Содержательные аспекты тематического урока

Содержание «Урока наследия» может быть дифференцировано по различным ступеням общего образования.

1-4 классы

Ведущей идеей урока, проводимого в начальных классах, может стать уникальность Петербурга как территории, охраняемой ЮНЕСКО.

Очевидно, что любой город мира своеобразен. Есть уникальные города, притягивающие к себе внимание, например, своей древней историей или невероятной активностью современной жизни. Но среди всех знаменитых населенных пунктов Санкт-Петербург занимает совершенно особое место. В нем столько необычного, непривычного, порой необъяснимого, что в среде профессионалов самых различных областей науки и искусства возникло понятие «феномен Петербурга».

Уникальность Санкт-Петербурга обусловлена особенностями его рождения и последующей истории. Этот город создавался как своеобразный культурный проект императора Петра I. Город строился в противовес традиционным российским городам, на европейский манер. Здесь все было в новинку – новая планировка, архитектура, управление, традиции. Став столицей Российской империи, Санкт-Петербург кропотливо «вбирал» в себя все идеи и достижения, возникавшие в разные эпохи в разных уголках Европы и отчества.

В результате Санкт-Петербург стал одним из красивейших городов мира. Планировка города подчинена строгой пространственной композиции, где любому элементу отводится свое место. Многочисленные парки и сады, каналы, с перекинутыми через них мостами, прямые улицы тесно переплетены с красивейшими зданиями города и являют собой образец целостности и законченности архитектурного ансамбля. В первую очередь это можно сказать об историческом центре города и о дворцово-парковых комплексах пригородов.

В связи с этим рекомендуемая тема урока в начальной школе – «Удивительный Санкт-Петербург».

В рамках данного урока необходимо создать условия для переживания младшими школьниками чувства гордости за свой город. Для этого в центре внимания учащихся должны оказаться некоторые факты из жизни Петербурга, его особенности. Например, такие:

- Санкт-Петербург – самый северный город, имеющий более 1 млн. жителей;

- Санкт-Петербург – город, расположенный на «перекрестке» рек и моря;

- Санкт-Петербург – город на островах, «музей мостов»;

- Санкт-Петербург – молодой город, который брал и творчески перерабатывал созданное ранее иными народами и цивилизациями наследие;

- Санкт-Петербург – город архитектурных ансамблей;

- Санкт-Петербург – культурная столица России и Европы;

- Санкт-Петербург – бывшая столица России;

- Санкт-Петербург – город, в который ни разу не вступала нога врага;

- Санкт-Петербург – город, охраняемый ЮНЕСКО.

Проблемным вопросом урока, который будет систематизировать все содержание, может стать следующий вопрос: почему Санкт-Петербург включен в число объектов охраняемых человечеством? Что в нем есть такого, чего нет в других населенных пунктах России, Европы, мира?

5-9 классы

По данным психологов подростки в большей степени ориентированы на изучение не «мира вещей», как младшеклассники, а на освоение «мира людей». Поэтому в центр внимания учеников средней ступени школы могут быть поставлены социальные аспекты включения объектов всемирного наследия в охранный список. А именно проблема ответственности всего человечества за сохранение наследия как условия для дальнейшего развития стран и народов. Соответственно, тематический урок в 5-9-х классах может быть направлен на формирование у школьников представления о важности сохранения объектов культурного наследия Санкт-Петербурга для каждого горожанина.

Проблема занятия можно сформулировать следующим образом: «Сохранение культурного наследия: уважение к прошлому или условие для будущей жизни?». Основой для размышления учащихся станут объекты культурного наследия Санкт-Петербурга, существующие ныне или уже утраченные, а также истории, связанные с охраной и реставрацией петербургских памятников культуры.

В ходе обсуждения указанного проблемного вопроса целесообразно подвести учащихся к понятию «экология культуры» и обратить их внимание на три последствия, к которым приводит нарушение «баланса» в культуре.

Термин «экология» происходит от греческого оikos – дом, родина. До последнего времени он обозначал отрасль науки, исследующей отношения между людьми и окружающей их природой, естественным «домом» человечества. Но за время развития цивилизации человек построил себе еще один «дом»: он наполнил окружающий его мир смыслами, значениями, ценностями, традициями и назвал этот второй, сотворенный им дом – «культура». Так, человек стал единственным на планете живым существом, у которого два «дома» и две «родины» – породившая его природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей.

Уничтожение уникальных памятников истории и культуры приводит к нарушению «баланса» в культуре, что выражается в следующих аспектах:

· Сокращается запас наших знаний о прошлом, а, как известно, построение будущего не возможно без опоры на прошлое.

Д. С. Лихачев писал: «Запас памятников культуры, запас культурной среды крайне ограничен в мире и он истощается со все прогрессирующей скоростью»[3]. И если, писал Дмитрий Сергеевич, до известных пределов утраты в природе восстановимы: можно очистить загрязненные реки и моря, восстановить леса, поголовье животных, то с памятниками культуры дело обстоит совсем иначе: «Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно… И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя»[4].

· Нарушается целостность системы (экосистемы) культуры.

Культурная среда, «владеющая не только национальными культурными ценностями, но и ценностями, принадлежащими всему человечеству, – писал Д. С. Лихачев, – представляет собой концептосферу сохраняющую в себе все культуры прошлого и настоящего»[5]. Концептосфера, по мысли Д. С. Лихачева, предполагает не механическое слияние разнообразных культурных универсалий, а их нерасторжимое целое, в котором все элементы тесно взаимосвязаны и изъятие любого из них приводит к нарушению системы в целом.

Принятие этого положения означает, что любое – даже самое незначительное явление культуры обладает непреходящей ценностью и его исчезновение приводит к разрушению всей системы, искажению «портрета» культуры в целом. Так, исчезновение культуры целых народов, которые в силу их малочисленности и нашего небрежения пропадают с лица Земли, неизбежно приводит к обеднению культуры в целом, ее видоизменению. К нарушению системы также может привести снижение уровня исследований и разработок в любой отрасли человеческой деятельности, которое обязательно сопровождается общим упадком культуры. И, говоря сегодня о возрождении русской культуры, мы должны задуматься не только о возвращении традиций русской художественной школы, но и о сохранении и более интенсивном развитии естественно-научного направления российской науки.

Наконец, если мы уберем из современного пространства культуры, столь раздражающие многих из нас, явления молодежной субкультуры, то, вероятно, облик культуры будет на взгляд многих людей старшего поколения выглядеть более приятно и достойно, но он не будет отражать те явления, которые присущи современному обществу, а значит, будет лишен жизнеподобия.

· Разрушается единство смыслового поля культуры.

Современная наука рассматривает культуру как знаковую и символическую среду, сохранение единства которой также является важной частью «экологии культуры». Сегодня мы все меньше и меньше понимаем друг друга и уже не только на уровне межнациональном и межкультурном. Индивидуализация общества, создание субкультурных сообществ приводит к размыванию единого семантического (смыслового) поля культуры. Все чаще люди, говорящие на одном языке, сталкиваются с тем, что не понимают даже своих соотечественников. Смыслы, которые вкладываются в слова, понятия, термины не совпадают; нам все сложнее стало договариваться между собой: младшие плохо понимают старших, провинциалы с трудом постигают смысл, который вкладывают в свои сообщения жителей столичных городов, подростки одного района не могут найти общего языка с такими же подростками другого района. Объекты культурного наследия несут на себе отпечаток смыслов и значений и могут помочь людям договориться, найти общий язык.

10-11 классы

В центре внимания старшеклассников может оказаться проблема влияния статуса Санкт-Петербурга как объекта всемирного наследия на современную жизнь города и горожан. Что дал «северной столице» статус «объекта всемирного наследия»? Какие новые возможности приобрел Санкт-Петербург? Какие негативные последствия для города и горожан имеет присвоение такой огромной территории статуса «охраняемой зоны»? Почему в последние годы так настойчиво обсуждался вопрос об охраняемых границах Санкт-Петербурга? Легко ли горожанам жить в «городе-музее»? Можно ли развивать Петербург как современный город, сохраняя при этом наследие прошлого? Что каждый из нас может сделать для сохранения Петербурга? Вот круг вопросов, который может быть поднят в рамках тематического урока для учащихся 10-11 классов.

Соответственно, тема подобного урока-дискуссии может быть сформулирована следующим образом: «Статус “объект всемирного наследия”: возможности и ограничения». Главным результатом занятия станет формирование личной позиции школьников по вопросу сохранения природных и культурных памятников Санкт-Петербурга.

Наши рекомендации