Педагогической технологии развивающих игр
Название технологии | Педагогическая технология развивающих игр. Автор: Б.П. Никитин. |
Уровень и характер применения | Общепедагогическая, метатехнология. |
Философская основа | Приспосабливающаяся. |
Методологический подход | Индивидуальный, групповой, личностно-ориентированный. |
Ведущие факторы развития | Психогенные. |
Научная концепция освоения опыта | Ассоциативно-рефлекторная + гештальт + суггестия. |
Ориентация на личностные сферы и структуры индивида | ЗУН (информационная), СУД (операционная), СУМ (саморазвития), СЭН (эмоционально-нравственная), СДП (действенно-практическая). |
Характер содержания | Проникающая, адаптивно-вариативная. |
Вид социально-педагогической деятельности | Обучающая, воспитательная, развивающая. |
Тип управления педагогическим процессом | Система «консультант», программное обучение. |
Преобладающие методы | Развивающие, проблемно-поисковые, игровые, саморазвивающие. |
Организационные формы педагогического процесса | Индивидуальная, групповая. |
Преобладающие средства педагогического процесса | Практические + наглядные + программированные. |
Подход к ребенку и характер воспитательных воздействий | Свободное воспитание. |
Направление модернизации существующей традиционной системы | На основе активизации и интенсификации деятельности детей. На основе методического и дидактического реконструирования материала. |
Категория обучающихся | Массовая, все категории. |
Характеризуя технологию развивающих игр, особо важным моментом мы считаем рассмотрение ее целевых ориентаций.
Направление: формирование у ребенка готовности к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.
Цель:развитие воображения и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.
Задачи:
1. Ознакомить ребенка с различными способами получения и передачи информации.
2. Развивать творческие способности, воображение детей.
Немаловажным в понимании и функционировании данной технологии является описание ее концептуальной части: руководящих идей, гипотез, принципов.
Концептуальной основой педагогической технологии развивающих игр являются следующие идеи:
- Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
- Игра – форма психогенного поведения, то есть внутренне присущего, имманентного поведения личности (Д.Н. Узнадзе).
- Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
- Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
- Игра – школа жизни и практика развития детей (С.Л. Рубинштейн).
- Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми (Д.Б. Эльконин).
- В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические преобразования. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Одним из важнейших компонентов структуры анализа любой технологии является процессуальная характеристика педагогической технологии, или описание особенностей методики, средств обучения, форм образовательного процесса в рамках данной технологии.
Так технология развивающих игр основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата интенсифицирующего развитие творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоского рисунка, инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами подачи информации.
Таким образом, ребенка знакомят с разными способами передачи информации. Задачи располагаются в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей: от доступных двух-трехлетнему малышу, до непосильных взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
В данном процессе практически отсутствует обучение, в котором формируются исполнительские черты в ребенке. Содержание большинства игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, позволяет детям и взрослым составлять новые варианты заданий, новые варианты игр, то есть заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В этих играх один из основных принципов обучения, «от простого к сложному», объединяется с принципом творческой деятельности, «самостоятельно по способностям». Таким образом, ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Процесс организации развивающих игр обеспечивает решение нескольких проблем, связанных с развитием творческих способностей:
1) развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
2) их задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до самого «потолка», ребенок развивается более успешно;
4) развивающие игры могут быть разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества;
5) не вторгаясь в игру ребенка, взрослый создает тем самым условия для развития детской самостоятельности.
В процессе реализации педагогической технологии развивающих игр ярко прослеживается принцип активности ребенка в деятельности, характеризующийся высоким уровнем мотивации. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей. Технология развивающих игр не является исключением.
Рассмотрим мотивационную характеристику технологии и основные этапы ее реализации, представленные в таблице 2.