Наблюдение» квантовых объектов
В обыденной реальности (а также в подходах классической физики) считается, что появление какого-либо постороннего объекта может воздействовать на развитие текущего сюжета только в случае прямого контакта.
По умолчанию это относят также и к знакам , рассматривая их как объекты внешнего мира. Такое представление ошибочно. Так же ошибочно предполагают, что в нашей власти минимизировать воздействие знака , сделать его сколь угодно слабым, сокращая физические, эмоциональные или содержательные (ментальные) контакты, или наблюдать за развитием сюжета и даже производить измерения, никак не влияя на его развитие. По этой причине считается, что присутствие знака может не отразиться на будущем, если нет прямого контакта. В такой модели воздействие знака можно игнорировать, предполагая его слабым, особенно в тех случаях, когда знак связывается с внешними для данного сюжета объектами.
В квантовой реальности это не так. Здесь действует иной принцип: появление знакавсегда изменяет реальность (вообще говоря, непредсказуемо), и не в нашей власти сделать изменение слабым, даже если взаимодействие со знаком пренебрежимо малое. В частности, сам факт наблюдения за квантовым объектом или измерение его параметров непредсказуемо меняет его будущее .
Подобные явления происходят и во внутреннем мире человека, где действуют квантовые законы. Любой знак , даже незначительный, привлекает спонтанное внимание и перестраивает его, изменяя тем самым внутреннее состояние . Распределение внимания и вероятностей зависит теперь не только от прежнего (начального) распределения ощущений, но так же и от присутствия знака , который «собирает» концентрацию в определенные зоны внутренней территории и перестраивает (создает новое) распределение ощущений. Это меняет всю картину возможных реакций и действий во внешней территории [100]. Таким образом, появление знака непредсказуемо меняет будущее.
Понимание этого факта позволяет более четко сформулировать правила взаимодействия со знаком. Мы начнем с обсуждения некоторых особенностей квантовых явлений.
* * *
Объекты, «населяющие» классический и квантовый миры, принципиально различны. Эти различия уже обсуждались в других разделах, но для полноты картины мы повторяем здесь некоторые детали.
Классический объект, по определению, подчиняется законам классической физики: он движется по определенной пространственной траектории, и это движение характеризуется так называемыми классическими параметрами – координатой, скоростью и т. д. Именно они являются объектами внимания во всех процессах наблюдения классических объектов.
В отличие от этого, квантовый объект не имеет определенной траектории, и классические параметры непригодны для его описания. Его поведение задается в терминах квантовых состояний — пространственных конфигураций, или распределений[101].
Наблюдая за ним, было бы естественно исследовать или измерять именно квантовое состояние , а не траекторию. Это, однако, невозможно в связи с привычным для человека визуально-логическим восприятием внешнего мира. Он может непосредственно воспринимать только объекты классического мира и характеризующие их классические параметры, но не склонен воспринимать квантовые состояния .
В квантовой физике считается, что прибор , воспринимающий (и измеряющий) поведение квантовых объектов, принадлежит, по определению, миру людей – классическому миру. Он управляется классическими законами и поэтому способен наблюдать, или измерять, только доступные ему классические характеристики – пространственное положение квантового объекта и его скорость – независимо от того «уместны» ли они для квантового объекта.
Более того, любой классический объект, приходящий в соприкосновение с квантовым объектом, играет роль классического прибора, а их соприкосновение (взаимодействие) – роль классического измерения. Иначе говоря, взаимодействие классического объекта с квантовым «наделяет» последний классическими параметрами – координатой или скоростью.
Например, измеряя скорость классического объекта до и после взаимодействия с квантовым объектом, мы узнаем, какую часть своего импульса классический объект «передал» квантовому, как если бы последний обладал этой характеристикой. Побочный эффект таких действий состоит в том, что они необратимо меняют состояние квантового объекта. Эти утверждения важны для понимания роли знаков и подробно комментируются ниже.
Итак, в момент соприкосновения с классическим объектом, (т. е. в момент наблюдения или измерения), квантовому объекту «присваиваются» несвойственные ему параметры – классические характеристики. Подобные действия будут обозначаться термином классическое наблюдениеили классическое измерение.
Именно такое воздействие оказывают внешние явления, выступающие в роли знака . Они непредсказуемо меняют внутреннее состояние человека и разрушают прежние (иногда устаревшие) причинно-следственные связи, наделяя внешние сюжеты новыми смыслами (здесь «новые смыслы» – аналоги классических параметров).
* * *
Исследуя внутреннее пространство человека, мы обнаруживаем удивительное сходство этого пространства с квантовым миром. Это сходство уже обсуждалось. В частности, ощущение спонтанного «Я» ведет себя как квантовый объект и перемещается во внутренней территории квантовым способом – по многим траекториям одновременно. Эти перемещения задаются внутренним состоянием , которое трактуется как аналог квантового состояния[102].
Напомним, что в нашем подходе внутреннее состояние отождествляется с распределением ощущений. Спонтанное «Я» предпочтительно локализуется в тех точках, где эти ощущения сильнее (имеют пик) и, таким образом, движение спонтанного «Я» определяется расположением таких пиков, их пространственным распределением.
Аналогом классических наблюдаемых (пространственных координат и скоростей) в данном случае является место локализации спонтанного «Я» в момент наблюдения, а также смыслы внешних сюжетов и действия, совершаемые человеком при данном распределении внутреннего внимания – т. е. все, что воспринимается и осознается внутренним наблюдателем (и приходит из внешней территории ). Напомним, что в данной модели внутренний наблюдатель является аналогом классического прибора, а внешняя территория отождествлена с четырьмя нижними слоями – классической областью внутренней территории .
Воздействие знака , изменяя внутреннее состояние человека, порождает новое поведение спонтанного «Я» , а также новые мысли и действия. Эти изменения – новые мысли и действия – могут осознаваться и регистрироваться внутренним наблюдателем.