Практическая работа студентов. После фронтального опроса и выявления исходного уровня знаний практическая работа студентов выполняется согласно индивидуальному заданию

После фронтального опроса и выявления исходного уровня знаний практическая работа студентов выполняется согласно индивидуальному заданию, предложенному преподавателем.

ЗАДАНИЕ № 1.Составить список фармакологических групп препаратов, требующих направленную доставку лекарств в очаг-мишень. Сделать подбор поколения и вида носителей лекарственного вещества и теоретически его обосновать.

ЗАДАНИЕ № 2.Составить список фармакологических групп препаратов, требующих регулируемое высвобождение лекарства в очаге-мишени. Сделать подбор видов носителей лекарственного вещества и теоретически его обосновать.

Методы обучения и преподавания:Контроль знаний (исходный уровень, степень закрепления материала), практическая работа, решение тестовых заданий, написание и защита протокол.

Рекомендуемая литература

основная:

на русском языке

1. Технология лекарственных форм. Учебник, 2-й том. Под ред. проф. Ивановой Л.А. М.: Медицина, 1991. – 544 с.

2. Муравьев И.А. Технология лекарств. М.: 1980, т 1. – 391 с.

3. Государственная фармакопея СССР. XI издание, вып. 2, МЗ СССР. М.: Медицина, 1989.

4. Чуешов В.И. и др. Промышленная технология лекарств. – Харьков. – 2002. – В 2-х томах: 1-й том 716 с., 2-й том 557 с.

5. Руководство к лабораторным занятиям по заводской технологии лекарств. (Под ред. Тенцовой А.И.) - М.: Медицина, 1986. – 271 с.

на казахском языке

1. Сағындықова Б.А. Дәрілердің өндірістік технологиясы. – Шымкент.– 2008. – 346 б.

2. Сағындықова Б.А. Дәрілердің өндірістік технологиясы. – Алматы.– 2011. – 346 б.

3. Сағындықова Б.А. Дәрілердің өндірістік технологиясы. – Шымкент.– 2002.–172 с.

4. Ділбарханов Р.Д., Сағындықова Б.А. – Дәрілердің өндірістік технологиясы. – Алматы.–

1998.–128 б.

дополнительная:

1. Лекционный материал.

2. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. – том 1 – Алматы. – Издательский дом: «Жибек жолы».– 2008.– 592 с.

3. Государственная Фармакопея Республики Казахстан.– том 2. – Алматы.– Издательский дом: «Жибек жолы».– 2009. – 792 с.

4. Торланова Б.О. Машины и автоматы для фасовки и упаковки лекарственных форм.– Шымкент.– 2003.– 166 с..

Контроль:

Контрольные вопросы:

9. Каковы основные направления в дальнейшем развитии технологии лекарственных форм?

10. Какие пероральные лекарственные формы с регулируемой скоростью высвобождения лекарственных веществ существует?

11. Что представляют собой спансулы?

12. Что такое иммобилизация и какие иммобилизованные препараты известны в настоящее время? С какими целями осуществляется иммобилизация препаратов?

13. Каков состав твердых дисперсных систем (ТДС)?

14. Что представляет собой пероральные терапевтические системы «ОРОС»? В чем заключаются особенности технологии их изготовления и применения? Каков принцип их действия?

15. Дайте характеристику трансдермальной терапевтической системы (ТДТС). Каковы принципы ее создания?

16. Дайте характеристику офтальмологической терапевтической системы «Ocusert». Каковы принципы ее создания?

17. Дайте характеристику имплантационной терапевтической системы. Каковы принципы ее создания?

18. Что такое направленная доставка лекарственных веществ?

19. Какова классификация существующих систем доставки лекарственных веществ?

20. Каково предназначение носителей 1-го поколения? Что к ним относится?

21. Дайте характеристику микрокапсулам и микросферам.

22. Что относится к носителям лекарственных веществ 2-го поколения? На каком уровне они действуют? Дайте характеристику нанокапсулам и наносферам.

23. Что такое липосомы? Какие их виды вы знаете? Каков механизм их действия? Каковы потенциальные возможности использования липосом?

24. Что относится к носителям лекарственных веществ 3-го поколения?

25. Каково использование и предназначение антител?

26. Что такое гликопротеиды? Какова их роль в доставке лекарственных веществ?

27. Каковы перспективы использования магнитоуправляемых систем?

28. Каковы основные направления научных изысканий в области создания новых рациональных лекарственных форм с направленной доставкой лекарств и регулируемым высвобождением из них препарата?

Тестовые задания

~ Для целенаправленной доставки ЛВ в орган-мишень используют лекарственные формы в виде …

@магнито-управляемых систем

@имплантационных таблеток

@желатиновых капсул

@внутривенных инфузионных растворов

@внутримышечных инъекций

~ Для целенаправленной доставки ЛВ в клетки органа-мишени используют …

@однослойные и многослойные липосомы

@мелкие гранулы

@каркасные таблетки

@инъекции в виде масляных растворов

@микрокристаллические порошки

~ В качестве вектора узнавания в лекарственных формах с носителями 3-го поколения для доставки ЛВ до пораженных клеток используют …

@антитела и гликопротеиды

@микрокапсулы и микросферы

@каркасные таблетки

@нанокапсулы и наносферы

@дражированные покрытия на таблетках

~В качестве вектора узнавания в лекарственных формах с носителями 2-го поколения для доставки ЛВ до пораженного участка органа-мишени используют …

@нанокапсулы, наносферы

@антитела и гликопротеиды

@микрокапсулы и микросферы

@каркасные таблетки

@дражированные покрытия на таблетках

~В магнитоуправляемых системах в качестве носителя ЛВ используют только мельчайшие частицы …

@железа

@никеля

@кобальта

@цинка

@меди

**************************************

Занятие № 5

Тема: Основные этапы разработки новых лекарственных средств и внедрения их в производство. Основные проблемы, решаемые при создании новых лекарств. Триада критериев оценки новых лекарственных средств. Внедрение дженериков в производство.

Цель:Освоить основные этапы разработки новых ЛВ и ЛС. Ознакомиться с проблемами и путями их решения при создании новых ЛС.

Задачи обучения

студент должен знать:

- общую классификация современных видов готовых лекарственных форм;

- основные направления совершенствования ЛС для пролонгирования их действия;

- основные направления совершенствования ЛС для обеспечения направленной доставки препаратов.

студент должен уметь:

- пользоваться научной, и методической и справочной литературой;

- правильно разрабатывать план научных изысканий при разработке новых биологически активных субстанций и новых ЛС.

Основные вопросы темы:

по базисным знаниям:

1. Латинская и казахская терминология по теме занятия.

2. Классификация лекарственных форм по типу дисперсных систем, по медицинскому назначению, пути введения.

3. Машины и аппараты, применяемые в производстве ГЛФ и экстракционных препаратов, их устройство и принцип работы.

4. Методы и методики оценки качества лекарств. Применяемые приборы.

по теме занятия:

1. Перспективы развития фармацевтической технологии

2. Основные проблемы, решаемые при создании новых лекарств:

а) повышение растворимости труднорастворимых ЛВ в воде и липидах;

создание ЛС с направленной доставкой ЛВ;

б) увеличение стабильности гомо­генных и гетерогенных лекарственных систем;

в) создание новых ЛС с регулируемым (пролонгированным или ускоренным) высвобождением препарата;

г) создание новых комбинированных ЛС;

д) внедрение в фармацевтическое производство дженериков.

3. Основные этапы разработки новых лекарственных препаратов

4. Первый этап - поиск перспективных биологически активных субстанций и соединений.

5. Основные направления поиска новых биологически активных субстанций и соединений.

6. Второй этап - доклиническое изучение биологической (специфической) активности обозначенных к дальнейшему исследованию веществ.

7. Третий этап - клинические испытания нового ЛВ.

8. Четвертый этап – масштабирование технологии получения нового препарата/ЛФ

9. Перечень документов, необходимых для внедрения новых препаратов в промышленное производство.

Наши рекомендации