В реинжиниринге бизнес-процессов
Возникновение технологии реинжиниринга бизнес-процессов стало возможным, благодаря современным достижениям информационных технологий, которые связывают участников бизнес-процессов в единые технологические цепочки быстрее и надежнее по сравнению с традиционными организационными методами контроля и координации.
Характер изменения правил организации управления с использованием новейших информационных технологий представлен в таблице 3.
Таблица 3
Правила организации управления[1]
Прежнее правило | Информационная технология | Новое правило |
Информация может появляться в одно время в одном месте | Распределенные базы данных | Информация может появляться одновременно в тех местах, где она необходима |
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией бизнеса | Телекоммуникационные сети | Можно пользоваться преимуществами как централизации, так и децентрализации |
Необходимость офиса | Беспроводная связь и переносные компьютеры | Сотрудники могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся |
Необходимость личных встреч для решения всех вопросов | Интерактивный видеодоступ, телеконференции | Лучший, более эффективный контакт с потенциальным покупателем |
Сложную работу могут выполнять только эксперты | Экспертные системы | Работу эксперта может выполнять специалист по общим вопросам |
Все решения принимают менеджеры | Средства поддержки решений (доступ к базам и хранилищам данных, OLAP системы, средства моделирования и анализа данных) | Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника |
Чтобы получить информацию об объекте, необходимо знать, где он находится | Автоматическое штрихкодирование | Объекты сами информируют о своем местонахождении |
Планы работ пересматриваются и корректируются периодически | Высокопроизводительные компьютеры | Планы пересматриваются и корректируются оперативно, по мере необходимости |
Рассмотрим характерные особенности современных информационных технологий:
1. Автоматизированные рабочие места (АРМов) на основе применения персональных ЭВМ (рабочих станций) позволяют интегрировать различные функции работников. В результате изменяется характер труда работников предприятия, деятельность непосредственных исполнителей хозяйственных процессов становится информационной. Так, работник получает нормативную информацию из информационной системы, самостоятельно формирует информационные сообщения, все больше решений принимает самостоятельно, в большем объеме перерабатывает информацию.
2. Распределенные базы данных в локальных вычислительных сетях с использованием архитектуры «Клиент – сервер» дают возможность интегрировать функции различныхработников. Работники предприятия обмениваются между собой информацией черезинтегрированную базу данных, в которой все изменения отражаются в реальном масштабе времени и становятся доступными параллельно для всех заинтересованных участников бизнес-процесса.
3. Системы управления рабочими потоками (workflow) позволяют оперативно связывать операции исполнителей из различных подразделений внутри предприятия и программные приложения в сквозные бизнес-процессы, которые контролируются руководством предприятия как единым целым. Системы workflow создаются на основе использования специального программного обеспечения для организации коллективной (групповой – workgroup) работы в локальных вычислительных сетях. В эту систему входят средства электронного обмена сообщениями и маршрутизации, которые позволяют организовать непосредственный обмен результатами работы между участниками бизнес-процесса, мониторинг выполнения бизнес-процесса со стороны руководства предприятия, но также инициировать работу исполнителей по завершению выполнения автоматических процедур.
4. Глобальные вычислительные сети с использованием Internet/Intranet, стандартов электронного обмена данными (EDI – electronic data interchange) и компонентной технологии программных интерфейсов DCOM, CORBA. В результате достигается большая децентрализация управления в крупных корпорациях, объединение независимых предприятий, участвующих в общих бизнес-процессах, в консорциумы и виртуальные корпорации.