Исследовательская деятельность

Организация исследовательской

Деятельности обучающихся

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто

желает к ним приобщиться, должен достигнуть

этого собственной деятельностью, собственными

силами, собственным напряжением.

А. Дистервег

Значительные изменения экономической и социальной ситуации в стране, быстрые темпы технологизации производства, создание новых, неизвестных ранее, рабочих мест привели к изменению требований к обязательному образованию, получаемому детьми в школах. Время диктует новые стандарты образования. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Обучение в школе должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетентностей. Ученик считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применить усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни. Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.

Практика жизни показывает, что в настоящее время куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией, чем иметь определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Никто не отрицает важности наличия этих знаний, но происходящие сегодня изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования. Современная система образования должна быть построена на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов и законов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Одним из главных недостатков школьного обучения является стремление части педагогов свести процесс обучения исключительно к трансляции обучающимся системы готовых знаний. Вследствие этого процесс становления мышления носит стихийный характер, что приводит к появлению у ребенка проблем в усвоении учебного материала, снижению интереса к предмету и учебе в целом.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования. Акцент переносится на формирование у школьников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Продуктивным вариантом решения этой задачи является использование в школьном образовании исследовательского подхода. При массовой реализации исследовательского подхода в обучении происходит изменение в позиции школьного учителя: отказ от образа носителя суммы готовых знаний и переход к функции организатора и аналитика самостоятельной работы обучающихся.

Включение исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет не только значительно расширить у школьников диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути решения ситуации, но и ведет к возрастанию познавательного интереса, умению работать с источниками информации. Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики ученика: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию. Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Таким образом, потребность модернизации образования, а также сама жизнь делают включение школьников в исследовательскую деятельность актуальной проблемой современности.

Теоретические основы организации

Исследовательской деятельности обучающихся

Исследовательская деятельность

Организации исследовательской деятельности обучающихся опирается на такие понятия как «исследовательская деятельность», «исследовательский метод» обучения и «исследовательское поведение».

Идея использования исследования, как метода обучения, известна со времен Сократа. Организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы, появилась в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли), а впоследствии широко использовалась в отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский и др.).

Термин «исследовательский метод» был предложен доктором педагогических наук Борисом Евгеньевичем Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».

Исследовательский методможно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.

Возросший интерес современной педагогики к анализу процесса обучения в различных аспектах научного познания объясняется переориентацией обучения с традиционного предъявления готовых знаний на самостоятельное получение их обучающимися. «Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения - формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Рассмотрим сравнительные черты традиционного обучения и исследовательского обучения (таблица 1). [2]

Таблица 1

Наши рекомендации