Барьеры, препятствующие развитию рынка информационно- коммуникационных технологий.

Барьеры, препятствующие развитию рынка ИТ, можно условно разделить на законодательные проблемы, общие для всей отрасли, факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка, факторы, ограничивающие рост экспорта, а также институциональные проблемы.

1. Неразвитость базового законодательства в сфере ИТ сдерживает развитие как спроса, так и предложения на рынке ИТ. Действующие федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и некоторые другие создавались более 10 лет назад. За это время возникла необходимость согласования содержащихся в них правовых норм с положениями российского гражданского законодательства, с учетом возможностей новых информационных технологий, а также задач по борьбе с антиобщественными явлениями при их использовании.

2. Барьеры, сдерживающие развитие внутреннего рынка, обусловлены во многом низким спросом на ИТ со стороны основных групп потребителей: государства, населения, предприятий.

Спрос на ИТ со стороны государственных органов и бюджетных организаций ограничен из-за отсутствия необходимого объема финансирования масштабных государственных программ и проектов информатизации, нехватки квалифицированных и образованных пользователей, а также специалистов в сфере ИТ, недостаточной эффективности проведения конкурсов на выполнение государственных заказов. Высокие сроки и сложность ускоренной амортизации компьютерного оборудования для государственных органов и бюджетных учреждений является важным препятствием для модернизации существующей технической базы в сфере ИТ.

Недостаточный уровень организационной готовности российских компаний для комплексной информатизации управленческих и производственных процессов, необходимость во многих случаях решения в приоритетном порядке задач, связанных с технологической модернизацией производства, а также отсутствие опыта и недостаточный уровень квалификации сотрудников для использования современных ИТ снижает стимулы их внедрения во многих отраслях российской экономики.

Низкий спрос на ИТ со стороны населения преимущественно определяется его низким уровнем жизни, а также отсутствием сформированной потребности в их использовании. Так, по числу семей, имеющих персональные компьютеры, Россия (11 компьютеров на 100 семей) отстает не только от США и Западной Европы, но и от стран Восточной Европы, Балтии, ряда развивающихся стран. При этом существует серьезная диспропорция между Москвой и регионами: в Москве до 40 семей из 100 имеют дома компьютер, а в небольших городах и на селе - менее 5 семей из 100. Не имея доступа к персональному компьютеру, члены малообеспеченных семей не могут получить базовые навыки компьютерной грамотности, что приводит к дальнейшему росту "цифрового неравенства", ограничивает доступ граждан к информации, мешает получению качественного общего и профессионального образования и как следствие снижает их конкурентоспособность на рынке труда.

3. Проблемы, ограничивающие развитие экспорта в сфере ИТ. Для таможенного оформления экспорта продукции ИТ в соответствии с существующим законодательством предоставляется около двадцати документов, что приводит к задержкам в оформлении экспорта и росту административных расходов компаний, стимулируя увод экспортных операций в сфере ИТ за рубеж, например, через открытие офисов в другой стране. Применяемые органами государственной власти механизмы защиты информации также давно перестали быть действенными и создают при экспорте для предприятий отрасли искусственные бюрократические барьеры. Так, экспортные операции в значительной степени усложнены необходимостью получения для каждой сделки сертификатов и лицензий ФАПРИД, что является особенно критичным для малых и средних предприятий.

Кроме того, специфика экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг не описана в законодательстве, что приводит к сложности доказания факта экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг по каждой отдельной сделке для возврата налога на добавленную стоимость Все это приводит к тому, что большая часть экспортных операций осуществляется на основе создания зарубежных представительств, филиалов и дочерних компаний, что ведет к потере доходов бюджета. Широкое использование подобных схем затрудняет возможность получения компаниями кредитов и венчурного финансирования, а также осложняет поиск партнеров в России и за рубежом.

Помимо налога на добавленную стоимость, важным вопросом фискального регулирования для предприятий отрасли ИТ является налогообложение расходов по оплате труда. Доля этих расходов в себестоимости производства компаний отрасли ИТ составляет от 60 до 70 процентов. Применение действующих ставок единого социального налога является одним из факторов снижения эффективности конкуренции компаний отечественной отрасли ИТ на мировом рынке. На практике это приводит к переводу центров капитализации российских компаний в страны с более благоприятным налоговым режимом.

Развитию экспорта, кроме вышеназванных факторов, также мешает отсутствие информации у иностранных компаний об услугах, предоставляемых российскими предприятиями отрасли ИТ, и в большинстве случаев невозможность проведения ими оценки качества российских компаний в соответствии с международными системами сертификации.

4. К проблемам институционального характера относятся: низкий уровень развития механизмов привлечения финансирования, недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры, несоответствие системы подготовки профессиональных кадров в сфере ИТ мировым стандартам, а также отсутствие эффективных механизмов применения законодательства о защите интеллектуальной собственности.

Неразвитость венчурного финансирования сдерживает появление и развитие новых ИТ-компаний, внедрение и коммерциализацию новых ИТ-продуктов.

Недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры тормозит развитие малых и средних предприятий отрасли, препятствует их выходу на мировой рынок и развитию отношений с зарубежными партнерами.

Несоответствие системы профессиональной подготовки специалистов в сфере ИТ ведущим международным стандартам приводит к дефициту кадров необходимой квалификации, особенно специалистов среднего звена и руководителей проектов информатизации, невозможности эффективной конкуренции российских специалистов со специалистами других стран.

Отсутствие эффективных механизмов применения законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности ведет к потере доходов российских производителей и является важным препятствием для создания в России крупными международными компаниями собственных центров исследований и разработки.

Предприятия отрасли ИТ не в состоянии самостоятельно решить перечисленные проблемы. В этих целях необходимо проведение скоординированной государственной политики, направленной на устранение названных барьеров и обеспечение государственной поддержки развития рынка ИТ в России.

Наши рекомендации