Тема. Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности .

Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».

Творческий проект по разделу «Кулинария».

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.

« Подарок своими руками», « Умный дом», « Любимая юбка», «Сладкоежка», «Праздничный наряд», « Вяжем аксессуары крючком или спицами» и др.

Тематическое планирование (245 часов)

Разделы и темы Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности учащихся
Раздел «Кулинария»(24 ч)Санитария и гигиена Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи. Правила ухода за посудой и помещением. Современные моющие и чистящие средства. Безопасные приемы работы на кухне. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком. Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи. Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных моющих средств. Осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием. Оказывать первую помощь при ожогах и порезах.
Физиология питания Понятие физиологическая потребность. Пищевые питательные (питательные) вещества. Пищевая пирамида. Пищевые отравления и оказание первой помощи. Режим питания. Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах питательных веществ. Составлять свою пищевую пирамиду. Планировать свой режим питания. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.
Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки. Значение яиц в питании. Определение свежести яиц и способы хранения. Технология приготовления блюд из яиц. Значение хлеба в питании. Виды бутербродов. Технология приготовления. Требования к качеству готового изделия. Требования к качеству. Подача бутербродов. Виды горячих напитков. Технология приготовления. Подача горячих напитков. Изучать способы определения свежести яиц. Приготавливать блюда из яиц. Приготавливать и оформлять бутерброды. Приготавливать и оценивать вкусовые качества горячих напитков.
Блюда из овощей из овощей и фруктов Пищевая ценность овощей и фруктов. Способы сохранения. Влияние экологии на качество. Первичная и тепловая обработка овощей. Технология приготовления салатов из сырых и варенных овощей. Требования к качеству готовых блюд. Определять доброкачественность по внешнему виду. Выполнять первичную и тепловую обработку овощей и фруктов. Выполнять нарезку овощей. Отрабатывать точность и координацию выполнения приемов нарезки. Читать технологическую документацию. Овладевать навыками деловых отношений.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Технология приготовления блюд. Требования к качеству. Подача готовых блюд. Выполнять механическую обработку круп. Готовить и оформлять блюда из крупы и макаронных изделий.
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов. Виды продуктов. Признаки доброкачественности, условия и сроки хранения. Первичная и тепловая обработка рыбы. Технология приготовления. Требования к качеству. Подача готовых блюд. Определять доброкачественность продукции, срок годности. Выбирать и готовить блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. Сервировать стол и дегустировать готовые блюда.
Блюда из мяса и птицы. Виды мяса и значение мясных блюд в питании. Признаки доброкачественности, условия и сроки хранения. Первичная и тепловая обработка мяса. Технология приготовления мясных блюд. Требование к качеству готовых блюд. Подача готовых блюд. Определять доброкачественность мяса. Выбирать и готовить блюда из мяса. Выбирать оптимальный режим работы электронагревательных приборов. Планировать последовательность технологических операций. Оформлять готовое блюдо и подавать.
Заправочные супы Значение супа в рационе питания. Классификация супов. Технология приготовления супов. Оценка готового блюда, оформление и подача готового блюда. Рассчитать количество мяса и других продуктов для приготовления супа. Составлять технологическую последовательность приготовления супа.
Блюда из молока и кисломолочных продуктов Значение молока и кисломолочных продуктов. Молочные продукты. .Приготовление блюд из молока. Требование к качеству готовых блюд. Подача молочных блюд. Определять качество молока. Определять срок хранения Молока. Составлять технологическую последовательность приготовления блюд. Приготавливать блюда.
Изделия из теста Виты теста. Пищевые разрыхлители. Оборудование и приспособления, электрические приборы для выпечки. Технология приготовления теста. Подача их к столу. Анализировать рецептуру и кулинарное использование различных видов теста. Изготавливать тесто. Выбирать оптимальный режим работы оборудования и выпекать изделия. Соблюдать безопасные приемы труда.
Сладости, десерты, напитки Виды сладостей, десертов, напитков, Технология приготовления различных блюд. Подача к столу. Заботиться о максимальном сохранении витаминов в плодах ягодах. Приготавливать сладкие блюда и напитки. Оформлять готовые блюда.
Сервировка стола. Этикет. Сервировка стола к завтраку, ужину, празднику. Набор столовых приборов и посуды. Подача готовых блюд к столу. Оформление стола. Этикет поведения за столом. Проводить сравнительный анализ видов сервировки стола. Выполнять сервировку стола. Подбирать столовую посуду, приборы, столовое белье для сервировки стола.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»(7 ч)    
Интерьер жилого дома. Понятие об интерьере. Интерьер жилых помещений. Планировка кухни. Цветовое решение. Использование современных материалов и отделки. Декоративное оформление интерьера. Понятие о композиции. Применения текстиля в интерьере. Комнатные растения в интерьере. Технология выращивания растений. Роль освещения в интерьере. Типы светильников. Предметы искусства и коллекции в интерьере. Гигиена жилища. Экология жилища. Системы безопасности жилища. Знакомиться с функциональными ,эстетическими санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру. Выполнять эскизы интерьера. Находить информацию об интерьере жилого дома.
Раздел «Электротехника» (2ч) Общие сведения о видах, эксплуатации бытовых электроприборов на кухне. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Электронагревательные приборы. Правила безопасного пользования приборами. Пути экономии электрической энергии в быту. Общие понятия об электрическом токе. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. Изучать бытовые электроприборы. Изучать безопасную эксплуатацию приборов Изучать устройства и принципы действия приборов Ознакомиться с электромонтажными работами. Изучать пути экономии электрической энергии. Изучить электрические устройства с элементами автоматики.
Раздел “Создание изделий из текстильных материалов» (112ч)    
Свойства текстильных материалов Классификация текстильных волокон растительного, животного происхождения, химических волокон. Способы их получения и свойства. Основная и уточная нить в ткани. Ткацкие переплетения Изучать характеристики различных видов волокон. Определять виды переплетений нитей в ткани. Определять основную и уточную нить. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Распознавать виды волокон.
Элементы машиноведения Бытовая швейная машина, назначение основных узлов. Виды приводов. Организация рабочего места для выполнения работ. Правила безопасной работы. Формирование первоначальных навыков. Устройство и принципы работы регуляторов машины. Подбор иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Дефекты машинной строчки .Неполадки в работе швейной машины. Уход за швейной машиной. Приспособления к швейной машине. Изучать устройство швейной машины Наматывать нить на шпульку Заправлять верхнюю и нижнюю нить Выполнять машинные строчки, закреплять строчку машинной строчки Заменять машинную иглу Регулировать качество Разбирать и собирать челночное устройство Выполнять зигзагообразную строчку Чистить и смазывать швейную машину.
Конструирование швейных изделий Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Расположение конструктивны линий фигуры. Снятие мерок. Расчет конструкции. Построение чертежа. Подготовка выкройки к раскрою. Снимать мерки с фигуры человека Строить чертеж изделия Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежа Уметь читать чертеж
Моделирование швейных изделий Виды художественного оформления одежды. Приемы моделирования одежды. Выбирать вид художественной отделки швейного изделия Находить информацию о современных направлениях моды Выполнять эскизную разработку модели Выполнять подготовку выкройки выбранного фасона
Технология изготовления швейных изделий Ручные стежки и строчки. Технология выполнения машинных швов. Подготовка ткани и раскрой изделия. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Правила выполнения следующих технологических операций: -обработка деталей кроя -обработка застежек, карманов, поясов, бретелей, проймы и горловины -обметывание швов ручным и машинным способами -обработка вытачек -обработка изделия притачным поясом -обработка низа швейного изделия -проведение примерки, выявление и исправление дефектов -стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия -влажно-тепловая обработка Контроль качества изделия Определять способ полготовки ткани к раскрою Выполнять раскладку выкроек на ткани Читать технологическую документацию Обосновывать вид соединительных швов Стачивать детали и проводить отделочные работы Подготавливать и производить примерку Исправлять дефекты Овладевать безопасными приемами труда Выбирать режим и выполнять влажно-тепловую обработку труда Осуществлять самоконтроль и оценку качества изделия
Раздел «Художественные ремесла» ( 41 ч)    
Декоративно-прикладное искусство Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства. Традиционные виды рукоделия. Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте. Технология выполнения простейших ручных швов. Изучать лучшие работы мастеров Находить информацию для изучения видов народных промыслов Выполнять простейшие ручные швы
Лоскутное шитье Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики. Материалы для лоскутной пластики. Технология соединения деталей между собой. Изучать различные техники лоскутного шитья Составлять орнаменты для лоскутного шитья Подбирать лоскут по цвету, фактуре.
Ручная роспись тканей Понятие о ручной росписи тканей. Технология холодного, горячего батика. Особенности выполнения свободной росписи. Иметь понятия о ручной росписи ткани Создавать композиции для росписи ткани Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика
Вязания крючком Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Инструменты и материалы для вязания. Организация рабочего места. Технология вязания крючком. Подбирать крючки и нитки для вязания. Находить информацию о различных узорах и орнаментах Уметь читать схемы вязания Владеть методикой вязания крючком
Вязание спицами Инструменты и материалы для вязания на спицах. Ассортимент изделий. Вязание спицами лицевых и изнаночных петель. Закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна. Подбирать спицы и нитки для вязания. Уметь читать схемы вязания Вязать образцы и изделия на спицах
Вышивание Вышивка как вид народного изобразительного искусства. Из истории вышивки. Материалы и оборудование для вышивки. Техника вышивания. Организация рабочего места. Техника безопасных приемов работы. Эскизы альтернативных моделей, банк идей. Подбирать материалы, инструменты и приспособления для вышивки Уметь организовать рабочее место для вышивки Владеть техникой вышивания Выполнять образцы швов
Раздел « Элементы домашней экономики» ( 6 ч)    
Домашняя экономика Экономические связи в семье и обществе. Ресурсы семьи. Источники формирования бюджета семьи. Структура семейного бюджета. Понятие о балансе. Расходы семьи. Менеджемент в домашней экономике. Планирование организация и контроль. Основы предпринимательств Изучать и анализировать материал о домашней экономике. Находить информацию о элементах домашней экономике.
Раздел « Современное производство и профессиональное самоопределение» (2ч)    
Сферы производства, профессиональное образование Сферы и отрасли производства. Приоритетные направления развития техники и технологий. Понятия о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень труда. Виды учреждений профессионального образования. Знакомиться с технологической культурой производства Находить информацию о путях получения профессионального образования Знакомиться с профессиями
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (48 ч )    
Исследовательская и созидательная деятельность Понятие о творческой проектной деятельности. Этапы выполнения проекта. Анализировать и подбирать тему проекта Выполнять проект по разделам Изготавливать изделие Разрабатывать электронную презентацию проекта Защищать проект




Наши рекомендации