Основные аспекты региональной инновационной политики
Региональная инновационная политика в России имеет значительные отличия, вызванные межрегиональной дифференциацией уровня социально–экономического состояния и качества жизни, человеческого капитала, инновационного и научно–технического потенциала, уровня развития инновационной инфраструктуры. Большая часть населения страны проживает в европейской части, площадь которой не превышает 25 % территории страны. Здесь сосредоточена основная часть научного потенциала и производится около 80 % промышленной продукции. Вместе с тем две трети объема добываемого энергетического сырья и минеральных ресурсов обеспечивают Сибирь и Дальний Восток. Региональное развитие определяется в основном уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к которым относятся:
1. крупнейшие агломерации с динамичным экономическим ростом, высоким притоком населения и концентрацией в них значительных финансовых и инновационных ресурсов;
2. крупные города – центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и высокотехнологичных производств обрабатывающих отраслей;
3. территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка, развитие которых менее устойчиво и зависит от конъюнктуры цен, но значительные бюджетные поступления позволяют развивать человеческий потенциал и инфраструктуру.
Значительный вклад в региональное развитие в перспективе будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста:
4. агломерации и индустриальные центры Поволжья, Южного и Среднего Урала, на территории которых развиваются научные и образовательные центры и сосредоточены достаточно мощные высоко– и среднетехнологичные отрасли, а также сырьевые и перерабатывающие производства. Эти регионы обладают одним из наиболее высоких нереализованных потенциалов инновационного развития;
5. города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики (Томск, Новосибирск, Омск, Красноярск и Иркутск), а также порты Севера и Дальнего Востока (Игарка, Дудинка, Советская Гавань, Находка, Комсомольск–на–Амуре, Хабаровск и Владивосток);
6. новые центры освоения и переработки природных ресурсов на Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в Нижнем Приангарье, Южно–Якутском территориально–производственном комплексе, а также проекты в Забайкальском крае.
Концепция долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации до 2020 г., принятая распоряжением Правительства РФ № 1662–р от 17.11.2008 г., что инновационный социально ориентированный тип экономического развития российских регионов должен предусматривает решение следующих основных задач:
1. модернизацию традиционных секторов экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), обеспечивающую опережающее увеличение объема продукции отраслей высокого передела;
2. превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, обеспечивающих повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 – 5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 – 1,8 раза;
3. формирование региональной экономики, основанной на знаниях и наукоемких технологиях;
4. развитие инновационной инфраструктуры регионов и создание условий для повышения конкурентоспособности их экономики;
5. создание условий для формирования в каждом регионе, с учетом его конкурентных преимуществ, центров опережающего экономического роста;
6. развитие научно–технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
7. формирование территориально–производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
8. создание территориально–производственных кластеров на слабо освоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий.
Сбалансированное инновационное развитие Российской Федерации должно быть ориентировано на реализацию потенциала развития каждого региона, обеспечение необходимых и достаточных ресурсов для инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности экономики регионов.
В настоящее время в регионах Российской Федерации происходит процесс активного формирования инновационных систем, заключающееся:
9. в выработке региональных форм регулирования инновационной деятельности. Формы регулирования часто воспроизводят «лучшие практики», имевшие место в отдельных регионах, и вписываются в макроэкономические условия и программы, предлагаемые Российской Федерацией;
10. развитии инфраструктуры инноваций;
формировании инновационной практики субъектов экономической деятельности.
В различных регионах взаимное влияние и согласованность указанных процессов имеет разное качество и интенсивность и определяется несколькими ключевыми факторами, одним из которых является региональная инновационная политика. Она выражается, в том числе, в регулировании инновационной деятельности на региональном уровне.
Основными документами, регулирующими вопросы инновационного развития на региональном уровне, являются:
1. региональные законы об инновационной деятельности;
2. региональные стратегии регионального социально–экономического развития (в части, определяющей развитие и использование инновационного потенциала);
3. региональные целевые программы развития инноваций;
4. положения о специализированных органах, ответственных за проведение региональной инновационной политики.
Важнейшими механизмами инновационной политики в регионах Российской Федерации являются:
5. нормативно–правовое регулирование научной и инновационной деятельности в регионе;
6. финансово–экономические механизмы реализации региональной инновационной политики;
7. формирование инфраструктуры инновационной системы субъекта Федерации;
8. развитие конкурентоспособного регионального рынка инноваций;
9. информационная и консультационная поддержка инновационной деятельности предприятий региона.
Финансово–экономический механизм региональной инновационной политики предусматривает как прямые формы поддержки инновационной деятельности (предоставление инвестиций в уставный капитал, субсидирование проектов по внедрению инновационных технологий и разработки промышленных инноваций, предоставление грантов из регионального бюджета), так и косвенную поддержку в виде законодательно закрепленной региональной системы льгот. Важным шагом в формировании законодательной базы для развития инновационной деятельности ряда регионов является разработка мер по созданию механизмов венчурного финансирования, в частности, региональных венчурных фондов. В некоторых региональных стратегиях (Ростовская, Оренбургская, Ульяновская, Челябинская области, Республика Татарстан) заявляется о необходимости введения налоговых льгот и бюджетной помощи инновационным предприятиям.
Вопросы для самоконтроля
1. Исходя из каких основных принципов осуществляется Государственная инновационная политика?
2. Почему административные и экономические методы государственной инновационной политики делятся па прямые и косвенные? Какие методы инновационной политики относятся к прямым?
3. Как, по Вашему мнению, связаны инновационная политика и политики реиндустриализации страны и импортозамещения? В чем суть последних?
4. Что такое «инновационная экономика»? Каковы ее основные черты?
5. Какие практические мероприятия осуществляет государство для поддержки и стимулирования инновационного развития экономики?
6. С какой целью государство формирует приоритеты в фундаментальных, прикладных научных исследованиях и разработках?
7. Какова структура государственного управления инновационной деятельностью на федеральном и региональном уровне?
8. В чем заключаются основные функции элементов структуры государственного управления инновационной деятельностью?
9. Какова правовая и экономическая роль защиты интеллектуальной собственности в инновационной деятельности?
10. В чем состоит суть и каковы основные отличия защиты авторского и патентного права?
11. Какова цель и в чем смысл налогового стимулирования научных исследований и инновационной деятельности?
12. Какие налоговые льготы применяются для инновационных предприятий?