Формы и методы организации занятий
Материал программы разделён на три этапа по сложности и уровню подготовки.
Приступать к следующему этапу могут лишь успешно освоившие предыдущий этап и сдавшие нормативы и зачёты.
Разделы построены таким образом, что в рамках одной темы изучение нового материала строится на базе уже изученного. В то же время изучается параллельно несколько техник с тем, чтобы усвоение материала происходило более качественно и во взаимосвязи с разными темами. Это обеспечивает более наглядное представление о прикладном и практическом значении изучаемого материала.
В конце каждой темы проводится либо зачёт, либо тест-контроль, либо соревнования. По мере готовности обучающиеся имеют возможность получать соответствующие разряды.
Организация тренировочной деятельности включает следующие формы и методы:
1. Тренировочные групповые и индивидуальные занятия в зале;
2. Групповые занятия на школьных спортивных площадках;
3. Участия в семинарах и мастер-классах, как в школе, так и на выезде;
4. Участия в соревнованиях и показательных выступлениях;
5. Сдача зачётов и контрольных нормативов, как в школе, так и на выезде;
6. Теоретические занятия и инструктажи по технике безопасности в зале;
7. Спортивно-тренировочные сборы в летний период.
Основными формами обучения рукопашному бою являются групповые занятия, которые отвечают основным требованиям усвоения знаний, умений и навыков и техники безопасности на занятиях, а так же тестирование, участие в соревнованиях и семинарская и судейская практика.
В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, потоковым, в подгруппах, индивидуальном. При начальном обучении основам используется фронтальный метод обучения, так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся.
Особенности организации образовательного процесса
Группа 1 года обучения
На первом году обучения периодизация учебного процесса носит в большей степени игровой характер и строится по типу общей подготовки. Основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП, освоению базовых элементов техники рукопашного боя.
По окончанию учебного года учащиеся должны выполнить нормативные требования по общей физической подготовленности и специальной подготовке.
Основная задача на этом этапе - привить стойкий интерес к занятиям.
Группа 2 года обучения
В спортивно-прикладной группе второго года обучения основной задачей является повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности учащихся, а также большое внимание уделяется совершенствованию техники рукопашного боя при помощи специальных упражнений.
Группа 3 года обучения
На третьем году обучения предусматривается снижение объема физической подготовки, увеличение времени, отводимого на соединение технических действий, развитие спонтанности и прикладной направленности, а также, навыков безопасного поведения.
Учебное занятие состоит из трёх взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей:
а) подготовительной (разминка)
б) основной
в) заключительной.
Подготовительная часть (разминка) обеспечивает оптимальную эластичность связок, сухожилий, мышц, подвижность звеньев двигательного аппарата и функциональное врабатывание систем организма.
В основной частизанятия решаются следующие основные задачи:
· обучение технике и тактике, их закрепление и совершенствование;
· формирование умений применять технико-тактические действия;
· развитие физических способностей.
В начале основной части занятия изучается новый учебный материал. Закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий осуществляется в середине и в конце основной части занятия.
В заключительной части занятия подводятся итоги, отмечаются положительные моменты и допущенные недочёты.
Распределение учебных часов по разделам(37 учебных недель)
Разделы программы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения |
Теория | |||
ОФП | |||
Техническая подготовка | |||
Специальная подготовка | |||
Учебные поединки | |||
Соревнования и тэстирование | |||
Всего часов: |
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
1. Методы организации занятия – словесный, наглядный, практический.
2. Методы деятельности занимающихся – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
3. Методы организации деятельности занимающихся – фронтальный, индивидуальный, групповой, коллективный, в парах, поточный, «круговая тренировка» и др.
Прием.Основным приемом, применяемым на учебно-тренировочных занятиях, является физическое упражнение, как эффективный способ выполнения какого-либо двигательного действия, решающий конкретную физическую задачу.
По направленности занятия подразделяются на однонаправленные, комбинированные, и контрольные.
Однонаправленные занятия посвящены только одному из компонентов подготовки рукопашника: технической, тактической или физической.
Комбинированные занятия включают два-три компоненты в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, тактическая и физическая подготовка.
Контрольные занятия посвящены приёму нормативов у детей, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий).
Для реализации образовательной программы применяются следующие формы занятий:
тренинг, зачёт, соревнование, сдача нормативов.
- комплексное занятие включает, как правило, обще подготовительные и специально-подготовительные упражнения, а также упражнения по технической и тактической подготовке или их сочетания. Например, такое занятие может включать упражнения по общей физической подготовке и по технике; упражнения по специальной физической подготовке и по тактике. Во всех случаях необходимо, чтобы упражнения по физической подготовке увязывались с основным содержанием занятия данного типа.
- специализированное занятие является более узким по содержанию, но более целенаправленным, чем предыдущая форма подготовки.
Исходя из данных требований для реализации программы необходимо соответствующее кадровое и материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение
Проводить занятия по программе могут преподаватели, имеющие соответствующее спортивное педагогическое образование и спортивную классификацию в соответствии с видом «рукопашный бой», дающую право на преподавание данного вида детям младшего и среднего возраста.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.
Учебно-тренировочные занятия проходятся в спортивном зале школы №511 размером 40х20м с высотой потолков 10м с наличием гимнастической стенки и гимнастических станков.
1. - Татами или маты - 20 шт.;
2. - мяч набивной 2 кг. - 10 шт.;
3. - скакалки - 20 шт.;
4. - мяч волейбольный - 2 шт.;
5. - жгуты, экспандеры - по 1 шт. на каждого;
6. - секундомер - 1 шт.
Планируемые результаты
По окончании программы предполагается достичь следующих результатов:
Личностными результатами
изучения программы «Рукопашный бой» являются:
· формирование знаний истории единоборств своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
· готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; правил поведения.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
В области познавательной культуры:
· знания об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях спортивными единоборствами;
· знания по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами освоения программного материала, улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
· способности управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
· способности принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
· умения предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе тренировочной, игровой и соревновательной деятельности на основе требований техники безопасности, традиций и принципов единоборств; уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
· умения планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
· умения содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную форму, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
· умения длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
· формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
В области коммуникативной культуры:
· умения осуществлять поиск информации по вопросам современных
систем изучения и освоения тренировочного процесса (на мастер-классах, в справочных источниках, учебных пособиях, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в
самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
· умения формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с
другими обучающимися занятий физкультурно-оздоровительной и
спортивно-тренировочной деятельностью, излагать их содержание;
· в циклических и ациклических локомоциях: в части общефизической подготовки - с максимальной скоростью пробегать дистанции в соответствии с требованиями нормативов из положения низкого старта; пробегать в равномерном темпе кроссовую дистанцию в соответствии с нормативами; в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м. в соответствии с нормативами;
· в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять зачётные комбинации из 12 акробатических элементов и элементов самостраховки; сгибания рук в висе на перекладине (мальчики); сгибания рук в упоре лёжа; комплексное силовое упражнение в соответствии с нормативами.
· в спортивных играх играть в одну из спортивных игр (по упрощѐнным
правилам);
· демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
· владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.