Итоговая практическая работа по программе «Лоскутки».
Цель: определить уровень освоения образовательной программы по показателю «Базовые знания».
Методика дает возможность выявить уровень владения основными понятиями шитья; определить умения детей в раскрое и выполнении лоскутного шитья и текстильной игрушки.
Пояснения: Методика проводится с детьми 8-12 лет, обучающимися в
творческом объединении I год. Количество участников исследования не должно превышать 12-15 человек.
Методика состоит из двух блоков заданий:
1. теоретического - определяет знания детей по предмету в форме теста;
2. практического – определяет полученные умения и навыки детей в форме
выполнения практических заданий: выполнение текстильного сувенира.
Длительность проведения: не более одного занятия (45 минут), проводится в конце учебного года.
Для реализации методики необходимо подготовить заранее для каждого
участника:
· лист бумаги формата А5, на котором с одной стороны бланк с тестом
(см. Приложение IV), с другой бланк для оценивания работ выставки;
· ручка, карандаш;
· крой для выполнения практического задания;
· схема выполнения практического задания;
· швейный набор для ручного шитья: нитки, иголки, кружева, ножницы,
булавки.
Для всей группы детей:
· бланк «Сводная таблица результатов» (см. Приложение III II);
· швейная машинка;
· стенд (доска) для размещения детских работ;
· листочки бумаги (2х2 см.) с цифрами от 1 до 12 для нумерации
выставочных работ;
· кружочки из бумаги: красного, желтого и зеленого цвета (по 15 шт.).
Порядок проведения:
При проведении теоретического блока методики участники располагаются за партами, на своих рабочих местах; при проведении практического блока ручные работы дети выполняют за столами, машинные – поочередно за швейной машинкой. Все необходимые материалы для проведения методики располагаются перед началом занятия на столах.
Теоретический блок: после инструкции педагога каждый ребенок
индивидуально читает вопросы и отвечает на них, фиксируя свои ответы на специальных листах - бланках. После того, как все дети закончили выполнение задания, педагог проводит работу над ошибками. Для этого просит ребят взять у соседа по столу (или свой) бланк с теоретическим заданием (тестом) и при помощи карандаша
зачеркнуть, зачитываемые педагогом, правильные ответы, затем посчитать и записать их количество на бланке соседа.
Практический блок: после инструкции педагога дети самостоятельно по схеме выполняют задание, по окончании которого готовую работу отдают педагогу. Педагог к каждой детской работе прикрепляет заранее подготовленную этикетку с цифрой, соответствующей порядковому номеру ребенка в сводной таблице (см.
Приложение III) – это делается для объективности оценивания работ - и, дождавшись завершения всеми детьми практического задания, оформляет выставку работ (на доске, столе или ширме), так, чтобы было видно всем ребятам. Дает время внимательно рассмотреть все работы (около 1 минуты). После этого просит детей взять специальный бланк (перевернуть лист с теоретическим заданием на другую
сторону) для оценивания работ и самостоятельно зафиксировать в нем свой взгляд, субъективное мнение о каждой работе экспозиции (см. Приложение IV). После проводится обсуждение каждой работы по схеме:
- Как вы оценили эту работу, в какой колонке поставили галочку (в первой,
второй, третьей)?
- Поднимите руку, кто так же оценил эту работу!
- Почему вы так посчитали? (выслушивает мнения, доказательства детей с идентичной и противоположной оценкой, дополнения к уже высказанному мнению и пр.) После совместного обсуждения к каждой оцененной работе педагог прикрепляет кружок определенного цвета, означающий качество выполненной работы (зеленый – работа пригодна для выставки, высокого уровня; желтый – работа требует незначительной доработки, выполнена на среднем уровне; красный – работа крайне не аккуратная, низкого качества). По окончании анализа результаты
обсуждения педагог фиксирует в специальном бланке (см. Приложение III), благодарит детей за честность, открытость, объективность, активность, вместе с ребятами поздравляет детей, чьи работы оказались лучшими.
Обработка результатов:
Теоретический блок - решение теста оценивается по 1 баллу за каждый
правильный ответ.
10 - 15 баллов - высокий уровень освоения знаний;
7 - 9 баллов – средний уровень;
6 и менее баллов – низкий уровень.
Практический блок – выполнение текстильного сувенира по схеме работы. Оценивается качество выполнения работы, а также творческий подход.
3 балла - высокий уровень: работа выполнена очень аккуратно и качественно: срезы обработаны ровно, нет торчащих ниток, узелков, машинные и/или ручные швы ровные. Работа достойна быть на выставке.
2 балла - средний уровень - работа выполнена не очень аккуратно: кое-где видны остатки ниток, узелков, наметочных стежков, немного неровные швы, края. Необходима доработка и корректировка работы, прежде чем она попадет на выставку.
1 балл - низкий уровень – работа выполнена не очень аккуратно: большинство швов кривые, заметны съезды со строчки, края обработаны плохо (торчат нитки, узелки, шов стягивает материал). Работа не пригодна для выставки.
После того, как получены результаты теоретического и практического блоков методики педагог определяет итоговый уровень освоения образовательной программы каждым ребенком за учебный год. Для этого в таблице (Приложение 11) находит ячейку, находящуюся на пересечении горизонтальных и вертикальных строк, соответствующих набранным баллам ребенком за теоретическое (вертикальные столбцы) и практическое задание (горизонтальные столбцы) – это и будет итоговой оценкой уровня освоения образовательной программы ребенком. При этом теоретическое задание определяет показатель «Знать и уметь различать основные
приемы шитья, практическое - показатель «Умения детей в пошиве основных видов лоскутного шитья и тряпичной куклы». Все данные заносит в сводную таблицу (Приложение III).
Приложение II
Таблица определения уровня знаний и умений.
Кол-во баллов за практ. задание | Количество баллов за теоретическое задание | ||||||||
1-2 | 3-4 | 8-9 | 12-15 | ||||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||||||
Н | Н | Н | Н | Н | С | С | С | С | |
Н | Н | Н | Н | С | С | С | В | В | |
Н | Н | Н | С | С | С | В | В | В |
Условные обозначения: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень
Приложение III
Сводная таблица
определения уровня освоения образовательной программы «Лоскутки»
по критерию «Базовые знания»
(методика «Просто о сложном»)
20__ -20__ учебный год
Ф.И. ребенка | Количество набранных баллов | Уровень знаний | |||||
за показатели | всего | ||||||
теория | практика | ||||||
·
Приложение IV
Фамилия Имя______________________
Тест «Просто о сложном»
I. Определи следующие швы:
1. .Контурный шов «вперед иголкой», | |
2. Соединительный шов «назад иголкой» | |
3. Потайной шов | |
4. Петельный шов |
II. Определи лицевую и изнаночную сторону ткани, состав ткани:
Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 | |
1. Лицевая | ||||
2. Изнаночная | ||||
3. Двусторонняя, | ||||
4. Хлопчатобумажная, | ||||
5. Синтетическая, | ||||
6. Шерстяная |
III. Укажи виды схем сборки в лоскутном шитье:
1. «Шахматка» | |
2. «Елочка | |
3. «Колодец» |
Приложение II
Бланк для оценивания практического задания
Инструкция: Уважаемый эксперт, оцени работы выставки и отметь галочкой свое мнение в соответствующей графе таблицы.
№ работы | Признаки работы (критерии оценки) | ||
Высокий уровеньРабота выполнена очень аккуратно и качественно: срезы обработаны ровно, нет торчащих ниток, узелков. Проявлено творчество в отделке. Работа достойна быть на выставке. 3 балла | Средний уровень Работа выполнена не очень аккуратно: кое-где видны остатки ниток, узелков. Проявлено творчество в отделке, но не аккуратно. Необходима доработка и исправление работы, прежде чем она попадет на выставку. 2 балла | Низкий уровеньРабота выполнена не очень аккуратно: большинство швов кривые, торчат нитки, узелки, материал стянут. Не проявлено творчество в отделке. Работа не пригодна для выставки. 1 балл | |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. | |||
13. | |||
14. | |||
15. |