими минимальную несинхронность.

3. Когда требованиям поточной формы организации ремонтных работ удовлетворяет конструкция подвижного состава, в частности обеспечена взаимозаменяемость деталей и узлов без пригонки по месту.

Целесообразность перехода на поток нужно рассматривать с позиций задач улучшения качества ремонта при наименьшей его себестоимости. Если условия перехода на поток определены невер­но (недостаточна программа или трудоемкость характеризуется большими вариациями), положительного эффекта от него ожидать нельзя.

В настоящее время условия перехода на поток определяют толь­ко расчетом числа n ремонтных мест, т. е. программой ремонтных работ. Переход на поток считается возможным при Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru . Число постов поточной линии определяется расчетным числом n ремонт­ных мест и соотношением общей трудоемкости ремонта к трудоем­кости неделимого комплекса работ, который должен быть выполнен на одном посту. Трудоемкость этого комплекса работ при принятом оптимальном числе исполнителей определяет и такт поточной ли­нии. Число постов может быть определено соотношением общего времени простоя единицы подвижного состава в ремонте к такту поточной линии. Учитывается и программа осмотровых или ремонт­ных работ, определяемая инвентарем подвижного состава. В част­ности, для КПO трамвайных вагонов при инвентаре до 150 единиц рекомендуют принимать на потоке три поста, а при инвентаре свы­ше 150 вагонов - четыре поста. На потоках КПO троллейбусов рекомендуют брать три поста при инвентаре до 100 и четыре поста при инвентаре свыше 100 троллейбусов. Пропускную способность поточной линии технического обслуживания определяют из следую­щих соображений.

Если длительность технического обслуживания или ремонта рав­на t0, то в начале смены за первый отрезок времени t0 с потока сойдет одна единица подвижного состава. Затем они будут выхо­дить через отрезки времени, равные такту линии, R= t0/aП, где а - число постов на поточной линии. За остаток смены tс-t0, где tс -продолжительность смены (или рабочего дня), будет выпущено (tc - t0)/R вагонов или троллейбусов, а всего за смену единиц по­движного состава

m' =(tc - t0)/R+ 1. (5.1)

Формула (5.1) справедлива при такой организации работ, когда время прихода на работу и ухода с работы всех рабочих одинаково. При этом в начале смены ре­монтники второго поста про­стаивают в ожидании объек­тов ремонта отрезок време­ни R, рабочие второго пос­та-2R и т. д., а в конце рабочего дня ремонтники первого поста недоиспользу­ют рабочий день на t0 - R часов, ремонтники второго поста - на t0 - 2R часов и т. д. В результате каждая бригада недоиспользует ра­бочий день на t0 часов.

Чтобы избежать этих по­терь, вводится ступенчатый график выхода рабочих бригад на работу (рис. 5.1), где дан пример такого графика для поточной линии на четыре поста.

Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru

Рис.5.1. Ступенчатый график работы четырехпостовой поточной линии ТО

Рабочие первого поста начинают работу в момент t1 =0 и кончают в момент t1' рабочие второго пос­та начинают в момент t2 и кончают в момент t2' и т. д. Длительно­сти tc рабочих смен на всех постах в этом случае равны, а время работы поточной линии увеличивается на отрезок времени t0 - R, в течение которого с линии сойдет (t0 - R)/R единиц подвижного состава. Всего за время работы линии при ступенчатом графике выхода работников будет выпущено единиц подвижного состава

m =m' +(t0 - R)/R = (tc -t0)/R + 1+(t0 - R)/R = tc/R. (5.2)

Минимальный выпуск и инвентарный парк, обеспечивающий ра­боту поточной линии, могут быть определены из уравнений:

Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru (5.3)

где β — коэффициент одновременности рассматриваемого вида тех­нического обслуживания или ремонта; α - коэффициент выпуска.

Например, для КПО при аП = 3, R = 20 мин = 0,33 ч, t0= 1 ч, tc = 8 ч, α=0,8 и β= 0,20 (осмотр один раз в неделю) получим

Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru (5.4)

С увеличением числа постов поточной линии инвентарный парк, необходимый для организации технического обслуживания поточ­ным методом, увеличивается.

Приведенный расчет не учитывает вариации трудоемкости работ технического обслуживания и ремонта подвижного состава, а меж­ду тем они являются основным моментом, определяющим трудно­сти организации потока. Эти вариации связаны с разным сроком службы, техническим состоянием подвижного состава и разными условиями его эксплуатации на маршрутах, разным износом в экс­плуатации и т. д. Кроме того, простои на постах поточных линий могут быть следствием различных организационных причин (поло­мок оборудования, несвоевременной доставки материалов, деталей и инструмента, несоблюдения технологической и трудовой дисцип­лины, недостаточности контроля и т. д.), они определяются харак­теристиками технического обслуживания и ремонта. Если, напри­мер, характеристикой предусматривается проведение какой-либо работы с нормативной трудоемкостью tн через ремонт, т. е. при ко­эффициенте повторяемости К=0,5, то ее средняя трудоемкость бу­дет равна 0,5tн, а фактическая - или tн или 0, что при неизменном также неминуемо отражается на использовании рабочего времени ремонтников.

Рассматривая фактическую трудоемкость ТО и Р как случайную статистическую величину, при расчете поточных линий приходится решать три основные задачи: 1) определения минимальной программы осмотров или ремонтов поточной линии, 2) обеспечения внутритактной синхронизации по всем постам, 3) построения наиболее целесообразной схемы тех­нологического процесса, т. е. последовательности выполнения осмотровых и ремонтных операций, обеспечивающей минимальные технологически неоправданные потери рабочего времени.

Решая задачу определения минимальной программы ремонтной линии методами статистического анализа, прежде всего необходи­мо знать закон распределения трудоемкости того или другого вида технического обслуживания или ремонта как случайной величины. Основные характеристики этого закона определяются эксперимен­тальными исследованиями. Результаты таких исследований трудо­емкости технического обслуживания автомобилей показывают, что вариации подчиняются нормальному распределению. Предполагая, что этот вывод справедлив и для распределения трудоемкости тех­нического обслуживания подвижного состава ГЭТ, задачу расчета минимальной программы, обеспечивающей постоянство загрузки и, следовательно, ритмичную и качественную работу поточных линий технического обслуживания, можно решать, используя известную в теории случайных величин теорему Муавра - Лапласа, которая в преобразованном виде записывается уравнением:

m = [tр2К(1-К)]/ε2 (5.5)

где m - минимальная сменная программа поточной линии, при ко­торой отклонения трудоемкости технического обслуживания или ре­монта в среднем за смену не превышает ±ε с вероятностью Р; tp - расчетный коэффициент, характеризующий надежность P ра­боты поточной линии по принятым расчетным данным, т. е. с задан­ной стабильностью ε. Коэффициент tp определяют по статистиче­ским таблицам в зависимости от принятой надежности P: tp=1,96 при P = 0,95 (Р = 0,95 означает, что расчет подтверждается в 95% случаев), tp=1.45 при P=0,85 и т. д.; К - средний коэффициент по­вторяемости операций данного вида технического обслуживания или ремонта, определяемый статистическими исследованиями и зави­сящий от типа ПС, его состояния и условий экс­плуатации, характеристики технического обслуживания или ремон­та и других факторов; ε- допустимое отклонение средней расчет­ной трудоемкости технического обслуживания или ремонта от фактической, характеризующее допустимые колебания в загрузке производственных рабочих, определяемые программой ремон­тов.

Для КПО подвижного состава ГЭТ видимо можно принимать ориентировочно К=0,6-0,7. Принимая К=0,7 и общепринятую для таких расчетов надежность Р =0,85, по (5.5) получим при ε = 0,2 (20%) m=11, при ε = 0,15 - m=20, при ε =0,1 — m = 44 и т. д. Этот расчет позволяет осмысленно выбирать минимальную сменную про­грамму при известном коэффициенте повторяемости операций и за­данной вероятности желательной стабильности загрузки поточной линии.

Очень важным элементом расчета поточных линий ТО и Р является обеспечение на них внутритактной синхронизации, т. е. выравнивания полезного времени ра­боты ремонтников в условиях неизбежного колебания трудоемкости ремонта. Для решения этой задачи в условиях ремонтного произ­водства имеется три направления:

1. обеспечение правильного совмещения операций, определяе­мое выбором числа постов, разбивкой работ технического обслу­живания и ремонта между постами и внутри поста между ремонт­никами;

2. совмещение профессий, обеспечивающее взаимозаменяемость и взаимопомощь ремонтников внутри постов, когда свободное вре­мя того или иного ремонтника используется для выполнения опера­ций, не законченных другим ремонтником;

3. выделение из числа ремонтников так называемых скользя­щих рабочих-универсалов, в обязанности которых вменяется наблю­дение за ритмом работы поточной линии и оказание помощи тем постам и рабочим, которые в данный момент оказываются перегруженными. Таким исполнителем-универсалом может быть бригадир линии или ее участка.

Решающее значение для обеспечения максимальной эффектив­ности работы поточных линий технического обслуживания и ремон­та подвижного состава имеет правильный расчет необходимого чис­ла ее постов. Увеличение числа постов поточной линии уменьшает помехи, создаваемые исполнителями друг другу, и улучшает усло­вия технологического оснащения постов специальным оборудова­нием, но вместе с тем уменьшает возможности покрытия потерь ра­бочего времени из-за несинхронности за счет взаимопомощи испол­нителей. Поэтому чем больше эти потери, тем меньше должно быть постов на линии. Ошибочно мнение, что минимальное число постов должно быть равно трем. Исследования поточных линий техниче­ского обслуживания автомобилей показали, например, что двухпостовая поточная линия дает возможность получить коэффициент ис­пользования рабочего времени исполнителей на уровне показателей машиностроительного производства и прирост производительности труда в 1,6-1,8 раза по сравнению со стационарной формой орга­низации работ. Эти исследования позволяют сделать вывод, что для работ с малой программой большой эконо­мический эффект может дать переход на поточную форму органи­зации по двухпостовой схеме. При достаточно большой программе технического обслуживания и ремонта число постов на поточных линиях может быть увеличено до трех-четырех.

Необходимое число «скользящих» исполнителей определяют при­сущими данному виду технического обслуживания или ремонта вариациями трудоемкости. Чтобы компенсировать простои Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru заданного числаk исполнителей, время загрузкиtk скользящего испол­нителя постоянной работой не должно превышать за сменуtc - Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru величины. В этом случае обеспечивается выравнивание об­щих трудовых затрат так, что трудовые потери от несинхронности теоретически обращаются в нуль. Принимая нормальный закон рас­пределения фактических трудовых затрат бригады из к исполните­лей, основную загрузкуtк скользящего исполнителя, т. е. время, в течение которого ему можно поручить выполнение постоянных опе­раций, можно определить с учетом коэффициента вариации υ дан­ного вида технического обслуживания или ремонта и количества k исполнителей по формуле:

Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru (5.6)

где tИсреднее рабочее время исполнителей; Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru -коэффици­ент вариации трудовых затрат исполнителей; σ - среднеквадра­тичное отклонение трудовых затрат исполнителей Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru или

Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru (5.7)

Приравниваяtк нулю, из уравнения (5.6) можно определить ко­личество исполнителей к, на которое необходим один полностью ос­вобожденный от основной работы скользящий исполнитель (он вхо­дит в числоk):

Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru (5.8)

Таким образом, состав бригад и число скользящих исполнителей на поточных линиях технического обслуживания и ремонта опре­деляется вариацией трудовых затрат, которая может быть опреде­лена экспериментально статистическими исследованиями. Прини­мая, например, υ=0,3, получим k=5. Это будет означать, что для обеспечения синхронизации трудовых затрат нужно будет выделить на каждых четырех рабочих-исполнителей одного полностью осво­божденного скользящего рабочего (бригадира).

Построение технологического процесса технического обслужи­вания и ремонта па потоке в условиях колебания трудоемкости опе­раций при коэффициенте повторяемости операций к<1 должно быть основано на методах теории массового обслуживания. После­довательность поиска неисправности сложной системы или, иначе говоря, последовательность выполнения операций технического об­служивания и ремонта в условиях колебания фактической трудо­емкости определяется формулой Винтера:

Основы проектирования и типизации поточных линий технического обслуживания и ремонта ПС ГЭТ - student2.ru , (5.9)

где tn+1 иtn - трудоемкость поиска неисправностей в n+1ом и n-ом узле, агрегате или системе; Kn+1 и Kn - коэффициенты по­вторяемости поиска, определяемые вероятностью неисправности узла, агрегата или системы.

По формуле Винтера может быть установлена последователь­ность проведения контрольных операций с переменной величиной коэффициента повторяемости K: первоначально должны выпол­няться контрольные операции с минимальным отношением трудо­емкости к коэффициенту повторяемости.

Критерием выбора последовательности выполнения операций на постах технического обслуживания и ремонта подвижного со­става может служить также условие минимума технологически оправданных потерь рабочего времени, которые складываются из времени переходов рабочего при выполнении операций в последо­вательности, обусловленной технологической картой, и простоев в моменты передвижения подвижного состава с поста на пост. По этому условию оптимальный вариант технологического процесса устанавливается методом сравнения в результате хронометрирова­ния нескольких из них.

Наши рекомендации