Монтаж элементов привода машин с настройкой валов
Центровкой валов называется операция по устранению смещений и перекосов осей сопрягаемых валов, в результате которой достигается их геометрическое совпадение. Центровка осей валов является завершающей и наиболее ответственной операцией при монтаже элементов привода машин.
Расцентровка осей валов определяется величиной радиальных зазоров, характеризующих параллельное смещение осей валов и величиной боковых зазоров, характеризующих перекос осей центрируемых валов.
Расцентровка валов на практике устраняется перемещением одной из машин в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В агрегатах с электродвигателем последний прицентровывается к выверенному и закрепленному на фундаменте редуктору, который принимается за базу.
Центровке осей валов предшествует предварительная выверка осей валов по полумуфтам с помощью линейки и установка нормального зазора между торцами полумуфт с помощью щупа (рис. 1).
Рисунок 1 – Центровка валов с помощью линейки и щупов
Цель работы – приобретение навыков центровки валов при монтаже элементов привода машин:
1. Ознакомление с различными методами центровки осей валов.
2. Изучение метода выполнения центровки валов по полумуфтам с помощью двух индикаторов. Определение радиальных и осевых зазоров.
3. Определение необходимых перемещений точек опоры привода в вертикальной и горизонтальной плоскостях по величине радиальных и осевых зазоров с использованием круговой диаграммы.
4. Проверка качества центровки валов по допускам на смещение и перекос осей валов и выдача рекомендаций о возможности эксплуатации центрируемого редуктора.
ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ
Схема лабораторной установки для центровки валов представлена на рисунке 2.
1, 13 – станины; 2 – подшипники; 3 – болты горизонтального смещения;
4 – болты крепления; 5 – болты вертикального смещения; 6 – корпус подшипника; 7 – вал, имитирующий входной вал редуктора;
8 – индикатор бокового биения полумуфты; 9 – индикатор радиального биения полумуфты; 10, 11 – полумуфты; 12 – вал, имитирующий вал ротора эл. двигателя.
Рисунок 2 – Схема лабораторной установки для центровки валов
Установка состоит из двух валов 7, имитирующего входной вал редуктора и 12, имитирующего вал ротора эл. двигателя, установленные на подшипниках 2 в корпусах 6 и смонтированных на станинах 1 и 13.
Валы условно “соединены” муфтой, состоящей из двух полумуфт 10 и 11.
На левой полумуфте 10 закреплены индикатор бокового биения 8 и индикатор радиального биения 9, измерительные штоки которых контактируют с боковой и радиальной поверхностями полумуфты 11.
В исходном положении “0°” подвижные шкалы обоих индикаторов устанавливаются на нулевые отметки а1 и в1 (рис. 1).
Для измерения осевых и радиальных зазоров оба вала одновременно поворачиваются от исходного положения 0° последовательно на 90°, 180° и 270°. При этом при помощи индикаторов замеряются осевые и радиальные зазоры в каждом из четырех положений (см. рисунок 1).
Для записи результатов замера используют круговую диаграмму. Замеры для определения перекоса и параллельного смещения осей следует проводить в четырех положениях при совместном повороте полумуфт на 90°.
После каждого поворота производят измерения и результаты наносят на круговую диаграмму. Перекос и параллельное смещение вычисляются в вертикальной и горизонтальной плоскостях сопоставлением диаметрально противоположных зазоров в положениях I-III и II-IV соответственно.