Методика организации и проведения уроков тематического рисования

1. Роль сюжетно-тематического рисования в обучении детей основам изобразительной грамоты. Основные учебно-воспитательные задачи и содержание уроков тематического рисования. Связь тематического рисования с другими видами занятий по ИЗО.

2. Виды уроков тематического рисования (рисование по памяти, рисование по представлению, рисование по воображению, иллюстрирование).

3. Структура уроков тематического рисования (эмоциональный настрой на восприятие темы, вводная беседа, анализ хода работы, анализ техники, языка и материала, анализ задания, самостоятельная работа учащихся).

4. Основные приемы развития художественно-образного мышления детей на уроках рисования на темы. Место музыки и литературы на уроках изобразительного искусства. Интеграция различных искусств на уроках рисования на темы.

5. Методика обучения композиционному поиску на уроках тематического рисования.

6. Критерии оценки детских тематических рисунков.

Основная литература: (27, 108, 110, 112, 117-119, 123, 226)

Дополнительная литература: (15, 83, 84, 88, 89, 106, 128, 146, 158, 168, 170, 176, 177, 194, 195, 218, 227, 228)

Контрольные вопросы:

1) Какую роль играют уроки тематического рисования в развитии воображения и творческого потенциала учащихся?

2) Как проявляются развивающие, обучающие и воспитывающие функции уроков тематического рисования?

3) Почему уроки иллюстрирования рекомендуется проводить в блоке уроков, связанных с национальной культурой, эстетикой быта и костюма, изучением некоторых объектов композиции (элементов растительного и животного мира, людей, архитектуры и пр.)?

4) Как процессуально связаны вопросы «Что?», «Как?», «Чем?» с успехом урока тематического рисования? Как соотносятся эти вопросы с впечатлением от увиденного явления, разработкой образного строя сюжетной композиции, воплощением идеи в материале?

5) Дайте характеристику своеобразия приемов выполнения сюжетного рисунка детьми разных возрастных групп.

6) Сравните особенности замысла и воплощения сюжета детьми различных возрастных групп.

7) Определите методы и приемы развития замысла сюжетного рисунка и обучения способам изображения в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

8) Какие задачи формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения можно решать на уроках тематического рисования?

9) Перечислите объем задач развития объёмно-пространственных представлений и способов изображения пространства, которые могут с успехом быть решены на уроках тематического рисования. Приведите примеры.

19. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: история и современность. Методика обучения основам ДПИ.

1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: история и современность. Значение уроков декоративно-прикладной деятельности в воспитании эстетического вкуса учащихся и развитии их творческих способностей.

2. Развивающие, обучающие и воспитывающие функции уроков декоративно-прикладной деятельности. Объем знаний, умений и навыков, который планируется сформировать у учащихся
на уроках декоративно-прикладной деятельности.

3. Содержание уроков декоративно-прикладной деятельности: стилизация, орнаментальная композиция, традиционные виды росписи народных промыслов России, проектирование и изготовление изделий.

4. Художественное конструирование как вид декоративно-прикладной деятельности на уроках ИЗО в школе. Развитие у детей конструктивного мышления и навыки формообразования.

5. Изучение народных художественных промыслов на уроках декоративно-прикладного искусства. Основные принципы изучения народных промыслов: повтор, вариация и импровизация. Комплексный подход в изучении народного декоративно-прикладного искусства.

6. Структура уроков декоративно-прикладной деятельности. Роль упражнений в развитии технологических навыков и творческой активности детей, формы коллективной деятельности на уроках декоративно-прикладного творчества.

7. Основные критерии оценки декоративно-прикладных работ детей, выполненных по мотивам народного промысла и на основе самостоятельно разработанного стиля.

Основная литература: (20-22, 63, 96, 112, 119, 145)

Дополнительная литература: (1, 4, 6, 156, 161, 169, 182, 183, 184, 190, 204, 233, 234, 236, 281, 287, 292, 295, 298)

Контрольные вопросы:

1) Какая доля учебного времени отводится декоративно-прикладной деятельности в программе по изобразительному искусству под редакцией В.С.Кузина?

2) Какое место декоративно-прикладная деятельность занимает в программе «ИЗО и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского?

3) В чем выражается прикладное значение декоративного искусства, его преобразующая роль в жизни человека? Какое отражение находит это положение в типовых программах по изобразительному искусству?

4) В какой программе впервые были раскрыты основные принципы ДПИ, семиотика орнаментов в русском ДПИ и его народные корни?

5) В какой программе ДПИ занимает ведущее место и рассматривается как синкретическое искусство, связанное с народными традициями и культурой (устный и музыкальный фольклор, народные праздники, крестьянский лад)? Как в ней наряду с основными законами ДПИ рассматриваются национальные корни ДПИ стран и народов мира, а также народное искусство России, основных ее художественных промыслов?

6) Как возросший интерес к ДПИ и народному художественному творчеству отразился на содержании программ по изобразительному искусству?

7) Как можно охарактеризовать основные этапы стилизации: уплощение, упрощение, поиск пропорций и внутреннего ритма (линейного, тонального, цветового), учет материала и техники изображения?

8) Какие народные промыслы являются обязательными объектами изучения на уроках декоративно-прикладной деятельности?

9) Как можно реализовать соблюдение основных принципов ДПИ: единство формы, декора, назначения (от повтора через вариацию к импровизации) в процессе организации изобразительного творчества учащихся разных возрастных групп?

10) Чем отличаются задания по декоративно-прикладному искусству в 5-7-х классах от заданий в младших классах?

11) Какой критерий оценки детской работы, выполненной по мотивам народного промысла, можно назвать основным?

12) На каком этапе в структуре уроков ДПИ целесообразно рассматривать историю промысла, организовывать восприятие и сравнительный анализ декоративных изделий (вычленение особенностей этого промысла), изучать особенности декоративной композиции (ее разнообразие в рамках промысла), осуществлять составление характеристики промысла?

13) Через какие формы деятельности осуществляется изучение художественной особенности, специфики языка декора (стилизации) изделий народного промысла.

14) Какие требования предъявляются к показу основных технологических приемов и этапов работы по выполнению элементов декоративной композиции в рамках промысла (роспись, лепка, плетение, вышивание и т.п.)?

15) Почему в структуре уроков декоративно-прикладной деятельности особое значение имеет упражнение-повтор элементов росписи, лепки, узлови др.?

16) Что следует понимать под вариацией композиции из изученных элементов?

17) Что следует понимать под импровизацией на тему художественного промысла? Когда она возможна?

18) Почему следует использовать разные критерии оценки детских декоративно-прикладных работ, выполненных по мотивам народного промысла и на основе самостоятельно разработанного стиля? В частности, в чем выражаются критерии соблюдения специфики художественного промысла, как они соотносятся с самостоятельностью в разработке композиции и ее качеством?

19) Для каких декоративно-прикладных работ детей одним из критериев будет выступать соблюдение основных принципов декоративно-прикладного искусства?

20) Назовите основные признаки декоративности в рисунках детей начальной школы, как они соотносятся с уроками декоративно-прикладной деятельности?

Наши рекомендации