Общее представление об учебных проектах
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации разработаны для общеобразовательных учебных дисциплин специальностей первого курса. Методические рекомендации составлены в соответствии c требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) и Положением об индивидуальном проекте обучающихся бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий лесомеханичесский техникум им. В.П. Чкалова».
Индивидуальный проект является объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения ФГОС среднего (полного) общего образования, поэтому в данных методических рекомендациях предложены различные варианты форм реализации индивидуального учебного проекта, указаны типы проектов, представлены требования к проекту в целом, и к различным формам реализации проекта, предложены критерии оценки.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного предмета, в любой избранной области учебно-исследовательской, деятельности (познавательной, практической, социальной, художественно-творческой, иной).
Содержание
1. Общие сведения об учебных проектах………………………………….5
1.1. Основные понятия……………………………………………………….5
1.2. Основные требования к индивидуальному учебному проекту……….6
1.3. Классификация проектов………………………………………………...7
1.4. Этапы работы над проектом……………………………………………..9
1.5. Формы реализации результатов проектной деятельности…………......9
1.6. Оформление индивидуального учебного проекта…………………….10
1.7. Критерии оценки………………………………………………………...11
2. Формы реализации результатов индивидуального учебного проекта...12
2.1. Мультимедийный продукт……………………………………………. 12
2.1.1. Презентация………………………………………………………… 13
2.1.2.WEB – сайт…………………………………………………………….14
2.1.3. Видеофильм/Видеоклип …………………………………………….15
2.1.4. Программный продукт……………………………………………….16
2.2. Оформление учебного кабинета………………………………………..17
2.2.1. Стенд или плакат……………………………………………………..18
2.2.2.Стенгазета…………………………………………………………….19
2.2.3.Кроссворд……………………………………………………………..20
2.2.4.Модель, макет, муляж………………………………………………..21
2.2.5.Серия иллюстраций…………………………………………………..25
2.3.Учебное пособие………………………………………………………..26
2.3.1. Глоссарий…………………………………………………………… 27
2.3.2. Языковой словарь……………………………………………………28
2.3.3. Справочник…………………………………………………………..29
2.3.4. Внеклассное мероприятие…………………………………………...32
2.3.5. Классный час…………………………………………………………33
2.4. Реферат и исследовательская работа…………………………………..35
2.4.1. Реферат………………………………………………………………..35
2.4.2. Исследовательская работа…………………………………………...37
2.4.3. Исследовательская работа (постановка эксперимента)…………...39
2.5. Экскурсия и путеводитель………………………………………………41
2.5.1. Экскурсия……………………………………………………………..41
2.5.2. Путеводитель…………………………………………………………46
Приложение 1………………………………………………………………...47
Приложение 2………………………………………………………………...48
Приложение 3………………………………………………………………...49
Приложение 4………………………………………………………………...50
Приложение 5………………………………………………………………...51
Приложение 6………………………………………………………………...52
Приложение 7………………………………………………………………...53
Литература……………………………………………………………………54
Интернет – ресурсы………………………………………….........................55
Общее представление об учебных проектах
Основные понятия
Прежде чем приступить к обсуждению форм и видов учебных проектов, определим некоторые понятия.
Проект– совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта, это что-либо, что задумывается, планируется и реализуется.
Целью проекта, как правило, является создание чего-либо нового, не существующего в данный момент. В результате осуществления (реализации) проекта появляется новое изделие или продукт, производственная линия, технологический процесс.
Метод проектов- совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Проектный метод направлен на:
- Развитие критического мышления: аналитическое, ассоциативное, логическое, системное.
- Развитие творческого мышления: пространственное воображения,
самостоятельный перенос знаний, комбинаторные умения, прогностические умения.
- Умения работать с информацией: отбирать нужную, анализировать, систематизировать и обобщать, выявлять проблемы, выдвигать обоснованные гипотезы их решения, ставить эксперименты, статистически обрабатывать данные, генерировать идеи, владеть культурой коммуникации.
Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
1.2. Основные требования к индивидуальному учебному проекту
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя, и требования к учебному проекту – совершенно особые.
1. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы ( с определения продукта и формы презентации ). Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием сроков. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработал обучающийся для разрешения поставленной проблемы.
Классификация проектов
I. Социально (практико) – ориентированный проект | |
Описание проекта | Нацелен на решение социальных (практических) задач |
Цель проекта | Решение социальных (практических) задач |
Проектный продукт | Учебные пособия, макеты, модели, инструкции, памятки, рекомендации, тексты, мультимедийные продукты, видео-, фото-, аудио-материалы |
Тип деятельности учащегося | Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области |
II. Исследовательский проект | |
Описание проекта | По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. |
Цель проекта | Подтверждение или опровержение какой – либо гипотезы |
Проектный продукт | Результат исследования, оформленный установленным образом |
Тип деятельности учащегося | Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями |
III. Информационный проект | |
Описание проекта | Направлен на сбор информации о каком – либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманную структуру и возможности ее коррекции по ходу работы. |
Цель проекта | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении |
Проектный продукт | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу. Это может быть статья, публикация, интерьвью, анкетирование, генеалогическое дерево и т.д |
Тип деятельности учащегося | Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников, общение с людьми как источниками информации |
VI. Творческий проект | |
Описание проекта | Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и представлению результатов |
Цель проекта | Привлечение интереса, |
Проектный продукт | Литературное произведение, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, альманах, сказка, путеводитель, видеофильм, театрализация, игра , мероприятие, викторина, состязание, экскурсия и пр. |
Тип деятельности учащегося | Творческая деятельность. |
V. Конструкторский проект | |
Описание проекта | Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения |
Цель проекта | Создание разных конструкций и моделей из строительного материала деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного бросового материала. |
Проектный продукт | Модель, поделка и т.д |
Тип деятельности учащегося | Самостоятельная поисковая деятельность, носящая творческий характер |
Этапы работы над проектом
Этапы работы над индивидуальным проектом как обучающегося, так и преподавателя – руководителя, приведены в таблице.
Руководитель | Студент |
Первый этап - подготовительная работа | |
Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи | Осуществляет личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию, принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
Второй этап – организация деятельности | |
Планирует деятельность по решению задач проекта, определяет возможные формы представления результатов | Планирует свою работу, выбирает формы и способы представления предполагаемых результатов |
Третий этап – осуществление деятельности | |
Консультирует студента, ненавязчиво контролирует, дает новые знания, когда у обучающихся возникает в этом необходимость | Работает самостоятельно и во взаимодействии с руководителем и другими людьми, консультируется по необходимости, «добывает» недостающие сведения, готовит проект к сдаче преподавателю |
Четвертый этап – подведение итогов | |
Обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итого обучения, оценивает, пишет отзыв к проекту | Демонстрирует умение планировать и осуществлять свою работу, результаты своей деятельности, проводит рефлексию деятельности |
Оформление индивидуального учебного проекта
Помимо самого конечного продукта реализации проектной деятельности обучающегося, на него составляется паспорт. В паспорте могут быть указаны следующие данные:
1. Название проекта;
2. Автор проекта, руководитель проекта;
3. Учебная дисциплина, учебное заведение;
4. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, социально(практико)-ориентированный, конструкторский)
5. Цель проекта, задачи проекта (2-4 задачи)
6. Предполагаемые продукты проекта
7. Аннотация (актуальность проекта, значимость, личностная ориентация, кратко – содержание) (Приложение 1)
Можно предложить следующую структуру оформления проекта:
1. титульный лист (название учебного заведения, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта);
2. оглавление (перечень частей проекта);
3. краткая аннотация, при необходимости;
4. введение;
5. основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);
6. заключение;
7. список используемых источников и литературы;
8. приложение.
Эта структура оформления применима не для всех форм реализации индивидуального учебного проекта. (Приложение 2)
Мультимедийный продукт
Мультимедийный проект - это современный компьютерный продукт, объединяющий текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Мультимедийные технологии не только способствуют совершенствованию образовательного процесса, помогая непосредственно преподавателю в лекционной деятельности, обеспечивая работу с текстом, речью, звуком, неподвижным изображением и движущимся видео. Мультимедийный проект, как форма самостоятельной работы обучающихся над той или иной темой, стимулирует к творческому осмыслению полученной информации, к освоению новых задач. Работая с иллюстрациями, звуком, видео, графикой, обучающиеся учатся грамотно компоновать, монтировать элементы проекта, и, если требуется, знакомятся с основами сценарного дела, драматургии, формообразования и т.д. Преподаватель при этом выступает в роли консультанта, руководителя проекта.
Для успешной реализации проекта, необходимо обратить внимание на выбор темы и на цели, которые решаются учащимися самостоятельно. Если тема проекта интересна и в дальнейшем разработанный проект будет использован на занятиях, т.е. найдет свое практическое применении, то студенты будут работать над проектом с большей отдачей.
Разработку мультимедийного проекта можно разбить на следующие этапы:
1. Планирование работы над проектом: выбор темы проекта, уточнение задач и конечной цели.
2. Проведение поисково-исследовательской работы по данной теме и ее обобщение.
3. Разработка сценария.
4. Подготовка материала и его оформление.
5. Выполнение проекта.
6. Защита проекта.
Рассмотрим подробнее некоторые из форм реализации проектов
Презентация
Чаще всего презентация выполняется с помощью пакета Microsoft Power Point, либо аналогичного пакета в других программных средах. Виды презентаций:
1) рекламные презентации, они должны привлекать внимание, объём содержащейся в презентации информации небольшой, широко применяют различные мультимедийные эффекты, показ, как правило, автоматический. Главная задача этого вида презентации – завладеть вниманием аудитории;
2) обучающие презентации, которые просматриваются индивидуально за компьютером, объём информации может быть большой, должна быть возможность выборочного просмотра, необходимо использовать управление навигацией (управляющие кнопки, гиперссылки), анимация по необходимости. Основное требование к таким презентациям – удобная навигация и доступность по содержанию;
3) демонстрационные презентации, сопровождающие публичное выступление (доклад, объяснение на уроке), такие презентации небольшие по объёму, текстовая информация оформляется чаще всего в виде списка или небольшого тезиса, уместны мультимедийные эффекты, часто используются слайды с диаграммами, графиками и схемами, просмотр последовательный, управляемый докладчиком. Основное требование – отражение самой главной информации и удобство просмотра с большого расстояния.
Проект – презентация должен содержать НЕ БОЛЕЕ 15-20 слайдов, включая слайд-заголовок и слайд-заключение. В заголовке или заключении презентации должна быть размещена информация об авторе и руководителе проекта, желателен слайд-содержание.
Содержание презентации должно соответствовать заявленной теме, материал должен быть изложен логично, последовательно, язык изложения должен быть понятен аудитории. В презентации необходимо использовать различные виды слайдов.
Требования к оформлению:
· гармоничность цветовой гаммы (цвет фона и шрифта),
· единый стиль слайдов,
· наглядность шрифта (размер, различение линий),
· размещение и комплектование объектов,
· использование и уместность анимационных эффектов,
· удобство навигации и временных параметров.
WEB- сайт
Сайты целесообразно создавать для установления связи студентов друг с другом, преподавателями и учащимися других учебных заведений. Сайты служат одновременно и средством поиска партнеров для осуществления задач проекта, и информационными ресурсами для других студентов. Веб-сайты используются для демонстрации процесса обучения, для опубликования результатов анкетных опросов, для подачи студенческих работ, освещение результатов проекта и т.д. Необходимо определить на какую аудиторию рассчитан веб-сайт и создать удобный и интересный формат, обратить внимание на согласованность элементов дизайна.
Разрабатывая сайт, нужно планировать его размер не более четырех страницы, поскольку их вполне хватит для овладения начальными знаниями и умениями по созданию учебных сайтов, с одной стороны и отображения результатов самостоятельного исследования студентов, - с другой.
Работа оценивается по следующим группам критериев:
· дизайн и привлекательность:
- стиль оформления (наличие логотипа, заголовков страниц, разумная длина абзацев и т.д.),
- навигация (удобство навигационной схемы, работающие ссылки, наличие информации об авторе с адресом электронной почты, явно прописанные электронные адреса и ссылки)
- геометрия страниц (выравнивание, уместность прокрутки, постоянные элементы страниц (заголовки, меню, логотип и т. п.) должны держать своё место на экране при переходах со страницы на страницу);
цвета (удачная палитра, оптимальное число цветов)
· HTML-программирование:
- стиль кодирования (лесенка в теговом каркасе; строки менее 80 символов)
- ошибки: нарушение вложенности тегов, отсутствие обязательных закрывающих тегов, неверные названия тегов, атрибутов и их значений;
- некачественное кодирование: отсутствие тега TITLE; отсутствие одного из атрибутов bgcolor, text, link, alink, vlink в теге BODY; тег Hn используется не для выделения заголовков;
· структурирование материала:
- структура содержания (удачная структура сайта, содержание должно соответствовать теме сайта и раскрывать ее, наличие раздела ссылки);
- качество изложения (уместный стиль изложения, удачные заготовки (сайта, страниц, разделов), отсутствие многословных описаний, которые можно сократить без потерь для содержания);
- авторские права (заимствованный текстовый материал – только с ссылками на автора);
· грамматика (точки в коротких заголовках (а длинных заголовков быть не должно); ошибки, связанные с расстановкой пробелов; дефис вместо тире, дюймы вместо кавычек, буква N вместо знака номера; неверное употребление (кодирование) спецсимволов; и т д.);
Видеофильм/Видеоклип
Видеофильм/видеоклип может быть обучающим, документальным и иллюстративным. Продолжительность видео – не более 10 минут. Видеофильм/видеоклип должен иметь сценарий (содержание), соответствующее теме проекта.
При оценивании фильма учитывается:
· Соответствие сюжета видеофильма выбранной теме ;
· Оригинальность идеи и ее воплощения;
· Возможность практического применения фильма в учебном процессе;
· Информационная насыщенность, отсутствие затянутых статичных кадров, которые можно сократить без потерь для содержания ;
· Научность работы, отсутствие ошибок по предмету ;
· Эстетичность оформления, соответствие цветового решения теме работы;
· Использование графики, анимации, ее уместность и соответствие содержанию работы;
· Соблюдение авторского права;
· Использование звукового сопровождения.
Техническая оценка исполнения проекта:
· Первый кадр фильма является представлением работы;
· Начало и/или конец демонстрации предваряются/заканчиваются титрами. В титрах должны быть указаны автор проекта, руководитель, источники информации (или источники информации приложены к аннотации проекта);
· Соблюдение авторских прав: для рисунков/видео указано авторство (если они не собственность автора работы) ;
· Форматы сохранения файлов должны позволять воспроизводить их стандартными средствами Windows. Если для воспроизведения файла требуются специальные кодаки или программы, их необходимо установить совместно с системным администратором;
· Видео просматривается ;
· Аудио проигрывается;
· Единый стиль видео переходов для однотипных элементов фильма, изменение стиля используется обоснованно;
· Текстовая и графическая информация не имеет наложений;
· Звук воспроизводится на протяжении всего фильма либо уместно обрезан;
· Время воспроизведения кадров правильно подобрано (нет слишком коротких и слишком "затянутых")
Программный продукт
Программный продукт (компьютерная программа) может быть представлен (разработан) с использованием любых языков программирования. Проект должен иметь возможность просмотра без установки специальных программ и под управлением различных операционных систем. В аннотации проекта необходимо указать цель разработки программы, область ее применения, есть ли аналоги и т.д.
При оценивании программы учитывается:
· количество функций программы,
· корректность работы программы,
· простота освоения,
· удобство использования,
· защищённость от неправильного ввода данных,
· актуальность (возможность использования в учебных целях, для упрощения расчетов и т.д.)
· оригинальность (в том числе отсутствие аналогов).
Оформление учебного кабинета
Одной из форм продуктов проектной деятельности является оформление кабинета. Сначала рассмотрим общие требования к оформлению кабинета.
Общие требования к оформлению учебного кабинета:
2. Оформление учебного кабинета должно быть осуществлено в едином стиле с учетом эстетических принципов;
3. В оформлении учебного кабинета должна присутствовать оптимальность организации пространства кабинета: места педагога и ученических мест;
4. Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, плакатов, рекомендаций по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности.
При оформлении кабинета должны быть соблюдены следующие принципы:
1. Комплексность, которая предполагает одновременное решение органического сочетания инженерного, экономического и художественного конструирования;
2. Функциональность учебно-наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения;
3. Эстетическая и информационная выразительность, целесообразность предметных форм, гармоничность всего имеющегося в кабинете;
4. Единство формы и содержания.
Остановимся подробнее на различных формах, которые можно использовать, в качестве результата проектной деятельности, именно в оформлении кабинета.
Стенд или плакат
Плакат и стенд содержат в упрощенной и обобщенной форме сведения в различных областях знаний и других данных с необходимым иллюстративным материалом.
Требования по оформлению плакатов:
1. Плакатывыполняются на листах форматов А1 – А4, обязательны поля.
2. Плакатымогут быть одноцветными, а при необходимости - многокрасочными. Количество цветов на плакате не должно превышать шести, включая черный.
3. Плакатдолжен содержать: заголовок, изобразительную часть, условное цветовое обозначение, пояснительный текст (при необходимости).
Наименование плаката должно быть дано в виде заголовка в верхней части плаката. Заголовок должен быть кратким.
Изобразительная часть должна иметь данные, поясняющие содержание темы:
- для изделий - наружные виды и разрезы с показом конструктивного устройства и взаимодействия составных частей; схемы, таблицы, формулы, графики, диаграммы;
- для технологических процессов - условное или схематическое изображение оборудования в технологической последовательности.
Все входящие в схему изделия приборы, аппараты, механизмы необходимо показывать в виде условных изображений, регламентированных соответствующими стандартами. При изображении различных схем необходимо пояснять функции отдельных элементов схем. Характеристики параметров (напряжений, токов, давлений и др.) должны соответствовать номинальному рабочему режиму и выполняться в масштабных соотношениях. При раскрашивании составных частей изделий, функциональных связей на схемах необходимо давать пояснения условных цветовых обозначений элементов.
Пояснительный текст должен даваться на свободном поле плаката и содержать наименования изображенных составных частей изделия или пояснения обозначений, помещенных на схемах и т.п.
Требования к оформлению стендов:
1. Размеры текстовой части: шрифт Times New Roman, название работы, заголовки – заглавными буквами; основной текст – шрифт от 36; интервал 1,0-1,5, обязательны поля.
2. Цветовое решение: фон - белого цвета. Допускается обтягивание планшета различными материалами. Цвет шрифта основного цвета – черный. Схемы, рисунки и другие иллюстрированные материалы выполняются в цвете или на цветном фоне.
Стенгазета
Стенгазета - это газета, которая делается своими руками, для конкретных целей, в одном экземпляре и без жестких правил.
Рекомендации по созданию и оформлению стенгазет:
1. Стенгазета – это, по определению, газета большого формата.
Ватманский лист формата: от А0-А3, поля 1,5—2 сантиметра шириной.
2. Заголовок стенгазеты должен быть простым, четким и красивым и не отвлекать внимания от информации, размещенной в газете. Главное требование к заголовку - ясность его прочтения. Название газеты не должно сливаться с общим текстом. Здесь необходима пауза в 3—5 сантиметров. Под газетную «шапку» отводится, не больше 1/5 площади всей газеты. Заголовок можно разместить: над всем текстом, в несколько строк, либо в одну, по принципу лесенки, непосредственно внутри текста, с одного или другого бока от текста.
3. Содержание и оформление стенгазеты должно четко соответствовать заданной теме.
4. Центральное место в стенгазете отводиться заглавной статье по заданной теме с использованием интересного фактического материала. При размещении материалов на полосе нужно помнить об основных законах композиции: пропорции; зрительной иллюзии; равновесия; гармонии (связь, стройность, равномерность, равновесие частей в целом); закон цельности (невозможность воспринять изображение как сумму нескольких самостоятельных частей, что достигается через наличие общей оформительской идеи; связь и согласованность всех элементов, неповторимость каждого фрагмента композиции); закон контрастов (нацеленность на выразительность, привлечение внимания).
5. В стенгазете могут быть использованы рисунки, фотографии, короткие заметки, поздравления, шутки. Иллюстрации должны отвечать таким требованиям, как: документальность и неопровержимость, правдивость и точность, актуальность, выразительность, понятность и доступность. Низкое качество иллюстраций, сложность образа снижает эффективность воздействия.
6. Цвет в стенгазете так же важен. При помощи цвета можно выделить главное. Применяя различные цветовые сочетания и материалы, лучше раскрывается содержание работы.
7. Рамки в стенной газете используются: при выделении материала, сделать его заметным на полосе (яркие, насыщенные цвета рамки), при объединении ряда заметок, посвященных одной теме, одному вопросу, в качестве оформительского приема.
8. Немаловажно художественное оформление. Стенгазету должен отличать единый стиль, творческий подход, аккуратность. Она должна привлекать внимание. Особое внимание уделяется грамотности, соблюдению норм и правил русского литературного языка.
9. В правом нижнем углу указываются данные о редакционной коллегии.
Кроссворд
Составление кроссвордов– это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Основная дидактическая задача, которая решается в процессе самостоятельного составления кроссворда, состоит в формировании умения осознавать толкование термина, осмысливать его и адекватно применять в учебной деятельности. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.
Требования при оформлении кроссвордов:
1. Рисунок кроссворда должен быть четким, аккуратным;
2. Сетки кроссворда должны быть выполнены в 2х экземплярах: 1-й – с заполненными словами; 2-й – с цифрами позиции;
3. К каждому слову дается текстовое определение в описательной или вопросительной форме. Вопросы должны быть сформулированы четко и грамотно.
4. Ответы записываются отдельно и предназначены для проверки правильности решения кроссворда.
Требования при составлении кроссвордов:
1. Не допускается наличие незаполненных клеток в сетке кроссворда;
2. Не допускается случайные буквосочетания и пересечения;
3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже, единственного числа;
4. Не допускается аббревиатура и сокращения;
5. Не применять большое количество двухбуквенных и трехбуквенных слов;
6. Вопросы должны быть лаконичными, не должны нести избыточную информацию;
7. В определениях не должно быть однокоренных слов.
Обучающимся можно предложить следующую памятку. (Приложение 4)
Модель, макет, муляж
К моделям относят средства обучения, искусственно воспроизводящие изучаемые объекты и передающие их структуру, форму, пропорции, связи и отношения. Модели подразделяют на муляжи, собственно модели, макеты, рельефные модели, модели-аппликации. В моделях допускается условность в передаче свойств оригинала (объектов макро- и микромира): уменьшение или увеличение размера. По способу предъявления обучающимся модели делят на демонстрационные и раздаточные.
Общие требования:
1. Модели должны быть удобными и простыми в работе (использование, крепление, сборка и разборка), в упаковке и в хранении.
2. Модель должна иметь размеры, удобные для размещения на ученическом столе (раздаточная) и обеспечивающие видимость всех деталей строения со всех мест в учебном кабинете (демонстрационная).
3. В целях лучшей наглядности в моделях должны быть применены различные способы кодирования информации: формой, цветом, числами, буквами, надписями.
4. Цветовое решение должно соответствовать назначению модели. Рекомендуется использовать естественный цвет оригинала или общепринятые в науке цветовые коды. Окраска должна способствовать выделению информативных элементов.
5. К моделям следует прикладывать методическое руководство, которое должно содержать объяснительный текст с описанием строения, инструкцией по сборке и хранению, схемами монтажа и методические рекомендации по использованию (по желанию педагога).
Требования к муляжам:
К муляжам относят средства обучения, которые воспроизводят натуральные предметы с высокой степенью сходства и служат для изучения внешних свойств и признаков предмета.
1. При изготовлении муляжа размер, форма, соотношение частей, цвет, структура поверхности оригинала должны передаваться с максимальной точностью. Условность изображения не допускается.
2. В целях сохранности при хранении муляжи должны быть завернуты в папиросную бумагу и уложены на мягкий упаковочный материал в коробки из плотного картона с ложементами.
Требования к собственно моделям
1. Собственно модели должны объемно изображать предмет или его части в натуральную или измененную величину с сохранением основных особенностей изучаемого предмета. Допускается условность в передаче оригинала: уменьшение или увеличение размера, схематизация в передаче строения объекта, условность окраски. При этом рекомендуется использовать общепринятые в науке или специальные цветовые коды.
2. В зависимости от функционального назначения собственно модели могут быть динамичными (движущимися) и статичными, разборными и неразборными.
3. Форма собственно моделей должна быть приближена к оригиналу. Форма и размеры элементов разборной модели должны соответствовать размеру и хватке руки человека.
4. Составные части и элементы одной собственно модели должны быть выполнены в едином стиле. Разнообразие форм, деталей, использование множества разных фактур и материалов не допускается, т.к. нарушает стилевое единство.
5. Динамическая собственно модель должна иметь простую, надежную и долговечную конструкцию узлов, обеспечивающих их перемещение и крепление.
6. Цветовое решение собственно модели должно соответствовать цветовому решению аналогичных объектов и деталей в других средствах обучения, используемых при изучении одного и того же материала.
Требования к макетам:
Макеты являются объемными упрощенными изображениями сложных промышленных или природных комплексов.
1. Объекты комплекса на макете должны быть приведены в принятом масштабе и должны соответствовать оригиналу.
2. Окраска объектов макета должна быть приближена к оригиналу.
3. Формы деталей и объектов макета должны быть функционально выразительными, пропорциональными, обладать целостностью композиции, т.е. подчиненностью второстепенного главному и частей целому.
Виды макетов
· Макет-пособие – обучающий макет, иллюстрирующий определенные действия объектов;
· Инженерный макет– показывает особенности устройства конкретного сооружения или агрегата;
· Макет сувенир – оригинальный способ эффектного подарка.
Для определения на отдельных этапах работ возможных проектных решений используют поисковые макеты. В основном потребность в этом виде возникает на начальных этапах. Изготовление их производится в миниатюрном виде, поскольку важно, чтобы процесс происходил оперативно и упрощал всевозможные манипуляции.
Переход к сложному образу макетного изделия от простого, сопровождается сменой: структурной составляющей, материала. Затем производятся работы усложнения конструкций и максимального приближения его к реальности.
Представление об изделии в формате полноценного моделирования могут дать макеты демонстрационного вида. Они лучше в