Основные принципы региональной политики Европейского союза

1. концентрация деятельности структурных фондов на ограниченном количестве приоритетных целей;

2. партнерство, наиболее тесное сотрудничество между Комиссией Европейских Сообществ и органами управления на национальном, региональном и местном уровне в каждой стране, входящей в ЕС, начиная с подготовительной стадии и заканчивая реализацией тех или иных мер;

3. программирование, результатом которого являются многолетние программы развития;

4. аддитивность или принцип дополнительности, который означает, что помощь, поступающая из Сообщества, как правило, служит дополнением к усилиям стран-членов в решении региональных проблем, а не подменяет эти усилия;

5. субсидиарность или вспомогательность. Означает, что любой орган управления не предпринимает и не может осуществлять какие-либо действия, если поставленная задача может быть успешно решена на более низком уровне управления;

6. прозрачность региональной политики ЕС, ознакомление с ее основами и результатами широких слоев населения.


Роль субнациональных органов власти (штатов, графств, областей и т.п.) в разных странах в регулировании регионального развития.

Исторические, экономические, политические и иные факторы определяют место субнациональных органов власти в развитии региональных сообществ в каждой стране, границы и формы их участия в выработке и реализации государственной региональной политики.

В США органы власти штатов всегда играли большую роль в жизни американского государства, несмотря на отдельные периоды роста централизма, приносившие усиление позиций федеральной власти в периоды войн и крупных кризисов. Во время второй мировой войны отмечалось стремительное сосредоточение бюджетных средств на федеральном уровне. Однако в послевоенное время штаты снова стали набирать силу.

В субнациональных органах власти США занято около 82,3% от общего числа служащих, занятых в органах власти всех уровней. В то же время удельный вес бюджетных расходов штатов и местных органов в консолидированных государственных расходах составлял в образовании 94,4% (в том числе только местных – 69,5%), социальном обеспечении – 75,1 (17,3), здравоохранении – 78,6 (41,3), дорожном строительстве – 99,3 (39,1), на содержание полиции – 85,0 (72,3), исправительных учреждений – 94,2 (33,2), пожарной охраны – 100,0 (100,0), санитарной службы и канализации – 100,0 (96,6), на охрану окружающей среды – 21,5 (2,0), жилищное строительство и развитие городов – 52,5 (46,5), в расходах на управление – 77,8% (только местных – 47,5%). Эти цифры говорят о том, что в этих видах общественных услуг органы власти штатов и местные органы США играют основную роль.

Субнациональные органы власти играют важную роль в развитии других стран с рыночной ориентацией. Так, по образному выражению некоторых английских специалистов, местное самоуправление в Великобритании – это "большой бизнес". Примерно 30% государственных расходов Соединенного Королевства проходит через местные органы. Каждый десятый в экономически активном населении этой страны является служащим местной администрации. Органы власти на местах являются также крупными землевладельцами и держателями акций.

В большинстве развитых в экономическом и политическом отношении государств местные органы выполняют большой объем работ, который в процессе децентрализации постоянно увеличивается.

34. Основные группы управленческих функций местных органов управления

Понятие «органы местного управления» является собирательным. В него входят местные исполнительные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов. Все они призваны осуществлять исполнительную власть на территории области, района, города, поселка и сельсовета. Основные группы функций:

1. защитные, обеспечивающие охрану всех граждан от различных видов опасности (содержание полиции, пожарной охраны, ветеринарной службы, защита потребителей, лицензирование или регистрация, видов деятельности, несущих риск для экономического состояния, а также физического и морального здоровья граждан);

2. связанные с контролем и улучшением окружающей среды (содержание санитарно-эпидемиологической службы, сбор мусора и уборка территории, контроль за строительством и дизайном зданий и сооружений, строительство и ремонт местных наземных и подземных дорог, в некоторых странах развитие местного пассажирского транспорта, планировка населенных пунктов, содержание кладбищ, крематориев, общественных туалетов, свалок и т.п.);

3. персональные, прямо связанные с обеспечением условий для жизни отдельных граждан (услуги системы образования, здравоохранения, службы занятости, профориентации, подготовки и переподготовки граждан, муниципальное жилье и жилищное строительство, общественные работы, пособия и иные услуги социального обеспечения, работа с благотворительными организациями и т.д.);

4. рекреационные или обеспечивающие благоприятные условия для отдыха (содержание парков, скверов, библиотек, музеев, театров и т.д.;

5. коммерческие или платные услуги (стоянки для транспорта, рынки, скотобойни, ряд спортивных сооружений и т.п.).

Наши рекомендации