Организации тематического концерта

Итак, выбрана тема будущего концерта, и мы обращаемся к технологии разработки организации тематического концерта.

Организация – это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил, и процедур.

1 этап. Разработка замысла: уточнение темы, конкретизация ее аспектов и определение идеи, т.е основной мысли тематического концерта. Идея – сверхзадача (во имя чего). По Станиславскому всегда эмоциональна она проявляет гражданскую позицию сценариста и режиссера. Идейно – тематический замысел определяет направление отбора документального и художественного материала для сценического решения.

Постановщик создает организационно - творческую группу в которую входят сценарист, худ оформит, звуко… и т. д , руководители всех художественных коллективов и ведущие тематического концерта.

Постановщик выдает планы задания всем отделам творческой группы с указанием сроков исполнения. Сам же режиссер постановщик будет выполнять функции главного организатора и координатора процесса подготовки тематического концерта в соответствии с его замыслом.

Поскольку главным структурным компонентом концерта является номер, а в тематическом концерте (в отличие от сборного) все номера должны соответствовать теме (что является сегодня большой проблемой даже для ТВ эстрады) руководители худ. Коллективов готовят новые номера, или приглашают номера из других творческих коллективов. Реж. Постановщик осматривает номера и продумывает их композиционную организацию в концерте.

Следует отметить, что все вышеназванные автор определяют номер как отдельное, композиционное завершение, небольшое, законченное сценическое произведение любого жанра со своей завязкой, кульминацией, развязкой.

Каждый из таких концертных номеров должен оставлять у зрителя целостное впечатление. Таким образом, для концертного номера характерна законченность. Краткость и точность исполняемого номера обусловлены еще и тем, что каждый из из них как правило, рассчитан на мгновенную реакцию зрительного зала.

Вот например Клитин С.С. ( эстрада: проблемы теории, истории, методики) называет три основных принципа построения концертной программы: разнообразие, контрастность, неожиданность. Номера в тематическом концерте обеспечивают эмоционально – образную линию развития темы. А смысловую нагрузку, информационно – логическую линию развивают ведущие концерта. И это вторая отличительная особенность тематического концерта от других его разновидностей.

Также важную роль в тематическом концерте играет ведущий. Ведущий и ведет концерт, и вводит в него зрителей, и комментирует происходящее на сцене, и может вмешиваться в действие. Задачи ведущего как действующего лица – весьма широки. Но в любом случае его роль несет идейную нагрузку концерта. Именно Ведущий, более чем кто-либо другой, выражает идею концерта.

Ведущий и ведет тематический концерт, и вводит в него зрителей, и комментирует происходящее на сцене, и может вмешиваться в действие, именно Ведущий, более чем кто-либо другой, выражает идею концерта. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. В таком концерте номера подбираются в соответствии с заявленной в сценарии темой.

1. Рождение замысла, возникновение видения, режиссерского и сценариста, Шубин и студикина – написание сценария – должен быть зрелищным.

2. Режиссеры заказывают номера, если нет соответствующей данной теме. Отличие тематического от сборного выражается в том, что в тематическом постановщику не всегда хватает достаточного количества уже имеющихся номеров. Или данные номера не совсем относятся к теме концертного зрелища, в этом случае приходится специально выбирать и заранее готовить все номера по данной теме. В этом и заключается отличие.

Основные функции ведущего тематического концерта являются: информационная, репортерская и комментаторская, функция интервьюера. Сверхзадача ведущего – формирование активного личного и гражданского отношения к теме концерта и отдельным ее аспектам. В театрализованном концерте ведущие работают в образе по тематике концерта. Специфика работы ведущих в тем. Концерте является 3 ей его отличительной особенностью.

Одна из задач режиссера постановщика. Работа с ведущими над созданием текстов и их воспроизведением. В репетиционном процессе постановщик сводит художественные номера концерта с информационными эпизодами ведущих; пристраивает все части композиции от пролога до финала, добиваясь целостности концертного действа.

Совместно с художником – оформителем, звукорежиссером, всеми техническими службами создает необходимую сценическую атмосферу, включая в нее вторую составляющую – исполнителей, простаивает мизансцены и темпоритм программы.

В настоящее время особенно актуализировались потребности в ярких действенных средствах просветительской и воспитательной направлений социально – культурной деятельности. И мы считаем, что тематическая концертная программа является одним из таких эффективных средств. Следовательно, перед сценаристами и постановщиками стоит задача совершенствования тематических концертных программ.

И, как справедливо замечает Рубб, тема требует ещё выделения и разработки аспектов (если крупная). Каждое событие, каждая знаменательная дата имеет своё содержание, неповторимый образ, но само событие, например, годовщина Победы, неоднозначно. Здесь и история войны, и беды первых дней войны, и разгром немцев под Москвой, и Сталинградская битва, и фронт и тыл, и женщины на войне, и партизаны, и миллионы навернувшихся, наконец, победа со слезами на глазах. И разве можно вместить в одну программу 4 долгих года войны? Это означает, что в самом начале на этапе разработки замысла режиссеру необходимо выбрать среди множества аспектов этой большой чрезвычайно и значимой для нас темы, выбрать один два три аспекта, чтобы суметь их рассмотреть их глубоко, ярко, достойно.

Чаще всего посвящаются значимым праздникам, день работника культуры и т.д..

Каждый из таких концертных номеров должен оставлять у зрителя целостное впечатление. Таким образом, для концертного номера характерна законченность его драматургии, но поскольку отдельный номер продолжается всего несколько минут, его драматургия как правило построена напряженно и протекает весьма ограниченное сценическое время. На эстраде счет идет на секунды, полминуты, прошедшие неинтересно для зрителя, наносят эстрадному номеру. Концерту, непоправимый ущерб.

Краткость и точность исполняемого номера обусловлены ещё и тем, что каждый из них, как правило, рассчитан на мгновенную реакцию зрительного зала, иначе провал неизбежен.

Таким образом, на первоначальном этапе работы над тематическим концертом сценарист и режиссер (а часто одно лицо) отбирают корректируют дорабатывают концертные номера и следующий шаг (технологический) – это разработка композиции всего концерта. Композиция концерта – это связывание номеров в единое целое с целью полного раскрытия тем ы концерта. Всегда следует помнить, что полное художественное выражение приобретает в своеобразном соревновании номеров между собой. Кстати, слово концерт означает с латинского – состязаюсь. Композиция как известно строится по следующим законам:

Пролог – сразу завязка действия в концерте.

Развитие действие – динамичное, лот одного номера к другому

Кульминация как самая точка в развитии темы

Развязка и финал, в отличие о т театральной драматургии развязка, либо финал. Торжество идеи. Но тематический концерт невозможно представить без ведущего. И в технологии постановки тематического концерта большое место и в работе у режиссера большое место занимает в постановке работа режиссера с ведущим.

Тематические концерты отличаются от других не только наличие темы, но и тесно сливаемой информационно-логической и эмоционально-образной линией в едином сценарии. И вот как раз ведущий обеспечивает информационно-логическую линию тематического концерта. И тут пошёл на примере день чего, номера в соответствии с темой, композицией, монтаж.

Следующий этап – монтаж номеров, связок ведущего в тематическом концерте. Авторы РУББ, Богд Виногр, Жарков, рассматривают такие приёмы монтажных соединений как параллельный монтаж, контрастный монтаж, одновременность.

Последовательный – когда все номера выстроены в определенном логическом порядке, продолжая один другого. Чаще всего в основе такого расположения лежит временная или хронологическая последовательность. Например…

Параллельный – в нём действие происходит одновременно, дополняя и обогащая друг друга по принципу прямой параллели. Например, если позволяет площадка, то в двух её частях. ДЮЦ – выступают дети и их поддерживают параллельно коллективы радуга свой номер делают на втором плане хореографический, пластический. Или на одной площадке один коллектив. ФИЛАРМОНИЯ. И вокальный, и хореографический.

Контрастный – был драматический номер, чтение, а потом хотелось бы ?! День милиции. Если каждый имеет свою тему. Или наоборот Вальс школьный и война. И другой номер. Или… пробуждать зрителей. Лирическая песня, залихватская пляска.

Постановщик заботится от темпоритме, и здесь ведущие в первую очередь и композиция обеспечивают.

В отличие от сборного, в тематическом концерте блоки, а точнее, его эпизоды,создаются по принципу смысловых, в том или другом повороте раскрывающие тему и главную мысль концерта.

При этом каждый эпизод такого концерта имеет свой собственный сюжетный ход, свою завязку, развитие действия, кульминацию и раз­вязку. При этом, и это очень важно для театрализованного тематического концерта, все его эпизоды логически и художественно тесно связаны ме­жду собой общей темой концерта,его сюжетным ходом. Имея относи­тельную самостоятельность, они, по сути, являются частью целого.

Значит, продумывая содержание и построение каждого эпизода, режиссер (или сценарист) должен, во-первых, опреде­лить его тему так, чтобы она органически соотносилась с темой всего концерта; во-вторых, отобрать в эпизод те номера, которые в результате создадут и его внутреннюю драматургию и ее внешнее выражение.

Самый характерный пример создания сценария для тематичес­кого концерта — это предложение отметить специальной концерт­ной программой один из наших многочисленных профессиональных праздников: День шахтёра, День милиции, День студента.

Для разработки сценариев тематических концертов постановщику необходимо изучать соответствующие историче­ские документы, иногда переосмысливать те или иные факты, связан­ные с данной темой, внимательно относиться к возникающим ассоциа­циям.

А вот например тематический эстрадный концерт в современных условиях претерпел некоторые изменения, модицифицированная модель представлена следующей структурой.

Характерной особенностью большинства тематических концертных программ является то, что при создании сценария приходится предусматривать и отводить соответствующее место выступлению каких-то официальных лиц (чиновники из президентской администрации, то руководства города, депутаты различных уровней и т.д.). ОБЫЧНО В НАЧАЛЕ, реальные герои. Кто чествует, кто дарит подарки, а потом сам концерт.

Другая модель – когда включаются, походу концерта с поздравительными речами. На ТВ.

И вот любой тематический концерт, какова бы ни была степень его театрализации, требует, чтобы в его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема.

Практика учреждений страны показывает, что тематические концерты играли и играют важную роль в решении следующих основных задач:

1. Формирование основ научного мировоззрения и идейной убежденности человека.

2. Воспитание нравственных качеств личности.

3. Формирование эстетического отношения к действительности.

4. Воспитание общественной активности.

5. Стимулирование всестороннего развития личности.

Подготовка и проведение концерта

Подготовка и проведение концерта — это кропотливая и трудовая деятельность

Итак, любая деятельность должна иметь результат. Чтобы добиться результата необходимо:

– правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;

– определить, в какой логической последовательности действовать;

– какие формы, способы и приемы при этом использовать.

Все это составляет основу методики. Методика – это систематизированные знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата, это конструирование и организация(реализация) какой-либо деятельности.

Существуют различные уровни методики. При употреблении понятия «уровни методики» имеется в виду разномасштабность практической деятельности, точнее, различный масштаб видения процесса.

Уровень, когда рассматривается весь процесс в целом, соответствует общей методике;

А вот «общая методика – это программа действия в соответствующих условиях. Она включает в себя общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем её содержания, этапы её осуществления, примерный комплекс средств (форма организации их взаимосвязи).

Общая методика фактически описывает желаемое состояние той или иной системы». Она делится на несколько этапов. При это надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.

Первый этап подготовки концерта – этап планирования. Он включает в себя:

– Создание оргкомитета, куда должны войти люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры…);

– Создание организационно – постановочной группы, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор).

Постановку цели и прогнозирование результатов. Не следует забывать, что культурно – досуговая деятельность – педагогически организованная деятельность или, во всяком случае, должна быть таковой.

– Определение формы проведения программы, места и времени.

– Разработку подробного плана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто.

Второй этап подготовки концерта – этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа – это подробный перечень номеров концертной программы.

Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, – этап осуществления программы. После того, как программа составлена и утверждена, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:

– работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной);

– подготовку сценических площадок, их оформление;

– подбор и изготовление реквизита и костюмов;

– звуковое оформление – поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;

– работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);

– работу с рекламой.

После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Её успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; чёткой работы режиссера и помощников режиссера, радиста, осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.

После проведения концерта наступает четвёртый этап – этап подведения итогов и анализа результатов. Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. Во-первых, после окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Во-вторых, вернуть владельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, которые брали в аренду. В-третьих рассчитаться по кредитам, то есть произвести окончательный расчет с гостиницей, если в ней жили приглашенные из другого региона гости, с автотранспортным предприятием за предоставленный транспорт, оплатить работу звукорежиссера, режиссера, художника по свету и т.п., произвести другие оплаты.

Затем, наступает момент обсуждения и анализа проведенного концерта. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.

По итогам проведенной программы и её обсуждения, необходимо оформить методический материал, куда войдут:

– протоколы заседания оргкомитета;

– план подготовки и проведения программы;

– копия сметы расходов;

– программа концерта и монтажный лист к нему;

– эскизы оформления и костюмов;

– образцы рекламы;

– видеоматериал (фотографии, видеосъемки);

– отзывы средств массовой информации и зрителей;

– протоколы или иные документы с материалами обсуждения анализа проведенного мероприятия.

В самом общем виде технологическая цепочка выглядит следующим образом: целевая установка → задача→ форма→ методы→ средства→ результат.

Глава 2. Практическая часть

Обоснование выбора темы.

Современному времени требуется воспитанная культурная личность, обладающая устойчивой системой ценностных ориентаций. И это представляется чрезвычайно важным. Именно концерт является одним из таких значимых ценностей, который способствует культурному развитию и социализации личности, а главное место во всём действии отводится концертному номеру. На данный момент концертное творчеств очень востребовано. Ни один праздник не может обойтись без яркого и тематического концерта. Концертное творчество сложилось на основе лаконичных произведений и не сложного синтеза искусств. Концертные произведения всегда посвящаются какой-то одной проблеме, одному моменту жизни героя. Исполнителем здесь большой частью выступает одно лицо, или единый коллектив. Отображение действительности на концертной площадке производятся главным образом путем рассказа о процессах жизни. Произведения не только речевого, но и вокального жанра является рассказом о событиях, или о мыслях и чувствах человека. Для того, чтобы концерт обладал всеми присущими ему свойствами, работать над ним должен режиссёр. Он должен знать основные жанры эстрады, хорошо разбираться в них, научится построению номеров различных эстрадных жанров, должен уметь работать с музыкальным материалом, уметь анализировать музыкальную ткань произведений разных жанров.

Если после концерта у зрителя надолго в памяти откладываются яркие, восторженные впечатления, то можно сделать вывод, что вся постановочная группа, во главе с режиссером и сценаристом, трудилась не даром. А это означает то, что правильно был выстроен драматургический каркас концертного действия. А поскольку законы построения едины для всех разновидностей эстрадных и массовых представлений и зрелищ – драматургия концерта своеобразное и интересное явление в развитии современной культуры.

Идейно-тематический анализ.

Тема:Родина, русская народная песня, мать – корневые понятия нашей жизни

Идея: русская песня, прославляющая Родину и мать в песнях, всегда были и будут.

Конфликт - непонимание и неприятие молодежью русской народной песни

Сверхзадача: любите, пойте, и никогда не забывайте русские песни

Заявка проекта

Наши рекомендации