Другие виды медитативного движения. Танец как медитация
Некоторые задачи включают составные части, каждая из которых представляет собой проблему. Например, это может быть задача, решаемая в несколько этапов, на каждом из которых возникает проблемное состояние . Иногда эти этапы должны выполняться одновременно. Тогда необходимо сделать серию трансформаций.
Это возможно в одной сессии медитативного движения. Двигаясь по местности, следует варьировать положение центра движения, меняя стиль движения (использовать вышеприведенную технику). На разных участках будут возникать разные типы движения: с разной скоростью, разным положением центра медитативного движения и в разных слоях; при этом создаются разные «состояния силы». Каждое из этих «состояний силы», а также и стиль движения на соответствующем участке, выбираются таким образом, чтобы решался определенный этап задачи (т. е. происходила трансформация одного из проблемных состояний ).
Некоторые проблемные состояния удобнее трансформировать с помощью медитативной йоги. Разные асаны могут иметь разную длительность – от нескольких секунд до нескольких минут. Со стороны такое движение будет напоминать ритуальное действие; тот, кто хорошо владеет техниками медитативного движения и медитативной йоги, может превратить это в поток плавно перетекающих друг в друга телесных поз с элементами других движений.
В каждое мгновение такой медитации создается новое состояние . Оно возникает в процессе трансформации предыдущего (проблемного ) состояния . Во внутреннем пространстве мы получаем поток состояний. Постепенно эволюционируя, они переходят в особое новое «состояние силы», в котором проблема становится легко разрешимой.
Такую последовательность движений и внутренних действий можно превратить в танец, спонтанно следуя за эволюцией ощущения проблемы и перераспределениями ощущений в пространстве внутренней территории, т. е. за движением энергии. Положение центра медитативного движения совпадает с положением ощущения проблемы в каждый момент этого процесса.
* * *
Медитативный танец можно рассматривать как спонтанное медитативное движение, инициируемое потоком переживания проблемы. С одной стороны, переживание проблемы проходит серию трансформаций в процессе медитативного движения. С другой стороны, каждый фрагмент медитативного движения (и положение его центра) задается ощущением переживания проблемы. Таким образом, процессы эволюции внутреннего состояния (переживания проблемы) и медитативного движения происходят синхронно, воздействуя друг на друга. Это можно выразить следующей схемой:
Рис. 33. Взаимное воздействие медитативного движения и переживания проблемы. Каждый фрагмент медитативного движения воздействует на внутреннее состояние и ведет к его трансформации, снижая ощущение проблемы (верхняя стрелка). Новое ощущение формирует новый фрагмент медитативного движения (нижняя стрелка). Такая последовательность действий – только способ описания. В действительности оба процесса – медитативное движение и эволюция внутреннего состояния – происходят синхронно.
Другими словами, медитативный танец можно рассматривать как следование за энергетическим потоком, который эволюционирует под воздействием двух сил: с одной стороны он является потоком переживания проблемы и направляется эмоциональными состояниями, с другой стороны он же является потоком состояний, создаваемых движением.
Переводя проблему на язык медитативного танца, мы выполняем синхронную медитацию, захватывающую несколько слоев – телесного и более тонких. В такой медитации одновременно решаются как проблемы уровня тела, так и проблемы тонких уровней. В результате сложная проблема может оказаться решенной, даже если человек не осознает ее истоков.
Еще более сильную медитацию можно получить, добавляя к медитативному танцу медитативный звук (техники 47 и 49). В духовных традициях такие техники представлены в виде ритуальных форм; танец и пение понимаются как духовные практики.