Методика обучения технологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Направление: 44.03.05 Педагогическое образование
(код, наименование)
Уровень образования: бакалавриат
Профильная направленность: Технология. Экономика
Челябинск 2014
Лист согласования
Разработчики: | ||||||||||||
Доцент кафедры ТПиМОТ | Э.Ф.Шарипова | |||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
Программа одобрена на заседании кафедры | « | » | 20__ | Протокол | № | |||||||
Заведующий кафедрой | Э.Ф. Шарипова | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Одобрено представителем работодателя | ||||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия, должность, место работы) | |||||||||||
Руководитель ОПОП | П.С. Яковлев | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Декан факультета | С.Г. Левина | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра Технологии, предпринимательства и методики обучения технологии.
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«30» августа 2014 г.
Протокол № 19
Зав. кафедрой :
Шарипова Э.Ф. _______.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Направление: 44.03.05 Педагогическое образование
(код, наименование)
Уровень образования: бакалавриат
Профильная направленность: Технология. Экономика
Челябинск, 2014г
Оглавление
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.. 28
4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 35
5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 39
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 59
7.ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 61
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 61
9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 62
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1 Указание места дисциплины в структуре образовательной программы (базовая, вариативная часть), трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.Дисциплина Методика обучения технологии разработана в соответствии с учебным планом 44.03.05 Педагогическое образование, Уровень образования: бакалавриат, Профильная направленность: Технология. Экономика. Дисциплина относится к обязательным дисциплинам базовой части, Читается с 7 по 9 семестр, изучении дисциплины заканчивается экзаменами в 8 и 9 семестре. Объем дисциплины: 10 ЗЕ (360 ч.) Лекции – 52ч, лабораторные занятия – 66 ч., семинары – 34 ч., самостоятельная работа – 109 ч., экзамены – 99 ч.
1.2 Необходимые для дисциплин знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы. Для изучения дисциплины студент должен обладать базовыми знаниями: по дисциплинам Педагогика, Психология о процессах обучения , воспитания и развития, формах и методах обучения, возрастных особенностях детей школьного возраста и т.п..
1.3 Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины (перечислить дисциплины из ОПОП).Изучение дисциплины опирается также на знания о содержании прикладных технологий, составляющих содержание школьного курса «Технология», полученные при изучении профильных дисциплин. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины актуализируются в ходе педагогической практики.
1.4 Цели дисциплины:
Цель: Формировать готовность к преподаванию предмета «Технология» в общеобразовательной школе.
· Задачи:
· Формирование у студентов готовности к решению педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач в процессе преподавания образовательной области «Технология» в современной школе.
· Формирование у студентов понятийно-терминологического аппарата теории и методики обучения технологии;
· Формирование системы знаний о сущности педагогических теорий, лежащих в основе методики преподавания технологии;
· Формирование системы знаний о целях, принципах, содержании, организационных формах, методах и средствах обучения, о современных технологиях обучения, о роли и задачах методической работы в школе;
· Формирование умения проектировать цели и задачи обучения в единстве их содержательной и процессуальной сторон с использованием комплекса дидактических средств;
· Формирование умений по организации и управлению деятельностью учащихся в процессе изучения различных разделов образовательной области «Технология», по организации учебно-материальной базы;
· Развитие технологической и профессиональной культуры;
· Развитие рефлексивных, коммуникативных и творческих способностей студентов;
· Развитие специальных и педагогических способностей;
1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся | З.1.Знать теории и технологии учета возрастных особенностей обучающихся | У.1. Уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся | В.1. Владеть навыками освоения и адекватного применения специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу | |
ОПК-4: готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования | З.2. Знать законы и иные нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, ФГОС дошкольного, основного общего и среднего общего образования | У.2. Уметь осуществлять содержательный анализ документов, регламентирующих сферу образования | В.2. Владеть навыками проектирования собственной профессиональной деятельности в соответствии с правовыми нормами | |
ПК-1: готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов | З.3. Знать преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы | У.3. Уметь планировать и проводить учебные занятия | В.3. Владеть навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования | |
ПК-2: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики | З.4. Знать методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения | У.4.. Уметь использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения | В.4. Владеть способами организации деятельности обучаемых в процессе освоения учебных программ | |
ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | З.5. Знать основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | У.5. Уметь организовывать вне учебную деятельность обучающихся | В.5. Владеть навыками развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | |
ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов | З.6. Знать формы методы и средства достижения и оценки образовательных результатов | У.6. Уметь проектировать образовательный процесс, направленный на достижение образовательных результатов с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности, с учетом возможностей образовательной среды. | В.6. Владеть педагогическими технологиями достижения и оценки образовательных результатов | |
ПК-8: способность проектировать образовательные программы | З.7. Знать требования к программам базовых курсов, курсов внеурочной деятельности | У.7. планировать учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой | В.7 Владеть навыками разработки программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы | |
ПК-11: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования | З 8. Знать актуальные проблемы современного образования | У.8.Уметь анализировать и обобщать педагогический опыт | В.8.Владеть навыками постановки и решения проблем в области образования | |
ПК-12: способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся | З.9. Знать требования к методу проектов | У.9.Уметь организовывать исследовательскую деятельность обучаемых | В.9. Владеть методом проектов. |
2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
Семестр 7. Методологические основы образовательной области технология | ||||||
1.1 | Методическая система технологического образования | 8 | 2 | 8 | 6 | 24 |
1.2 | Формы, методы и средства в преподавании технологии | 6 | 12 | 6 | 10 | 34 |
Семестр 8. Технологическая подготовка в современных условиях | ||||||
2.1 | Философско-методологические основы трудовой деятельности и технологического образования | 8 | 8 | 8 | 7 | 31 |
2.2 | Современные образовательные технологии | 12 | 12 | 12 | 10 | 45 |
Семестр 9. Методическое сопровождение педагогической деятельности | ||||||
3.1 | Методическое обеспечение образовательного процесса | 8 | 12 | 0 | 26 | 46 |
3.2 | Управление качеством образовательного процесса | 4 | 12 | 0 | 25 | 41 |
3.3 | Методическая и инновационная деятельность учителя технологии | 6 | 8 | 0 | 25 | 39 |
Экзамен в 8 и 9 семестрах | ||||||
... | Всего |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Семестр 7 Методологические основы образовательной области технология | ||
ОПК-4: З.2. У.2. В.2. ПК-1: З.3. ,У.3, В.3. | ||
Технологическое образование: история и современное состояние Методика обучения как наука. Психолого-педагогические теории, заложенные в основу методики преподавания технологии в школе. Методология образования. Место технологической подготовки школьников в системе общего образования. Государственный стандарт основного общего образования по технологии. Образовательная область Технология: цели, содержание, структура, результаты. Документы, определяющие содержание образовательной области «Технология». Требования к уровню подготовки выпускников. Системы производственного (практического) обучения. Методы и формы обучения. Урок как ведущая форма изучения технологии. Формы организации деятельности учащихся на уроке. Составление планов уроков по различным разделам ООТ. Проектирование изучения темы программы. Тематическое планирование. | ||
План лекций | План лабораторных работ | План практических занятий |
Л.1: Методика обучения: системный подход– 2ч. План: 1. Системный подход в науке и методике 2. Методика обучения как наука. Объект и предмет методики. Связь методики с другими науками. 3. Роль и место ООТ в образовательной системе современной России Методическое обеспечение:1,2,4,8,9,11,12 | ЛР.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной области «технология» – 2ч. План: 1. Создание ориентировочной основы деятельности. Актуализация знаний. 2. Выполнение заданий в подгруппах. 3. Обсуждение результатов работы, подведение итогов. Задания: Задание 1. Перечислить компоненты образовательного стандарта и документы, в которых эти компоненты отражены. Задание 2. Изучить содержание ФГОС ООО. Определить структуру основной образовательной программы. Определить роль, место и предметные результаты предмета «Технология» в соответствии с ФГОС ООО. Дать характеристику результатам обучения. Задание 3. Изучить содержание стандарта образовательной области «Технология», определить цели и содержание программы. Задание 4. Изучить содержание областного базисного учебного плана. Изобразить структуру ОБУП в таблице и указать количество часов, отведенное на образовательную область “Технология”. Задание 5.(С/Р)Ответить на вопросы в Рабочей тетради. Контрольные вопросы: ?Назовите компоненты Государственного образовательного стандарта и объясните технологию их разработки. ?Назовите основной документ, определяющий содержание ООТ в школе. ?Какие группы требований отражены в ФГОС ООО. Методическое обеспечение: 1,2,3,7,10,12,15,61,66 | С.1: История трудового обучения и воспитания в России и за Рубежом – 2ч. План: 1. Опыт технологической подготовки в зарубежных странах. Сравнительный анализ 2. Идеи политехнического обучения и их реализация в единой трудовой политехнической школе. 3. От трудового обучения к образовательной области Технология: смена приоритетов трудовой подготовки в школе. 4. Трудовое обучение в Челябинской области в свете внедрения образовательного проекта ТЕМП Методическое обеспечение:1,3,5,10,12,25,67 |
Л.2: История трудового обучения. Предпосылки введения ООТ – 2ч. План: 1. История развития трудового обучения в России и за рубежом. 2. Предпосылки введения образовательной области технология в учебный план школы. 3. Современный этап развития технологического образования Вопросы для обсуждения: ? Какие объективные изменения в жизни общества обусловили замену дисциплины «Трудовое обучение» на дисциплину «Технология»? ? На какие вызовы современного общества должен ответить предмет «Технология»? Методическое обеспечение:1,3,5,10,12,25,67 | С.2. Методологические основы образовательной области «Технология» – 2ч. План: 1. Системный подход к образованию 2. Синергетический подход к образованию 3. Деятельностный подход к образованию 4. Технологический подход к образованию 5. Компетентностный подход к образованию Методическое обеспечение: 3,5,6,9,12,13 | |
Л.3: Современная дидактическая концепция: идеи, подходы, принципы – 2ч. План: 1. Современная парадигма образования. 2. Принципы обучения 3. Концептуальная основа преподавания технологии. 4. Психологические и педагогические теории, заложенные в основу технологического образования. Вопросы для обсуждения: ?Приведите примеры «остаточных явлений» различных парадигмальных стратегий в современном образовании. Методическое обеспечение:3,5,6,9,12,13 | С.3-4: Психолого-педагогические теории, заложенные в основу методики обучения технологии в школе – 4ч. План: 1. Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К.Бабанского. 2. Теория содержания общего среднего образования И.Я.Лернера и В.В.Краевского. 3. Теория развивающего обучения 4. Теория личностно-ориентированного обучения 5. Теория коллективной творческой деятельности, 6. Теория проблемного обучения 7. Теория поэтапного формирования умственных действий. Методическое обеспечение: 1,2,3,7,10,12,15 | |
Л.4: Образовательная область технология – содержательно процессуальная модель 2ч. План: 1. Нормативные документы, определяющие стратегию технологического образования в современной школе. 2. Целевые ориентиры образовательной области «Технология». 3. Структура образовательной области «Технология» 4. Образовательный процесс по Технологии в документах: от образовательной программы к плану урока 5. Системы трудового обучения Вопросы для обсуждения: ?Какую роль в формировании профессионально и социально компетентной личности играет предмет «Технология»? ?Что является элементом урока? Методическое обеспечение:2,3,7,9,12,15 | ||
Л.5: Методы обучения, классификация методов. Методы проблемного обучения - 2часа План: 1. Понятия «метод», «метод обучения». 2. Классификации методов обучения. 3. Активные и интерактивные методы обучения 4. Выбор методов обучения на уроках технологии. Методическое обеспечение:1,2,3,7,9,14,58 | Л.Р.2: Проектирование процесса изучения темы учебной программы. – 4ч. План: Задание 1. Изучить предложенную тему учебной программы. Отобрать содержание для изучения в указанном классе, исходя из предложенного лимита часов. Выбрать объект труда. Задание 2. Разбить тему программы на уроки, учитывая систему обучения и типы уроков по дидактическим целям. Задание 3. Сформулировать к каждому уроку обучающие, развивающие и воспитывающие цели. Составить фрагмент тематического плана. Задание 4. Из таблицы “Фрагмент тематического плана”, составленного при выполнении практической работы 2., выбрать не менее трех уроков с различными дидактическими целями. Заполнить таблицы по каждому уроку. Задание 5. Определить методы, при помощи которых будут реализованы на уроке эти цели, а также виды деятельности учителя и учащихся на уроке. Задание 6(С/Р)Ответить на вопросы в Рабочей тетради. Контрольные вопросы: ?Какие системы производственного (практического) обучения использовались при проектировании темы программы и почему? Методическое обеспечение:1,2,3,7,9,14,58 | С.5: Классификация методов обучения. Требования, предъявляемые к ним – 2ч. План: 1. Словесные методы обучения. Требования к словесным методам обучения. 2. Наглядные методы обучения. Требования к наглядным методам обучения. 3. Практический метод обучения, его роль на уроках технологии. Требования к практическому методу обучения 4. Выбор методов обучения. Методическое обеспечение:1,2,3,7,9,14,58 |
Л.6: Тема: Организационные формы обучения. Классификация уроков - 2 часа План: 1. Понятие «организационные формы обучения». 2. Классификация организационных форм обучения. 3. Урок как ведущая форма изучения технологии. 4. Классификация уроков теоретического и практического обучения по дидактическим целям. 5. Дополнительные формы обучения Методическое обеспечение:1,2,3,7,9,14,45,46,58 | Л.Р.3: Составление планов уроков технологии – 4ч. План: Задание 1. Выбрать тему урока теоретического обучения по учебной программе и в соответствии с предложенной формой составить план урока. Задание 2. Выбрать тему урока практического обучения по учебной программе и в соответствии с предложенной формой составить план урока Задание 3.(С/Р) Ответить на вопросы в Рабочей тетради. Контрольные вопросы: ?С какой целью проводится актуализация знаний учащихся на уроке? ?Какие методы необходимо использовать для формирования умений? ?При каких условиях на уроке будут развиваться рефлексивные способности? ?Для чего необходим этап мотивации? С помощью каких приемов и методов он может быть реализован? Методическое обеспечение:1,2,3,7,12,14,22,24,45,46,58 | С.6: Урок как основная организационная форма обучения – 2ч. План: 1. Классно-урочная система обучения, сущность, характеристика. 2. Типы и виды уроков технологии. 3. Структурные компоненты урока, их назначение. 4. Структура урока теоретического обучения. 5. Структурные компоненты урока практического обучения по технологии. Методическое обеспечение:1,2,3,7,9,14,45,46,58 |
Л.7: Требования к современному уроку технологии. Анализ уроков. - 2 часа План: 1. Требования к современному уроку технологии. 2. Виды анализа урока и их назначение. 3. Подготовка к посещению и анализу урока. Схемы анализа уроков. 4. Анализ и обсуждение открытых уроков Методическое обеспечение:1,2,3,7,12,14,22,24,45,46,58 | Л.Р.4: Отработка приемов показа трудовых умений -4 часа План: Задание 1. Подготовить технологическую карту урока с применением одной из изученных ранее технологий.. Задание 2. Подготовить и показать фрагмент урока технологии.. Задание 3. Провести анализ личного показа трудовых приемов, Контрольные вопросы ?Определить задачи наглядно-демонстрационного метода на уроках технологии? ?Какие требования предъявляются к наглядным методам обучения? ?Какие требования предъявляются к личному показу приемов работы? ?Какие требования предъявляются к современному уроку? ?В чем сущность технологического подхода к образованию? Методическое обеспечение: 2,9,11,18,25,37 | С.7: Нетрадиционные уроки технологии – 2ч. План: 1. Требования к современному уроку. 2. Виды нетрадиционных уроков по технологии 3. Проблемные уроки технологии 4. Урок – экскурсия: цели, содержание, подготовительная работа. Методическое обеспечение:1,2,3,7,12,14,22,24,45,46,58 |
14 | 14 | 14 |
Самостоятельная работа | ||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |
Выступление на семинарах– 5 баллов Или: Подготовка конспекта по вопросам семинара (без выступления) – 3 балла Подготовка конспекта с применениями средств когнитивной визуализации по вопросам семинара (без выступления) – 5 баллов Подготовка к защите лабораторных работ – 5 баллов Подготовка к тестированию – 10 баллов Подготовка к итоговой контрольной работе Итоговый бал за модуль без учета контрольной – 49 б | Виды работы:
| |
Паспорт оценочных средств по разделу 1 | ||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | |
ОПК-4: З.2. У.2. В.2. | Выступление на практических занятиях Защита лабораторных работ Тестирование * Анализ документов | |
ПК-1: З.3. ,У.3, В.3. | Выступление на практических занятиях Защита лабораторных работ Тестирование Итоговая контрольная работа: | |
Семестр 8 Технологическая подготовка в современных условиях | ||
ОПК-2: З.1., У.1., В.1. ПК-2: З.4, У.4., В.4. ПК-3: З.5., В.5. ПК-12: З.9., У.9.,В.9.. | ||
Трудовое воспитание. Технология. Информационно-технологическая цивилизация. Технологическая культура. Метапредметные и меж.предметные связи. Педагогическая интеграция. Понятие трудовых знаний, умений и навыков. Классификация навыков. Этапы формирования навыков. Объекты профессиональной деятельности: технологическое оборудование, материалы, технологическая документация, технологический процесс обработки. Элементы трудовой деятельности: трудовые движения, трудовые операции, технологический процесс. Психологические аспекты организации труда Современные педагогические технологии: понятие, классификация, использование на уроках технологии. Интенсификация процесса обучения на основе теории развивающего обучения. Метод проектов и его роль в развитии технологической культуры школьников. Методика руководства проектной деятельностью учащихся. Технологии личностно ориентированного обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения. Технология полного усвоения знаний. Технология проблемного обучения. Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии. Организация образовательного процесса с применением современных педагогических технологий Анализ урока теоретического и производственного обучения | ||
План лекций | План лабораторных работ | План практических занятий |
Л.8: Философско-методологические основы трудовой деятельности – 2ч. План: 1. Понятие «Труд» в философии, психологии, социологии и экономике. 2. Структура и функции трудовой деятельности. 3. Эволюция трудовой деятельности 4. Роль труда в формировании личности Методическое обеспечение: 1,6,11,15,34. | Л.Р.5 Проектирование нетрадиционных уроков – 4ч. План: Задания: Задание 1. Выбрать тему программы, тему урока, вид урока. Задание 2. В соответствии с выбранной темой и видом урока определить триединую цель и составить план урока по предложенной структуре нетрадиционного урока. Задание 3. Представить урок для обсуждения Задание 4.(С/Р)Ответить на вопросы в Рабочей тетради. Контрольные вопросы: ?Что такое тип и вид урока? ?Перечислить возможные виды уроков. ?Какова роль нетрадиционных уроков в преподавании технологии? ?Перечислите преимущества и недостатки предложенной вами формы урока по сравнению с традиционной формой. Методическое обеспечение:1,2,3,7,12,14,22,24,45,46,58 | С.8: Психологические стороны организации труда – 2ч. План: 1. Субъект трудовой деятельности 2. Объекты трудовой деятельности: технологическое оборудование, материалы, технологическая документация, технологический процесс. 3. Элементы трудовой деятельности: трудовые движения, трудовые операции, технологический процесс. 4. Взаимосвязь профессиональной деятельности и технологической подготовки Методическое обеспечение: 1,6,11,15,34,35,42. |
Л.9: Технология в структуре естественнонаучной картины мира – 2ч. План: 1. Технология, как сфера практической реализации научных достижений 2. Интеграция технологии с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. 3. Межпредметные связи на уроках технологии. Методическое обеспечение: 1,6,11,34,42. | Л.Р.6: Профориентационная работа учителя технологии в школе – 4ч. План: Задание 1.Изучить программу предмета Технология. Определить возможности реализации профориентационной работы на уроках технологии. Задание 2. Опираясь на предложенные образцы фрагмент программы воспитания и социализации обучающихся по направлению работы «Профориентация», включающий в себя: ˗ Цели и задачи программы ˗ Планируемые результаты ˗ Результативные критерии ˗ Содержание программы. Задание 3.(С/Р)Ответить на вопросы в Рабочей тетради. Контрольные вопросы: ?Назовите компоненты профориетационной работы учителя Технологии. ?С кем взаимодействует учитель технологии при реализации профориентационой работы. Методическое обеспечение: 1,6,11,19,32,59. | С.9: Межпредметные связи на уроке технологии – 2ч. План: 1. Понятие интеграции. Уровни педагогической интеграции. 2. Целевые, процессуальные и содержательные связи ООТ с другими дисциплинами. 3. Роль межпредметных связей на уроках технологии Методическое обеспечение: 1,6,11,34,42. |
Л.10: Технологическая культура – 2ч. План: 1. Подходы к определению понятия «Технологическая культура» 2. Структурные компоненты технологической культуры 3. Роль технологической культуры в условиях информационно-технологической цивилизации Вопросы для обсуждения: ?Правомерно ли называть современную цивилизацию информационно-технологической? Ответ обоснуйте. ?Какие качества человека характеризуют его, как обладающего технологической культурой? Методическое обеспечение: 1,6,11,15, 42. | С.10: Роль ООТ в формировании технологической культуры школьников 1. Понятие «технологическая культура», структура технологической культуры. 2. Методы формирования технологической культуры на уроках технологии. 3. Формирование технологической культуры в процессе изучения отдельных разделов программы. Методическое обеспечение: 1,6,11,15, 42. | |
Л.11: Знания, умения и навыки, формируемые в процессе технологической подготовки – 2ч. План: 1. Классификация знаний, умений и навыков, формируемых на уроках технологии. 2. Уровни сформированности ЗУН 3. Психологические и физиологические механизмы формирования знаний, умений и навыков. 4. Роль упражнений в формировании навыков. Методическое обеспечение: 1,6,11,15,34,35,42. | С.11: Достижение образовательных результатов образовательной области Технология – 2ч. 1. Формирование предметных знаний и умений – теоретические основы и методические приемы 2. Методы и технологии достижения метапредметных результатов 3. Методы и технологии достижения личностных результатов 4. Формирование УУД Методическое обеспечение: 1,6,11,15, 42. | |
Л.12: Современные технологии обучения – 2ч. План: 1. Современные педагогические технологии: понятие, история развития. 2. Отличительные особенности педагогических технологий. 3. Классификация педагогических технологий. Вопросы для обсуждения: ?В чем состоит отличие между методикой и технологией? ?В чем сходство и различие между технологическим подходом в производственной сфере и сфере образования? Методическое обеспечение: 2,9,11,15,47 | Л.Р.7: Анализ уроков технологии в школе – 4ч. План: *При наличии организационной возможности просмотр видеофрагмента может быть заменен посещением занятия по Технологии в школе/УПК. Задания: Задание 1. Изучить предложенный план анализа урока технологии. Задание 2. Определить вид анализа урока, сформулировать цели анализа, определить структурные компоненты анализа, разработать схему анализа. Задание 3. В ходе просмотра урока заполнить заготовленную схему анализа урока, сделать выводы по уроку и подготовить выступление. Контрольные вопросы: ?Назовите виды анализа уроков? ?В чем заключается подготовительная работа к посещению урока? ?Кто, и с какой цель может посещать и анализировать уроки? Методическое обеспечение:1,2,3,7,12,14,22,24,45,46,58 | С.12-13.Современные педагогические технологии – 4ч. План: 1. Выступление по вопросам семинара 2. Обсуждение представленных технологий по методике «6 шляп мышления»: ˗ Белая шляпа – факты, беспристрастный анализ ˗ Желтая шляпа – позитивное мышление, поиск преимуществ ˗ Черная шляпа – негативное мышление, поиск недостатков ˗ Красная шляпа – эмоциональный анализ ˗ Зеленая шляпа – творческий подход, поиск путей применения ˗ Синяя шляпа – философский подход, обобщение, выводы. 3. Подведение итогов занятия Вопросы семинара: 1. Личностно-ориентированные технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс. 2. Игровые технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс. 3. Технологии проблемного обучения: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс. 4. Технологии развивающего обучения: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс. 5. Альтернативные педагогические технологии: Вальдорфская педагогика, Технология свободного труда, Технология мастерских. Методическое обеспечение: 2,9,11,15,47 |
Л.13: Проектные технологии на уроках технологии. Проект как метод обучения – 2ч. План: 1. История проектного метода. 2. Метод проектов и его роль в развитии технологической культуры школьников. 3. Классификация проектов 4. Управление проектной деятельностью учащихся Вопросы для обсуждения: ?Каковы возможные причины дискредитации метода проектов в советской педагогике? ?Чем отличается учебное проектирование от проектирования как формы профессиональной деятельности? Методическое обеспечение: 2,9,13,25,41 | Л.Р.8: Методика управления проектной деятельностью учащихся – 4ч. План: Задание 1. Изучить учебную программу по технологии, разработать примерную тематику проектов для учащихся с 5 по 7 класс учетом классификации проектов (не менее 5 тем для каждого класса). Задание 2. Разработать перспективный план работы над проектом. Задание 3. Разработать критерии для оценивания для одного из типов проекта. Контрольные вопросы ?Назовите методические приемы развития самообразовательных и творческих способностей в ходе работы над проектом. ?Назовите способы развития познавательного интереса в ходе выполнения проекта. Методическое обеспечение: 2,9,11,15,47 | С.14: Роль метода проектов в технологической подготовке школьников – 2ч. План: 1. История развития проектного метода. 2. Сущность метода проектов, его роль в технологическом образовании школьников. 3. Выбор темы проекта 4. Управление проектной деятельностью учащихся. Методическое обеспечение: 2,9,13,25,41 |
Л.14: Игровые технологии – 2ч. |