По организации и проведению тематического урока
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По организации и проведению тематического урока
«РОССИЯ, УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ»
(1 сентября 2017 года)
в рамках научно-методического и организационно-технического сопровождения календаря образовательных событий
на 2017 – 2018 учебный год
Москва 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с разработкой проекта Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2035 года и необходимости формирования у молодых граждан Российской Федерации чувств патриотизма и любви к Родине, сопричастности к её историческому прошлому и будущему через вовлечение молодых граждан в активные процессы социально-экономического развития России представляется целесообразным проведение 1 сентября 2017 годав общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования Российской Федерации тематического урока
«Россия, устремленная в будущее».
Проведение тематического урока рекомендуется организовать с участием уважаемых в регионе общественных деятелей, известных политиков, ученых, изобретателей, рационализаторов, представителей производственных предприятий (новых, наукоемких производств, передовых технологий), с целью формирования у обучающихся интереса к освоению новых профессий будущего.
Итоги проведения занятий (лучшие работы, суждения, фотографии, видеосюжеты, рисунки) рекомендуется отразить на официальном сайте образовательной организации, а также представить на Всероссийском конкурсе «Россия 2035», проводимом с августа по декабрь 2017 года Советом Федерации Федерального Cобрания Российской Федерации, МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ России и АНО «Институт развития местных сообществ».
Для подготовки занятий рекомендуется использовать прилагаемый материал для занятий в 1 – 4, 5 – 7, 8 - 9 и 10 – 11 классах.
Цели проведения тематических занятий «Россия, устремленная в будущее»:
‒ формирование у молодых граждан Российской Федерации чувств патриотизма, любви к Родине, сопричастности к её истории и судьбе; обучающиеся должны осознавать свое место в современной России и её развитии, свои собственные возможности и возможности своих сверстников в построении собственной карьеры, создании семьи, формировании собственной экономической и социальной безопасности;
‒ формирование вариантов карьерных траекторий у учащихся в различных сферах развития государства;
‒ сбор предложений от учащихся образовательных организаций и учреждений в проект Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2035 года с учетом специфики российских территорий и взглядов молодых граждан на основные векторы будущего развития России.
При проведении тематических занятий решаются следующие задачи:
‒ образовательная задача – освоение нового, ранее не изучавшегося материала о перспективных направлениях развития России, развитии российской экономики, науки и технологий, новых производств, освоении новых российских территорий и поддержки экологии и окружающей среды;
‒ воспитательная задача – воспитание у учащихся гордости и уважения к Российской Федерации сегодня, её развитию, формирование чувства патриотизма, основанного на возможностях собственного участия в развитии России;
‒ развивающие задачи – заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы, подготовить предложения в Стратегию социально-экономического развития.
Рекомендуется подойти к проведению учебного занятия интегрированно:
‒ подключить к подготовке и проведению учебного занятия учителей истории, географии, биологии, обществознания, физики и химии, экономики;
‒ максимально использовать потенциал школьных библиотек (книги, иллюстрации, периодические издания и др.), официальных сайтов;
‒ использовать компьютерные ресурсы (технические средства: видеоряд, видеофильмы, слайды, музыкальное сопровождение и т.д.).
Темы, формы и методы проведения занятий должны соответствовать психологическим особенностям школьников разных возрастных групп. В методических рекомендациях предусмотрены модели для четырех возрастных групп школьников: 1 – 4 классы, 5 – 7 классы, 8 – 9 классы, 10 – 11 классы.
В содержание занятий необходимо включить изучение следующих тем:
‒ Основные направления и приоритеты современного социально-экономического развития Российской Федерации, её текущие и перспективные возможности в различных отраслях, в том числе, в экономике, развитии инноваций, импортозамещении, поддержке и стимулировании развития легкой промышленности, развития тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса, развития энергетики, освоения отдаленных российских территорий, сохранение природы и экологии, развитие атомных и космических технологий, высокоточных наук.
‒ Возможности для молодого человека через 3, 5 или 10 лет принять активное участие в социально-экономическом развитии России путем построения собственной карьеры в одной из сфер, описанных в настоящих рекомендациях.
Ожидаемый результат занятия: побудить учащихся активно участвовать в
процессах социально-экономического развития России, дополнительно изучить
достижения и перспективы России в одной из сфер и ориентироваться на построение собственной карьеры и создание семьи в Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В 1 – 4 КЛАССАХ
В рамках занятия для учащихся 1-4 классов основной темой должно стать изучение истории и потенциала космической отрасли, атомной энергетики, а также, новых, перспективных профессий связанных с развитием робототехники.
Для занятий с учащимися 1-4 классов предлагаются следующие формы:
– творческий конкурс (эссе, рисунки, стихотворения, творческие номера) по следующим возможным темам: «Мы - первые в космосе», «Ю.А.Гагарин - первый космонавт в мире»,
«Что мы знаем о Марсе», «Умный дом- как роботы помогут нам» и т.п.;
– беседы с учащимися на темы: «Дорога к звездам. От К.Э.Циолковского до С.П.Королёва»; «Путешествие к звездам»; «Мирный атом на службе у людей», "Робототехника- шаг в будущее" и др.
Примерный план занятия для 1 – 4 классов
Вид занятия: тематическое занятие, интегрированное.
Задачи:
- сформировать представление учащихся о космической отрасли России и её потенциале, о профессиях в отрасли, познакомить с профессиями будущего в сфере робототехники и атомной отрасли;
- сформировать представление обучающихся об инженерных профессиях, робототехнике и профессии «будушего» - космонавтики, атомной энергии;
- воспитать у учащихся понимание необходимости инженерных профессий в будущем;
- рассказать учащимся о проектах развития космонавтики, атомной отрасли, новых направлениях робототехники;
- рассказать учащимся об возможностях реализовать себя в инженерных профессиях, робототехнике и профессии «будушего» - космонавтики, атомной энергетике;
- побудить учащихся к выбору инженерных профессий, и профессий «будушего» - космонавтики, атомной энергетике, робототехнике.
Тип занятия: комбинированное.
Оборудование: персональный компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, мультимедийное оборудование, репродукции картин, художественные принадлежности для рисования.
Примерная технологическая карта урока
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный | Организация пространства класса для работы детей. Задача – настроить учащихся на работу, определить эмоциональное состояние детей перед изучением темы | Подготовка рабочего места | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию |
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний | Просмотр сайд-шоу и видеороликов о развитии инженерных профессий, робототехники и профессий «будушего» - космонавтики, атомной энергии. | Отвечают на вопрос учителя. Под руководством учителя формулируют цели и задачи занятия, намечают план работы | Организует диалог с учащимися, в ходе которого помогает сформулировать некоторые задачи занятия |
Этап усвоения новых знаний | Знакомство с перспективными инженерными профессиями, развитием робототехники, | Рассматривают фотографии, отвечают на вопросы учителя | Обращает внимание учащихся на особенности крымской природы, на особенный интерес художников |
освоения Космоса, развития научных технологий. | и поэтов к крымским пейзажам | ||
Обобщение и систематизация | Учитель предлагает выполнить творческое задание на тему, связанную с перспективными инженерными профессиями, развитием робототехники, освоения Космоса | Выполняют работу | При необходимости помогает учащимся |
Итог урока. Рефлексия | Учитель предлагает обучающимся продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность | Оформляют выставку творческих работ | Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения |
При проведении занятия учителя и обучающиеся не просто изучают географические, природные и экономические особенности регионов России, но и обсуждают перспективы развития данных регионов, а также возможности для жителей данных регионов.
Примерный план проведения тематического занятия для 5 – 7 классов
Вид занятия: тематическое занятие.
Цель: воспитание у учащихся чувств патриотизма через формирование представлений о развитии Российской Федерации, регионов Российской Федерации и возможностей для граждан в данных регионах.
Оборудование: персональный компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, мультимедийное оборудование.
Примерная технологическая карта занятия
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный | Организация пространства класса для работы учащихся. Задача – настроить учащихся на работу, определить эмоционально- волевое состояние учащихся перед изучением темы | Подготовка рабочего места | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию |
Этап подготовки обучающихся к активному | Просмотр слайдов с изображениями и информацией о | Отвечают на вопрос учителя. Под руководством | Организует диалог с учащимися |
усвоению знаний | регионах России, их сегодняшнем состоянии развития и перспективах развития | учителя учащиеся формулируют цели и задачи урока | |
Этап усвоения новых знаний | Изучение текущей ситуации в развитии регионов России, перспективных проектах регионального развития. Изучение ситуации в развитии региона проживания обучающихся, региона постоянного взаимодействия (соседних регионов). Обсуждение перспектив развития регионов в форме «мозгового штурма» и проведения короткой деловой игры в мини- группах | Обсуждают вместе с учителем развитие конкретного региона или группы регионов, а также перспективных проектов, которые сегодня есть в регионах России (проектов, которые могут помочь обучающимся во взрослой жизни: как пример – проект «Дальневосточный гектар»). В рамках мини- групп по заданию учителя обучающиеся коллективно в формате «мозгового штурма» обсуждают слабые и сильные стороны своего региона, его возможности и перспективы | Организует диалог с обучающимися. Дает обучающимся информацию для изучения и проработки. Обсуждает с обучающимися представленную информацию. Организует работу по мини-группам, определяет регионы России, по которым обучающиеся прорабатывают проблемные вопросы |
развития | |||
Обобщение и систематизация | Презентация результатов работы мини-групп | Обучающиеся презентуют результаты работы мини-групп, задают друг другу вопросы, отвечают на вопросы | Организует выступление групп, обмен мнениями, побуждает к высказыванию своей точки зрения |
Итог урока. Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Оценивают свою работу и общее впечатление от занятия | Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения |
Домашнее задание | Подготовка проектов для участия во Всероссийском конкурсе «Россия 2035» |
Игра по мини-группам представляет собой специальное задание, данное учащимся для проработки.
Учащиеся делятся по группам от 4 до 6 человек и получают в качестве задания проанализировать один из регионов Российской Федерации, который изучался до этого в рамках занятия, ответив на следующие вопросы:
- сильные стороны региона (его достижения, его положительные качества, его преимущества по сравнению с другими регионами России);
- перспективы и возможности для развития региона (каким может стать регион через 10 лет и что нужно для этого делать).
Примерная технологическая карта занятия
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный | Организация пространства класса для работы учащихся. Задача – настроить учащихся на работу, определить эмоционально- волевое состояние учащихся перед изучением темы | Подготовка рабочего места | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию |
Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний | Просмотр слайдов с изображениями и информацией о развитии науки и | Отвечают на вопрос учителя. Под руководством учителя учащиеся | Организует диалог с учащимися |
технологий в сфере космонавтики, атомной отрасли, информатики, нанотехнологий и др. | формулируют цели и задачи урока | ||
Этап усвоения новых знаний | Изучение текущей ситуации в развитии науки и технологий в Российской Федерации Изучение последних достижений России в развитии Космоса и атомной отрасли, нанотехнологий и достижений в сфере компьютерных технологий. Обсуждение перспективных направлений развития российской науки и технологий, а также направлений, наиболее перспективных для развития в форме деловой игры | Совместно с учителем изучают текущую ситуацию в развитии науки и технологий в Российской Федерации. Совместно с учителем изучают последние достижения Российской Федерации в современных научных отраслях. Совместно с учителем в форме деловой игры обсуждают перспективы развития той или иной отрасли российской науки | Организует диалог с обучающимися. Дает обучающимся информацию для изучения и проработки. Обсуждает с обучающимися представленную информацию. Организует работу в мини-группах в рамках деловой игры |
Обобщение и систематизация | Презентация результатов работы мини-групп | Обучающиеся презентуют результаты работы | Организует выступление групп, обмен мнениями, |
мини-групп, задают друг другу вопросы, отвечают на вопросы | побуждает к высказыванию своей точки зрения | ||
Итог урока. Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Оценивают свою работу и общее впечатление от занятия | Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения |
Домашнее задание | Подготовка проектов для участия во Всероссийском конкурсе «Россия 2035» в номинации «Учащиеся 8-9 классов» |
Игра в мини-группах будет представлять собой обсуждение наиболее перспективных отраслей развития российской науки.
По легенде игры, каждая из мини-групп будет представлять собой Министерство финансов Российской Федерации. Всего у каждого Министерства финансов будет 1 миллиард рублей на поддержку российской науки.
Задачей каждой мини-группы станет распределение данных денежных средств между различными отраслями российской науки, изученными на уроке или предложенными мини-группой самостоятельно.
В рамках распределения денежных средств каждая мини-группа должна показать, почему она распределяет денежный ресурс определенным образом и чем она руководствуется при этом распределении. Каждая из мини-групп должна обосновать, почему на ту или иную сферу российской науки необходимо больше денег, а на другую сферу – меньше денег.
По итогам подготовки должно пройти обсуждение результатов работы мини-групп с публичной защитой собственных предложений и ответов на вопросы.
Примерная технологическая карта конференции
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный | Организация пространства класса для работы «конференции». Задача – настроить учащихся на работу, определить эмоционально-волевое состояние учащихся перед началом конференции | Подготовка рабочего места | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию |
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний | Просмотр видеосюжетов и презентаций «Российская экономика. Достижения и прогресс» | Совместно с учителем смотрят презентации и видеосюжеты | Организует просмотр видеосюжетов и презентационных рядов |
Этап усвоения новых знаний | Обучающиеся предварительно готовят выступления на темы, предложенные в рамках проведения урока или на темы, не включенные в перечень проведения урока. Учащиеся выступают с сообщениями продолжительностью 3-5 минут на предложенные темы, | Работают в группах, выступают с сообщениями | Организует работу конференции, при необходимости помогает учащимся |
после чего вместе с одноклассниками обсудят прозвучавшие выступления | |||
Обобщение и систематизация | Обсуждение выступлений | Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, делают выводы | Организует дискуссию, обмен мнениями, побуждает к высказыванию своей точки зрения |
Итог урока. Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Оценивают свою работу и общее впечатление от занятия | Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения. Благодарит участников за активную работу |
Домашнее задание | Принять участие во Всероссийском конкурсе «Россия – 2035» |
Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер. Учитель может использовать их по своему усмотрению, учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, предмет и учебную программу, в рамках которой проводится занятие, метапредметные особенности.
Основным результатом проведениязанятий для обучающихся должно стать понимание, где и в какой сфере учащийся будет востребован через несколько лет, начав собственную профессиональную карьеру.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению тематического урока
«РОССИЯ, УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ»
(1 сентября 2017 года)
в рамках научно-методического и организационно-технического сопровождения календаря образовательных событий
на 2017 – 2018 учебный год
Москва 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с разработкой проекта Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2035 года и необходимости формирования у молодых граждан Российской Федерации чувств патриотизма и любви к Родине, сопричастности к её историческому прошлому и будущему через вовлечение молодых граждан в активные процессы социально-экономического развития России представляется целесообразным проведение 1 сентября 2017 годав общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования Российской Федерации тематического урока
«Россия, устремленная в будущее».
Проведение тематического урока рекомендуется организовать с участием уважаемых в регионе общественных деятелей, известных политиков, ученых, изобретателей, рационализаторов, представителей производственных предприятий (новых, наукоемких производств, передовых технологий), с целью формирования у обучающихся интереса к освоению новых профессий будущего.
Итоги проведения занятий (лучшие работы, суждения, фотографии, видеосюжеты, рисунки) рекомендуется отразить на официальном сайте образовательной организации, а также представить на Всероссийском конкурсе «Россия 2035», проводимом с августа по декабрь 2017 года Советом Федерации Федерального Cобрания Российской Федерации, МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ России и АНО «Институт развития местных сообществ».
Для подготовки занятий рекомендуется использовать прилагаемый материал для занятий в 1 – 4, 5 – 7, 8 - 9 и 10 – 11 классах.
Цели проведения тематических занятий «Россия, устремленная в будущее»:
‒ формирование у молодых граждан Российской Федерации чувств патриотизма, любви к Родине, сопричастности к её истории и судьбе; обучающиеся должны осознавать свое место в современной России и её развитии, свои собственные возможности и возможности своих сверстников в построении собственной карьеры, создании семьи, формировании собственной экономической и социальной безопасности;
‒ формирование вариантов карьерных траекторий у учащихся в различных сферах развития государства;
‒ сбор предложений от учащихся образовательных организаций и учреждений в проект Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2035 года с учетом специфики российских территорий и взглядов молодых граждан на основные векторы будущего развития России.
При проведении тематических занятий решаются следующие задачи:
‒ образовательная задача – освоение нового, ранее не изучавшегося материала о перспективных направлениях развития России, развитии российской экономики, науки и технологий, новых производств, освоении новых российских территорий и поддержки экологии и окружающей среды;
‒ воспитательная задача – воспитание у учащихся гордости и уважения к Российской Федерации сегодня, её развитию, формирование чувства патриотизма, основанного на возможностях собственного участия в развитии России;
‒ развивающие задачи – заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы, подготовить предложения в Стратегию социально-экономического развития.
Рекомендуется подойти к проведению учебного занятия интегрированно:
‒ подключить к подготовке и проведению учебного занятия учителей истории, географии, биологии, обществознания, физики и химии, экономики;
‒ максимально использовать потенциал школьных библиотек (книги, иллюстрации, периодические издания и др.), официальных сайтов;
‒ использовать компьютерные ресурсы (технические средства: видеоряд, видеофильмы, слайды, музыкальное сопровождение и т.д.).
Темы, формы и методы проведения занятий должны соответствовать психологическим особенностям школьников разных возрастных групп. В методических рекомендациях предусмотрены модели для четырех возрастных групп школьников: 1 – 4 классы, 5 – 7 классы, 8 – 9 классы, 10 – 11 классы.
В содержание занятий необходимо включить изучение следующих тем:
‒ Основные направления и приоритеты современного социально-экономического развития Российской Федерации, её текущие и перспективные возможности в различных отраслях, в том числе, в экономике, развитии инноваций, импортозамещении, поддержке и стимулировании развития легкой промышленности, развития тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса, развития энергетики, освоения отдаленных российских территорий, сохранение природы и экологии, развитие атомных и космических технологий, высокоточных наук.
‒ Возможности для молодого человека через 3, 5 или 10 лет принять активное участие в социально-экономическом развитии России путем построения собственной карьеры в одной из сфер, описанных в настоящих рекомендациях.
Ожидаемый результат занятия: побудить учащихся активно участвовать в
процессах социально-экономического развития России, дополнительно изучить
достижения и перспективы России в одной из сфер и ориентироваться на построение собственной карьеры и создание семьи в Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В 1 – 4 КЛАССАХ
В рамках занятия для учащихся 1-4 классов основной темой должно стать изучение истории и потенциала космической отрасли, атомной энергетики, а также, новых, перспективных профессий связанных с развитием робототехники.
Для занятий с учащимися 1-4 классов предлагаются следующие формы:
– творческий конкурс (эссе, рисунки, стихотворения, творческие номера) по следующим возможным темам: «Мы - первые в космосе», «Ю.А.Гагарин - первый космонавт в мире»,
«Что мы знаем о Марсе», «Умный дом- как роботы помогут нам» и т.п.;
– беседы с учащимися на темы: «Дорога к звездам. От К.Э.Циолковского до С.П.Королёва»; «Путешествие к звездам»; «Мирный атом на службе у людей», "Робототехника- шаг в будущее" и др.
Примерный план занятия для 1 – 4 классов
Вид занятия: тематическое занятие, интегрированное.
Задачи:
- сформировать представление учащихся о космической отрасли России и её потенциале, о профессиях в отрасли, познакомить с профессиями будущего в сфере робототехники и атомной отрасли;
- сформировать представление обучающихся об инженерных профессиях, робототехнике и профессии «будушего» - космонавтики, атомной энергии;
- воспитать у учащихся понимание необходимости инженерных профессий в будущем;
- рассказать учащимся о проектах развития космонавтики, атомной отрасли, новых направлениях робототехники;
- рассказать учащимся об возможностях реализовать себя в инженерных профессиях, робототехнике и профессии «будушего» - космонавтики, атомной энергетике;
- побудить учащихся к выбору инженерных профессий, и профессий «будушего» - космонавтики, атомной энергетике, робототехнике.
Тип занятия: комбинированное.
Оборудование: персональный компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, мультимедийное оборудование, репродукции картин, художественные принадлежности для рисования.
Примерная технологическая карта урока
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный | Организация пространства класса для работы детей. Задача – настроить учащихся на работу, определить эмоциональное состояние детей перед изучением темы | Подготовка рабочего места | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию |
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний | Просмотр сайд-шоу и видеороликов о развитии инженерных профессий, робототехники и профессий «будушего» - космонавтики, атомной энергии. | Отвечают на вопрос учителя. Под руководством учителя формулируют цели и задачи занятия, намечают план работы | Организует диалог с учащимися, в ходе которого помогает сформулировать некоторые задачи занятия |
Этап усвоения новых знаний | Знакомство с перспективными инженерными профессиями, развитием робототехники, | Рассматривают фотографии, отвечают на вопросы учителя | Обращает внимание учащихся на особенности крымской природы, на особенный интерес художников |
освоения Космоса, развития научных технологий. | и поэтов к крымским пейзажам | ||
Обобщение и систематизация | Учитель предлагает выполнить творческое задание на тему, связанную с перспективными инженерными профессиями, развитием робототехники, освоения Космоса | Выполняют работу | При необходимости помогает учащимся |
Итог урока. Рефлексия | Учитель предлагает обучающимся продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность | Оформляют выставку творческих работ | Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения |