Педагогической технологии развивающих игр

Название технологии Педагогическая технология развивающих игр. Автор: Б.П. Никитин.
Уровень и характер применения Общепедагогическая, метатехнология.
Философская основа Приспосабливающаяся.
Методологический подход Индивидуальный, групповой, личностно-ориентированный.
Ведущие факторы развития Психогенные.
Научная концепция освоения опыта Ассоциативно-рефлекторная + гештальт + суггестия.
Ориентация на личностные сферы и структуры индивида ЗУН (информационная), СУД (операционная), СУМ (саморазвития), СЭН (эмоционально-нравственная), СДП (действенно-практическая).
Характер содержания Проникающая, адаптивно-вариативная.
Вид социально-педагогической деятельности Обучающая, воспитательная, развивающая.
Тип управления педагогическим процессом Система «консультант», программное обучение.
Преобладающие методы Развивающие, проблемно-поисковые, игровые, саморазвивающие.
Организационные формы педагогического процесса Индивидуальная, групповая.
Преобладающие средства педагогического процесса Практические + наглядные + программированные.
Подход к ребенку и характер воспитательных воздействий Свободное воспитание.
Направление модернизации существующей традиционной системы На основе активизации и интенсификации деятельности детей. На основе методического и дидактического реконструирования материала.
Категория обучающихся Массовая, все категории.

Характеризуя технологию развивающих игр, особо важным моментом мы считаем рассмотрение ее целевых ориентаций.

Направление: формирование у ребенка готовности к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.

Цель:развитие воображения и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.

Задачи:

1. Ознакомить ребенка с различными способами получения и передачи информации.

2. Развивать творческие способности, воображение детей.

Немаловажным в понимании и функционировании данной технологии является описание ее концептуальной части: руководящих идей, гипотез, принципов.

Концептуальной основой педагогической технологии развивающих игр являются следующие идеи:

- Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

- Игра – форма психогенного поведения, то есть внутренне присущего, имманентного поведения личности (Д.Н. Узнадзе).

- Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

- Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).

- Игра – школа жизни и практика развития детей (С.Л. Рубинштейн).

- Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми (Д.Б. Эльконин).

- В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические преобразования. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Одним из важнейших компонентов структуры анализа любой технологии является процессуальная характеристика педагогической технологии, или описание особенностей методики, средств обучения, форм образовательного процесса в рамках данной технологии.

Так технология развивающих игр основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата интенсифицирующего развитие творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоского рисунка, инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами подачи информации.

Таким образом, ребенка знакомят с разными способами передачи информации. Задачи располагаются в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей: от доступных двух-трехлетнему малышу, до непосильных взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

В данном процессе практически отсутствует обучение, в котором формируются исполнительские черты в ребенке. Содержание большинства игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, позволяет детям и взрослым составлять новые варианты заданий, новые варианты игр, то есть заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В этих играх один из основных принципов обучения, «от простого к сложному», объединяется с принципом творческой деятельности, «самостоятельно по способностям». Таким образом, ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Процесс организации развивающих игр обеспечивает решение нескольких проблем, связанных с развитием творческих способностей:

1) развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

2) их задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до самого «потолка», ребенок развивается более успешно;

4) развивающие игры могут быть разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества;

5) не вторгаясь в игру ребенка, взрослый создает тем самым условия для развития детской самостоятельности.

В процессе реализации педагогической технологии развивающих игр ярко прослеживается принцип активности ребенка в деятельности, характеризующийся высоким уровнем мотивации. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей. Технология развивающих игр не является исключением.

Рассмотрим мотивационную характеристику технологии и основные этапы ее реализации, представленные в таблице 2.

Наши рекомендации